Людмила Борисова
Проект «Весна красная»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Тополёк» с. Дефановка
муниципальное образования Туапсинский район
Проект : «Весна Красная»
Подготовил воспитатель:
Борисова Людмила Владимировна
2018 г.
Публикация «Проект „Весна красная“» размещена в разделах
Актуальность: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.
Тип проекта : групповой, среднесрочный, творческо-исследовательский.
Участники проекта : воспитатели, дети группы (4-5 лет, родители.
Цель проекта : познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в весенний период времени.
Задачи проекта :
- углубить представления об изменениях в природе весной;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой
природы;
- привлечь внимания к окружающим природным объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира;
- творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций;
- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Весна», «Весна в жизни зверей», «Огород на окне»; «Экосистема-лес»
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
-познакомить детей и родителей с коллекционированием из природного материала;
Этапы проекта :
- предварительный этап: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями;
- основной этап: цикл НОД по теме проекта, изготовление поделок из природного материала;
- заключительный этап: выставка «Поделки из природного материала», «Кормушки для птиц», развлечения «В весеннем лесу», «Коллекции из природного материала», дневники наблюдения детей за «Огородом на окне».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подбор иллюстративного материала по теме проекта;
Подбор художественной литературы по теме проекта;
Подбор дидактических игр по теме проекта;
Оформление уголка «Мир природы» в группе.
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»;
- Консультация для родителей «Экология и мы»; «Экологическое воспитание детей в ДОУ»
-Родительское собрание «Экологическое воспитание в ДОУ»;
- Оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления);
- Побуждение к выполнению совместной работы с детьми поделок «Медвежонок», «Кормушка для птиц».
-Сбор коллекций из природного материала;
Работа с детьми:
- Беседы с детьми по темам: «Весна в жизни зверей»; «В гости к деревьям»; «Животный мир леса»;
- Наблюдения в природе на прогулках.
-Ведение дневников наблюдений.
-Разучивание игр, стихотворений.
Работа с музыкальным руководителем:
- Подготовка к развлечению «В весеннем лесу».
Совместная деятельность воспитателей с детьми
Образовательные области
Вид детской деятельности
Речевое развитие
Развитие речи
Рассматривание иллюстраций о весне, составление описательных рассказов.
Составление описательных рассказов
Чтение художественной литературы
Пословицы, поговорки, загадки о весне.
Чтение стихотворений
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество
Рисование: «Весна в лесу», «Любимое насекомое», «Весна - красна», «Деревья», «Деревья и кусты».
Аппликация: «Скворечник».
Лепка: «Птицы», «Ель».
Самостоятельная художественная деятельность детей.
Музыка
Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".
Разучивание песен о весне
Познавательное развитие
ФЭМП
Ознакомление с природой:
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, шишек.
- цикл НОД «Ранняя весна», «Огород на окне», «Весна в жизни зверей», «В гости к деревьям», «Путешествие в весенний лес»
- цикл наблюдений: «На каких деревьях на нашем участке появляются почки?», «Что было сначала, что будет потом?», «Посеем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Почему весной птицы прилетают из теплых краев?», «Когда просыпаются насекомые?».
Опыты: «Отгадай, что за семена цветка»,
Эксперимент: «Что произошло с луком?»
Физическое развитие
Физическая культура
Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Лохматый пес», «Кегли», спортивные упражнения (катание на самокате, физкультура на прогулке, эстафеты.
Здоровье
Беседы: «Будем знакомы», «Витамины на окне», «Птицы весной», подвижные игры: «Передай - встань», «Птички и клетка», закаливание, физкультминутки, пальчиковые игры.
Социально-коммуникативное развитие
Безопасность
Беседы «Осторожно: растения на участке детского сада», дидактические игры «Кто или что это?».
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: ««Магазин цветов».
Дидактические игры: «Отгадайте, что за растение», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?», «Найди и промолчи».
Совместное украшение группы к весеннему празднику.
Труд
Уборка на участке, посадка семян на клумбах детского сада, пересадка цветущих растений (бархатцы, календула) на участке, сбор природного материала для поделок.
Ежедневные наблюдения в природе на прогулках:
- Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что весной солнце светит сильнее, греет;
- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);
- Наблюдения в цветнике ( познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих весною);
- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);
- Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны, рассказать о перелетных птицах).
- Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых).
- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить весенний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);
- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить понятия «лиственные», «хвойные»);
- Наблюдения за набуханием почек на деревьях.
- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.
В селе, на площадке детского сада есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, участие в выставке, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.
В уголке природы были помещены:
-Макеты леса, сельского двора, аквариума.
-Дидактические игры
-Художественная литература
-Коллекции из природного материала;
-Образцы круп;
-Набор для экспериментирования;
-Гербарии;
-Огород на окне;
-Поделки из природного материала;
-Календарь природы;
-Дневники наблюдения;
-Коллекции из природного материала;
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света, характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет сильнее; земля становится влажной, тепло; дуют теплые ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные весной выходят из спячки, нуждаются в тепле, пище
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Итогом проекта «Весна Красная» станет обобщение результатов нашей работы. Выставка поделок из природного материала; выставка коллекций; анализ дневников наблюдений, Проведение развлечения по теме «В гости к нам пришла весна». Проект позволит детям расширить знания о природе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
В данном проекте ведется еще работа по микропроектам :
-«Огород на окне»
-«Мы коллекционеры»
Предполагаемый результат:
1. Познавательный интерес к наблюдению за явлениями природы;
2. Познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности;
3. Развитие наблюдательности, творческой активности, коммуникативных навыков;
4. Стремление общаться со сверстниками в процессе продуктивной деятельности и коллективном труде;
5. Воспитание культуры поведения в природе. (см. приложения)
Приложения
Оформление информационного стенда
Исследовательская работа с детьми «Огород на окне»
Оформление уголка природы
Исследовательско- экспериментальная деятельность по теме «Огород на окне»
Беседа:«В гости к деревьям»
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
Возрастная группа
Ф. И. О.
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей?
3. Интересует ли Вас лично данная проблема?
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию?
В чем это проявляется?
- Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растения дома, обращает внимание на окружающую его природу,просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (выберите нужное или предложите свой вариант)
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?
6. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
7. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
8. Посадили ли Вы дерево?
9. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
10. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
11. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?
12. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
13. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
14. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?
15. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?