Кашина Елена Владимировна
Проект в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок с самого своего рождения является исследователем, первооткрывателем мира который его окружает. Он активно стремится узнать об окружающем его мире, как можно больше.
Детство- это самый важный и ответственный период жизни любого ребёнка. В этот период происходят большие изменения в его психическом развитии. Значительно возрастает познавательная активность ребё нка : развиваются восприятия, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Такое интенсивное развитие всех психических функций формируют у дошкольника познавательное отношение к окружающей действительности, его познавательную активность.
Публикация «Проект в жизни дошкольника» размещена в разделах
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познавательной деятельности, когда ребёнок активно взаимодействует с окружающим его миром предметов. Это активность выражается в заинтересованном принятии важной информации, в желании её уточнить и углубить, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества.
Развитие познавательной активности ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым.
Это исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора и тд.
Особенно важна в дошкольном учреждении познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире.
Как же разглядеть и поддержать первые ростки детского исследовательского поведения уже в младшем дошкольном возрасте?
В первую очередь это отсутствие искусственных ограничителей детской территории, многочисленных запретов: «Туда не ходи», «руками не трогай», «стой рядом, а то испачкаешься»;
невнимания к детским вопросам: «Не говори глупости», «отстань» ,«не приставай»;
пренебрежительного отношения к детским выводам и умозаключениям.
Внешнее, насильственное ограничение поисковой активности ребенка приводит к снижению потребности в исследовательском поиске.
Во-вторых, это хорошо организованная предметно-развивающая среда в группе, стимулирующая ребенка к исследовательской деятельности.
В третьих, работа с родителями, вовлечение их в образовательный процесс по формированию творческого исследовательского поиска. Опыт показывает, что проектно-исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Чаще обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин.
Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента:
- развитие у детей исследовательских умений и навыков; - детскую исследовательскую практику; - мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.
Ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки. В ходе развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска. К ним относятся следующие знания, умения и навыки:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить собственные мини-доклады;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Задачи это трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решаются успешно.
Дети работают с интересом и удовольствием.
Еще одним методом активизации поисковой деятельности дошкольников является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Дети этого возраста характеризуются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.
Проект дошкольника неизбежно включает основные элементы:
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования, выработка гипотез;
• Поиск и предложение возможных вариантов решения;
• Сбор материала;
• Обобщение полученных данных;
• Подготовка и защита проекта (сообщение, доклад, создание макета).
Толчком к началу проекта может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Далее ребенок выдвигает гипотезу. Дети постоянно выдвигают различные предположения по поводу того, что они слышат, видят, чувствуют. Умение выдвигать гипотезы ребенком тесно связано с умением ставить вопросы и искать на них ответы разными способами.
Здесь педагогам необходимо подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально сможет реализоваться как исследователь. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться.
Сбор материала может происходить из различных источников. В дошкольном возрасте дети еще не умеют читать и писать, поэтому необходимо их научить пиктографической «грамотности» - использование значков и картинок. При помощи этих картинок-рисунков дети в дальнейшем смогут воспроизвести некоторый текст.
Хорошо, если у каждого ребенка есть специальная «папка исследователя». С этой папкой ребенок передвигается в некотором пространстве проектной деятельности. Если он узнает что-то новое, то в его папке появляется новый рисунок-запись.
В отличие от традиционной учебной деятельности, проектно-исследовательская деятельность не предполагает жестко организованных, заранее спланированных занятий. В системе занятий акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний на индивидуальную исследовательскую практику. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая не только тематику, но и сами предметы собственных учебных исследований.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проектно- исследовательская деятельность – один из интерактивных, инновационных методов современного обучения, который помогает не только всестороннему развитию ребёнка, но и усиливает положительную мотивацию к знаниям, даёт толчок в отношениях “Родители –ребёнок -детский сад. ”
Считаю что метод проектов в работе по развитию познавательной активности дошкольников сегодня – это оптимальный,инновационный и перспективный метод.