МААМ-картинки

Проект «Вечный песенный огонь»

Татьяна Федосова
Проект «Вечный песенный огонь»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Вечный песенный огонь».

Подготовила: Музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №1 г. Лебедянь

Федосова Татьяна Анатольевна.

Обоснование выбора темы

Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной войны в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько песен было создано на войне! Порой только песня с ее жизнеутверждающим текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала. У каждой песни своя биография, своя судьба. Я решила выяснить, знают ли наши воспитанники песни, которыми жила и дышала Родина в «суровых сороковых», песни, которые пели солдаты Великой Отечественной войны в часы затишья.

Публикация «Проект „Вечный песенный огонь“» размещена в разделах

Цель проекта : Рассказать о значении песен в жизни народа в дни Великой Отечественной войны. Формировать представление о жанре «песня». Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Выявить роль песни и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Расширить музыкальный кругозор детей.

2. Ознакомить с лучшими образцами песен военных лет.

3. Расширять навыки анализа музыкальных произведений (песен)

4. Показать взаимосвязь музыкального и литературного жанров (песни)

5. Воспитывать интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной войны.

6. Развивать патриотические чувства к своей Родине через песни.

Актуальность: Военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Объект исследования:

1. Песни периода Великой Отечественной войны.

2. Песни о войне, написанные после войны.

Область исследования:

1. Литературное чтение.

2. Музыка.

Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан.

Ожидаемые результаты проекта :

1. Понимание важности праздника День Победы в жизни русского человека.

2. Формирование у детей начальных представлений о песнях Великой Отечественной войны, о песнях которые вели нашу страну к Победе, их авторов и историю создания песен.

Этапы проекта :

1. Подготовительный. Определение темы проекта. Формулировка цели и задач. Составление плана основного этапа проекта. Беседы с детьми (выявление знаний детей о ВОВ). Сбор художественной и музыкальной литературы

2. Основной. 1. Практическая помощь в систематизации полученных знаний. 2. Выполнение проекта.

3. Заключительный. Развлечение для детей и взрослых «Песня на все времена»

Вид проекта : познавательно – развивающий.

Участники проекта : Дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Срок работы над проектом : 13апреля-8 мая (краткосрочный)

Материалы проектной деятельности

Военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий.

В соответствии с планом работы над проектом среди дошкольников подготовительных групп был проведё н опрос на тему: «Какие Песни Великой Отечественной войны вы знаете?», «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня?».

Результаты опроса

Какие Песни Победы вы знаете?

43% - «Катюша»

22% -«Священная война»

20% - «Синий платочек»

8% -«Темная ночь»

7% -«В землянке»

Большинству опрошенных (90%) эти песни знакомы по трансляциям на ТВ праздничных концертов, посвященных Дню Победы, а также кинофильмам. У 10 % эти песни звучат дома.

Где звучат эти песни сегодня?

10%- Поют дома

90% - Звучат на ТВ

Кто автор этих песен?

100% - Не знаю

Никто из дошкольников подготовительных групп ничего не знал об авторах и истории создания этих песен.

Наблюдения за использованием военных песен в праздновании 70-летия Победы показали, что популярными сегодня являются следующие песни:

1. «Священная война»

2. «Синий платочек»

3. «Катюша»

4. «Темная ночь»

5. «В лесу прифронтовом»

6. «Смуглянка»

7. «В землянке»

При исследовании проблем военной песни, было выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра, следовательно, встал вопрос классификации военной песни. Решая эту задачу, я разделила военные песни на несколько групп.

1. Патриотические песни. Песня-призыв защищать Родину («Священная война»)

2. Прощальные песни. В них звучит тема расставания и разлуки с женами, детьми, матерями, родственниками («Прощайте, скалистые горы»; «Вечер на рейде»; «До свиданья, города и хаты», «Огонек», «Дороги»)

3. Лирические песни. Песни, в которых солдаты вспоминали о доме, семье («Темная ночь»; «В землянке», «Синий платочек»; «В лесу прифронтовом», «На солнечной поляночке»)

4. Шуточные и задорные песни. Их пели солдаты в минуты отдыха на привале («Катюша», «Смуглянка», «Песенка фронтового шофёра»)

5. Победные песни. В них поется о победе советского солдата над врагом. («Дорога на Берлин»)

6. Песни о войне, написанные после войны («Алеша» Колмановского, «Последний бой» Ножкина, «Журавли» Френкеля, «Песня десятого десантного» Окуджавы)

Анализируя тематику военных песен, я выяснила, что песня-призыв звучала в начале войны («Священная война»). Мирные, довоенные песни стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным («Синий платочек», «Катюша»).

Меняется обстановка на фронтах, «до смерти четыре шага», а в землянках запели, заиграли про любовь. Лирическая песня-воспоминание, песня-ностальгия позволила высказать самые сокровенные мысли и чувства («Тёмная ночь», «Случайный вальс»).

Осознание горя, причинённого войной, рождало песни-утраты, песни-драмы («Вечная слава героям», «Враги сожгли родную хату»).

Песня-шутка («Вася-Василёк», «Мишка-одессит», военные куплеты, сатирические частушки придавали силы.

Песня-ликование, песня-слава звучит в победном 1945 году («Ехал я из Берлина», «Дорога на Берлин»).

В качестве одной из задач исследования стоял вопрос, связанный с выявлением особенностей воздействия военной песни, которые заключаются в следующем:

• – объединяющая сила;

• – создание ощущения эмоционального подъема;

• – передача атмосферы времени;

• – передача самых сокровенных мыслей и чувств, веры в победу.

Заключение

В ходе знакомства с песнями мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.

1. Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага.

2. Песни объединяли, морально помогали выстоять и победить.

3. Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали их веселой шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных.

4. Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.

Таким образом: Много песен о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Они тоже сыграли заметную роль в жизни нашего общества.

Литература:

• Бирюков Ю. Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях. – М., 1988.

Друзья однополчане: О песнях, рожденных войной/ Сост. А. Е. Луковников. – М., 1975.

• Жарковский Е. Люди и песни: Песня в строю. – М., 1978.

• Лебедев П. В боях за Советскую Родину. Песни Великой Отечественной войны. – М., 1979.

• Утесов Л. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой: Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны / Сост. Красильщиков. – М., 1985.

• Песни о Великой войне и Великой Победе. Сборник СПб. : Композитор, 2000

• Разговор пойдет о песне. Р. Рождественский. М. : Советская Россия,1999

• Хоровая литература. И. Усова. Раздел 2, глава 1. Массовая песня. М. : Музыка, 1976.

Аудиозаписи:

«Золотой фонд» Кумиры прошлых лет. «Эх, дороги»

«Звезды, которые не гаснут». Лучшие песни разных лет. М. Бернес.

Публикации по теме:

Фотоотчет экскурсии к мемориальному комплексу: Вечный огонь и Аллее Славы.Фотоотчет экскурсии к мемориальному комплексу: Вечный огонь и Аллее Славы. .

Художественно-эстетический проект «Песенный венок Кубани» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №12 «Сказка» г. Новокубанска Художественно – эстетический проект.

Проект «Огонь-друг, огонь-враг» Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать.

Проект «Огонь наш друг, огонь наш враг» в подготовительной группе Проект «Огонь наш друг, огонь наш враг» в подготовительной группе Актуальность: Любопытство детей часто ставит их перед реальной опасностью,.

Проект «Осторожно огонь!» Проект «Осторожно огонь!»Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного.

Рисование ко Дню освобождения города Ростова-на-Дону «Вечный огонь» Программное содержание: Формировать знания детей о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Сценарий к Дню Победы «Вечный песенный огонь» "Вечный песенный огонь" Музыкально - литературная гостиная с участием учащихся Детской музыкальной школы Цель: развитие интереса у старших.

Сценарий праздника «Песенный венок Кубани» Сценарий праздника «Песенный венок Кубани», в рамках региональной программы «Кубанские родники». Цель: Развитие нравственных чувств, ценностного.

Творческая мастерская «Вечный огонь» (подготовительная группа)Творческая мастерская «Вечный огонь» (подготовительная группа) Дети из подготовительной группы "Капельки" ГБДОУ детского сада 64 Приморского района вместе со своими воспитателями Анисимовой С. А. и Гыпыловой.

Вечный огонь. Мастер-классВечный огонь. Мастер-класс Долго думала как оформить зал к праздникам 23 февраля и 9 мая. решила из подручного материла сделать вечный огонь. На работу ушло времени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Вечный песенный огонь»
Опубликовано: 28 марта 2016 в 21:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Вечный песенный огонь»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Федосова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД