Сатканова Гульнар Шакановна
Проект «Веселый Чиполлино»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ Лопатинская СОШ ГДО
Эколого-познавательный проект «Веселый Чиполлино»
Исполнитель:
Сатканова Гульнар Шакановна,
воспитатель ГДО МБОУ
Лопати нской СОШ
Актуальность проекта :
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Многие дети ежегодно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?
Публикация «Проект „Веселый Чиполлино“» размещена в разделах
1. Организация опытно-экспериментального исследования по методу проекта в дошкольном учреждении.
По традиции воспитанники ГДО готовят рассаду для посадки. Для расширения знаний воспитанников о культурных и дикорастущих растениях, знакомства их с особенностями выращивания растений был разработан проект «Веселый Чиполлино», реализуя который ребята ищут пути решения проблемы выращивания рассады и ухода за высаженными растениями. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении. Участие в проекте исключительно на добровольной основе. Данный проект позволяет детям прикоснуться к природе, внести частичку своего труда окружающую красоту. Работа в этом проекте дает возможность развивать у воспитанников способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.
Проект охватывает предметные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Чтение художественной литературы».
Проект «Веселый Чиполлино» направлен на развитие экологической культуры, познавательно-исследовательской деятельности, коммуникативных умений, формирование положительного отношения к труду (воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам). На протяжении работы над проектом воспитанники смогут проявлять инициативу, научатся принимать коллективное решение, участвовать в опытах и экспериментах, сами делать определенные выводы и подводить итог собственной деятельности.
2.2. Информационная карта
Название проекта «Веселый Чиполлино»
Направление проекта Эколого-познавательное
Вид проекта Продукционный, практико- ориентированный, творческий
Исполнители проекта Воспитанники группы, воспитатели, родители
Руководитель проекта Сатканова Гульнар Шакановна
Деятельность в рамках проекта Выращивание лука.
Сроки реализации проекта Сентябрь – Декабрь 2020 года
(среднесрочный)
2.3. Проект «Чиполлино»
Проблемный вопрос:
Откуда появляются ростки лука?
Цель проекта :
Обеспечение условий для экологического и трудового воспитания, расширение представлений об окружающем мире через наблюдения, опытническую и экспериментальною деятельность.
Задачи:
1. Углублять знания детей о растениях и их разнообразии.
2. Познакомить детей с условиями выращивания растений, правилами и последовательностью работ по уходу за ними, овладением рядом практических навыков.
3. Учить детей пользоваться орудиями труда (грабельки, лейки и т. д.).
4. Формировать умения и навыки выращивания растений, развивать интерес к труду.
5. Развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, чувство ответственности за сохранение зеленых насаждений, удовлетворять детскую пытливость.
6. Обогатить словарный запас, развивать связанную речь. Активизировать внимание, память, развивать логическое мышление и умение делать выводы.
7. Формировать бережное отношение к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт.
8. закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения;
9. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми; стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов.
10. Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Методы проекта :
Исследовательские:
опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельные и коллективные).
Словесные:
беседы, стихи, пальчиковые игры и др.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, музыка.
Планируемый результат:
1. 70% детей познакомятся со свойствами и способах его выращивания;
2. Проведено наблюдение за ростом лука, зафиксированы результаты;
3. Проведение экскурсии в библиотеку по теме: «уход за овощами»
4. Проведение экспериментирования с луком;
5. Выставка поделок: «чудо лук»;
6. Создание картотеки «огород»;
7. Разработано два конспекта НОД.
8. Готовность участвовать в практических делах (посадка, уход за рассадой).
9. Сформировать навыки культурного поведения в природе, умении беречь и заботиться о ней.
10. Вызвать желание передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и коллективных работах.
11. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
2.5. Предварительная работа.
Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта;
Выставка книг со сказками, рассказами, стихами о цветах, организованная с помощью родителей;
Выбор и приобретение луковиц для посадки с помощью родителей;
Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта;
Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток;
Раскрашивание картинок «Чиполлино»;
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций в книгах.
Практическая часть проекта.
Этапы реализации проекта
I Организационный этап:
1. Познакомить родителей с целями и задачами проекта «Веселый Чиполлино», определить их роль в проекте.
2. Приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, семена для посадки.
3. Подобрать различные наглядные пособия и игровой материал.
4. Составить перспективный план по реализации проекта
II Основной этап
1. Создание и поддерживание экологически-необходимых условий для выращивания растений.
2. Выращивание рассады, уход за растениями.
3. Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением лука, чтение книг о растениях, рисование и лепка с целью формирования элементарных представлений по разделу "Экология"
4. Совместный труд со взрослыми.
5. Наблюдения, экспериментальная деятельность на прогулках и в уголке природе.
III Обобщающий этап
1. Презентация проекта в форме портфолио интересных дел.
2. Организация фотовыставки «Раз лучок, два лучок».
3. Обобщение опыта на уровне ДОУ.
План-схема работы с детьми и родителями по реализации
проекта «Веселый Чиполлино».
№ п/п Мероприятия Цели Ответственные Сроки реализации
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели, родители. Сентябрь
2. Консультации для родителей по реализации проекта
Просвещать родителей по данной теме. Воспитатели Сентябрь-декабрь
3. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений на окне». Воспитатели родители. Сентябрь-Октябрь
4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. Воспитатели Сентябрь
5. Занятие «Дикорастущие и культурные растения» Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком, познакомить с интересными представителями мира растений. Воспитатели Сентябрь
6. Практическая деятельность: посадка лука Вызвать интерес к выращиванию. Воспитатели Сентябрь
7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование и лепка. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. Воспитатели Сентябрь-декабрь
8. Отгадывание загадок про цветы. Развивать смекалку, память, внимание. Воспитатели Сентябрь-декабрь
9. Рассматривание цветка, уточнение строения. Формировать представление детей о строении цветка. Воспитатель ноябрь
10. Лепка из пластилина цветов. Оформление мини-клумбы «Аленький цветочек». Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. Воспитатели ноябрь
11. Уход за рассадой. Формировать у детей умения ухаживать за растениями (полив, рыхление, прополка). Воспитатели ноябрь
12. Наблюдения: «Растут ли наши растения?» Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Воспитатели ноябрь
13. Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». Закреплять классификацию цветов по ценности для людей. Воспитатели декабрь
14. Чтение художественных произведений о растениях. Познакомить детей с творчеством писателей Воспитатели декабрь
15. Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта. Развивать творческие способности детей Воспитатели декабрь
16. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Воспитатели декабрь
17. Анализ результативности Воспитатели декабрь
Посадили лук весёлый
Чтобы вырос он огромный
Ведь наш лук хорош везде
И в лекарстве и в еде
(Индивидуальная посадка лука, оформление стаканчика)
Стихотворения про лук
Всем на зависть нынче лук.
Чудной формы и упруг,
Точно шарик непокорный,
Вырывается из рук.
Он на редкость круглый – вижу,
Золотистый, красный, рыжий.
Но, снимая кожуру,
Прекратишь свою игру.
Глаз защиплет не на шутку.
Зареветь решил, как будто?
***
Лук в саду и в огороде,
Да при всём честном народе,
Развивается, растёт.
От болезней нас спасёт.
***
Да, удачный вырос лук.
Всё свершилось. Но не вдруг.
Труд затрачен мною был.
За посадкой я следил.
Вырос крупный лук-порей.
И теперь ты не болей.
Репчатый — в салат добавь.
И на стол смелее ставь.
Необычный лук-батун,
И сибирский лук слизун.
Ароматный, горьковатый –
Плачешь? Кто же виноватый?
Автор текста и стихотворений: Ирис Ревю
Загадки
Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа эта -. (лук)
Репчатый лук разного окраса
Репчатый лук с различной формой луковицы
Список литературы
1. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология : развитие мотивации [Текст] : В. Васильев // Народное образование, 2000,- № 9.- С. 177 - 180.
2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики [Текст] : ред. коллегия Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Мозаика- Синтез, - 2008. -112с.
3. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ : Библиотека руководителя ДОУ [Текст] : Е. С. Евдокимова - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64с.
4. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст] : ред. коллегия Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. - М. : АРКТИ, 2005. - 96 с.
Приложения
Приложение №1
Конспект занятия «Цветочная Фея»
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к процессу появления цветов на клумбах;
2. Познакомить детей с разными видами семян (бархатцы, календула);
3. Учить детей правильно и последовательно выполнять процесс посева семян в почву;
4. Воспитывать трудолюбие, развивать чувство прекрасного в красках природы.
Методы и приемы:
Игровой, беседы, рассматривание иллюстраций семян, вопросы, тактическое участие, художественное слово, поощрение.
Предварительная работа:
беседа, рассматривание комнатных цветов в уголке природы;
рассматривание иллюстраций цветов.
Материалы и оборудование:
костюм феи;
волшебная палочка;
иллюстрации с изображениями клумб;
магнитная доска;
магниты;
иллюстрации с изображениями соцветий бархатцев, календулы;
столы;
тарелочки;
горшочки с почвой;
салфетки;
детские лейки с водой;
семена календулы и бархатцев;
фартуки на каждого ребенка.
Ход занятия:
Дети в фартуках сидят на стульчиках, входит Фея с волшебной палочкой.
Фея: Здравствуйте ребята! Я слышала, что вы очень любите цветы! Правда ли это?
Дети: Правда!
Фея: Палочка нам помоги – клумбы летом покажи!
Рассматривание иллюстраций с изображениями клумб на магнитной доске.
Фея: Ребята, а вы хотите, что бы на вашей клумбе летом цвели такие же красивы цветы?
Дети: Да, хотим!
Фея: А вы знаете, чтобы цветы зацвели нужно много трудиться! Не боитесь трудностей?
Дети: Нет!
Фея: Палочка моя прикоснись - под салфеткой все появись! (открывает салфетку)
Ой, ребята здесь чудеса, а в тарелочках то семена. Подходите к семенам. Найдите в своей тарелке семена похожие на полумесяц (показывает) – из них вырастают замечательные цветы календулы (показывает иллюстрации с изображениями календулы).
А сейчас найдите остренькие семена с черными кончиками – из них вырастают цветы бархатцы (показывает иллюстрации с изображениями бархатцев).
Палочка моя взмахни – ребятам горшочки подари! (открывает салфетку)
Дети берут тарелки, подходят к горшочкам с почвой.
Фея: Я палочкой взмахну, и семянки посажу, и ребята все со мной! (показывает, индивидуальная работа)
А сейчас леечка льет и водички не жалеет! (расставляют горшочки на подоконник)
Эй, детвора круг собирай, да слово повторяй!
Пусть растут цветы небывалой красоты!
Идут по кругу, произносят слова 3 раза.
Усаживаются на стульчики.
Фея: Потрудились вы на славу! Молодцы!
Ребята, я хочу вам сказать что это все только начало. Когда появятся всходы нужно их поливать, пропалывать, рыхлить почву. И это еще не все: готовить почву на клумбе, высаживать саженцы и все долгое лето за ними ухаживать.
А теперь мне пора! Как раз до сентября… приду, погляжу на вашу красоту! До свидания!