Нина Дегтярева
Проект «В усадьбе пчелки Майи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 222»
ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: «В усадьбе пчёлки Майи»
Образовательная область: Познавательное развитие
Выполнила:
Дегтярева Н. Н., воспитатель
первой квалификационной категории.
г. Оренбург, 2021г.
Содержание
Пояснительная записка
Сценарий совместной деятельности по решению задач
Приложение
Публикация «Проект „В усадьбе пчелки Майи“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Темочки
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – самое время стать первооткрывателем этого огромного мира. Мы, взрослые, на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения большое значение имеют знания ребёнка и его опыт. В процессе наблюдения взрослый задаёт вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой. Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях, необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Название проекта : «В усадьбе пчёлки Майи»
Образовательная тема проекта : ознакомление с окружающей действительностью
Цель: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи:
Образовательные:
формировать представление детей о том, как выращивают рассаду овощей;
обобщить представление о необходимости света, тепла и воды для роста растений;
познакомить детей с жизнью пчёл, пчеловодством;
рассказать о полезных свойствах овощей, мёда;
формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
развивать умения и навыки использования даров природы для сохранения собственного здоровья;
обобщать словарный запас детей и их знания об овощах и цветах;
развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
воспитывать экологическую культуру детей;
воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность;
воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Планируемые результаты:
- Сформированы представления детей о том, как выращивают рассаду овощей;
- дети имеют представление о необходимости света, тепла и воды для роста растений;
- дети ознакомлены с жизнью пчёл, с трудом пчеловодов;
- познакомившись с полезными свойствами овощей и мёда, дети с удовольствием употребляют их в пищу;
- сформированы навыки исследовательской деятельности;
- пополнились словарный запас детей и их знания об овощах, цветах и пчёлах;
- сформировано уважение к труду и бережное отношение к его результатам;
- содружество и сотворчество детей создали благодатную почву для формирования экологической культуры и личностного общения.
Вид проекта – познавательно - экспериментальный.
Срок реализации: с 22.03 по 23.04. 2021 г.
Участники проекта :
• Дети 5- 6 лет группы компенсирующей направленности
• Педагоги - воспитатели группы
• Родители воспитанников
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
№№ п/п Этап Содержание деятельности Сроки
1 Организационный 1. Разработка перспективного плана по реализации проекта;
2. Подбор методической литературы;
3. Подбор художественной литературы, иллюстраций, фотографий об овощах и цветах, о выращивании рассады; о жизни пчёл; работа с родителями по организации огорода на окне. 1 неделя
2 Практический
1. Проведение ОД, бесед о выращивании овощных культур и цветов; о жизни пчёл, о пчеловодстве.
2. Привлечение родителей к участию в проекте;
3. Посадка семян. Оформление огорода на окне «В усадьбе пчёлки Майи».
4. Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр, экспериментальной деятельности. 3 недели
3 Презентационный Проведение презентаций:
выставки работ детей; презентация Дневника наблюдений, фотоальбома; участие в конкурсе «Огород на окне». 3 дня
4 Заключительный Высадка рассады овощей в огород, цветов – на клумбу. 2 дня
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Недели Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Совместная со взрослыми деятельность 1-ая
22.03-26.03 Разработка плана по реализации проекта; подбор методической, художественной литературы; работа с родителями по организации огорода на окне.
2-ая
29.03-02.04 Беседа «Огород на окне»
Наблюдение: рассматривание семян через лупу.
Трудовая деятельность: посадка семян овощей и цветов.
Дидактические игры: «Вершки- корешки»
Чтение худ. лит-ры: В. Бонзельс «Приключение пчелки Майи»
Беседа «Где живут пчелы?»
Дидактические игры: «Угадай по запаху»
Пальчиковая гим-ка: «У Лариски две редиски»
Чтение худ. лит-ры: В. Бонзельс «Приключение пчелки Майи»
Экспериментальная деятельность: выращивание лука в разных условиях : в почве и в воде.
Подвижная игра: «Пчелы» Беседа «Что я знаю о здоровом питании?»
Дидактические игры: «В саду – на огороде»
Чтение худ. лит-ры: В. Бонзельс «Приключение пчелки Майи»
Экспериментальная деятельность: «Ветка в вазе»
Просмотр мультфильма «Приключение пчелки Майи» Беседа «Откуда берутся овощи?»
Дидактические игры: «Опиши -я отгадаю!»
Пальчиковая гим-ка: «Овощи»
Наблюдение: наблюдение за ростом лука в воде и в почве.
Трудовая деятельность: Уход за огородом: полив, «подкормка», рыхление, опрыскивание, пикировка
Дидактические игры: «Чудесный мешочек»
Пальчиковая гим-ка: «Жил один садовод»
Наблюдение : наблюдение за веточками в воде; появление почек и листьев.
Подвижная игра: «Пугало»
Трудовая деятельность: Мытьё поддонов
Творческая деятельность: Лепка овощей.
3-я
05.04-09.04
Беседа «Труд сельских жителей на приусадебных участках»
Дидактические игры: «Чудесный мешочек»
Пальчиковая гим-ка: «Овощи»
Наблюдение: наблюдение за всходами томатов и редиса.
Просмотр презентации : «Витамины на столе» Дидактические игры: «Опиши -я отгадаю!»
Чтение худ. лит-ры: Стихотворение В. Коркина “Что растет на нашей грядке?”
Трудовая деятельность: Мытьё поддонов
Беседа «Орудия труда.»
Дидактические игры: «На что похоже?»
Наблюдение: зарисовка роста лука в дневник наблюдения.
Подвижная игра: «Горячая картошка» Беседа «Безопасная работа в огороде»
Дидактические игры: «В саду – на огороде»
Чтение худ. лит-ры: Г. Юдина “Сказка о том, как овощи воевали”
Трудовая деятельность: Уход за огородом: полив, «подкормка», рыхление, опрыскивание, пикировка.
Дидактические игры: «Угадай по запаху»
Чтение худ. лит-ры: Потешки об овощах
Экспериментальная деятельность: «Что внутри?»
Творческая деятельность: Лепка овощей
4-я
12.04-16.04
Дидактические игры: «Опиши -я отгадаю!»
Пальчиковая гим-ка: «Капуста»
Экспериментальная деятельность: опыт «Есть ли в почве воздух?»
Настольная игра «Пчелки в улье» Беседа «Как нужно ухаживать за овощными культурами»
Дидактические игры: «Чудесный мешочек»
Пальчиковая гим-ка: «У Лариски две редиски»
Дидактические игры: «В саду – на огороде»
Чтение художественной литературы: Д. Родари “Чипполино”
Подвижная игра: «Медведь и пчелы» Беседа «Как нужно ухаживать за садовыми цветами»
Дидактические игры: «На что похоже?»
Трудовая деятельность: Уход за огородом: полив, «подкормка», рыхление, опрыскивание, пикировка Дидактические игры: «Вершки- корешки»
Пальчиковая гим-ка: «Овощи»
Творческая деятельность: Поделка из бумаги: Пальчиковая игрушка «Пчёлка Майя»
5-я
19.04-23.04
Беседа «Что я знаю о здоровом питании?»
Дидактические игры: «Опиши -я отгадаю!»
Пальчиковая гим-ка: «Жил один садовод»
Наблюдение: Растут ли наши растения? Дидактические игры: «На что похоже?»
Чтение худ. лит-ры: В. Волина “Наша грядка”
Трудовая деятельность: Мытьё поддонов
Просмотр презентации : «Поделки из овощей» Беседа «Куда высаживают рассаду овощных культур и цветов?»
Дидактические игры: «Вершки- корешки»
Пальчиковая гим-ка: «Капуста» Дидактические игры: «Чудесный мешочек»
Чтение худ. лит-ры: Е. Благинина “Приходите в огород”
Трудовая деятельность: Уход за огородом: полив, «подкормка», рыхление, опрыскивание, пикировка.
Дидактические игры: «В саду – на огороде»
Чтение худ. лит-ры: Н. Носов “Огородники” “Огурцы”
Творческая деятельность: Выполнение налепа «Цветок»
2 Совместная с другими детьми деятельность 2-ая
29.03-02.04 С/ р игры: «Семья», «Цветочный магазин» Рассматривание познавательного альбома о пчёлах
С/р игра «Качаем мёд» С/р игра «Встречаем гостей»
Зарисовка рассады овощей С/р игра «Овощной магазин»
Пальчиковая гимнастика «Капуста» С/р игра «Столовая»
Закрепление пословиц об овощах
3-я
05.04-09.04
С/р игра «Работаем на даче»
Лепка на тему «Овощи»
Настольная игра «Парные картинки»
Рисование на тему «Овощи» - натюрморт С/р игра «Кафе»
Выполнение налепа «Корзина для овощей» Д/и «Чудесный мешочек»
Рисование: «Красивый букет в вазе» Д/и «Четвёртый лишний»
С/р игра «Столовая» (готовим овощное рагу)
4-я
12.04-16.04
Рыхление почвы у рассады томатов
Игра м/п «Съедобное – несъедобное» Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Рассматривание фотоальбома «В усадьбе пчёлки Майи» Настольная игра «Овощное домино»
Д/и «Я опишу, а ты отгадай!» (цветы) Рассказы друг другу: «Как я помогаю на огороде»
Труд: Опрыскивание рассады овощей и цветов Рассматривание фото с изображением поделок из овощей
Лепка на тему «Урожай в корзине»
5-я
19.04-23.04
Пальчиковая гим-ка «Капуста», «У Лариски две редиски»
Д/и «Чудесный мешочек»
Настольная игра «Пчелки в улье»
С/р игра «Кафе «Витаминка» Пальчиковая гимнастика : «Овощи», «Жил один садовод»
Игра с мячом «Веришь – не веришь?»
Дидактическая игра «Вершки и корешки» Пальчиковая гимнастика : «Солнышко».
Изготовление коллажа «Корзина с цветами»
3
Самостоятельная деятельность
детей 2-ая
29.03-02.04
Д/и «Назови одним словом» ,«Угадай на ощупь», «Четвертый лишний»
Д/и «Съедобное- несъедобное»,
«Найди отличия», «Овощное кафе» Д/и ««Назови одним словом» ,
«Отгадай по описанию» Д/и «Четвертый лишний» ,«Культурные и дикорастущие». «Чудесный мешочек» Д/и «Угадай на ощупь», «Во саду ли, в огороде». «Опиши – я отгадаю»
3-я
05.04-09.04
Рассматривание иллюстраций «Работа людей в огороде» Рассматривание иллюстраций в художественных книгах Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали»; В. Волина «Наша грядка» Рассматривание картинок «Овощи», «Садовые цветы» Рассматривание семян томатов, редиса, перца. Рассматривание фотоальбома «В усадьбе пчелки Майи»
4-я
12.04-16.04
Раскрашивание раскрасок: «Садовые цветы», «Овощи и фрукты» Лепка овощей.
Рассматривание фото поделок из овощей Зарисовка овощей.
Лепка по замыслу на тему «Овощи» Настольная игра «Сложи картинку» (овощи)
Вырезывание цветов из старых открыток для выполнения коллажа Зарисовка веточек в вазе.
Рассматривание иллюстраций из книг об овощах, садовых цветах.
5-я
19.04-23.04
Зарисовка рассады овощей, цветов, выращенных на огороде на окне.
Игра с мозаикой: «Красивый стакан для овощного сока» Выполнение аппликации по замыслу на тему «Садовые цветы».
Пальчиковая гимнастика «Цветок». Рассматривание иллюстраций с изображением садовых цветов.
Игра с мозаикой: «Красивый цветок».
Изготовление Тюльпана из бумаги в технике оригами. Рисование по замыслу: «Мой огород на окне. Каким он будет?»
Игра с пластмассовым конструктором: «Построю забор для огорода на окне»
4 Деятельность воспитателя Разработка плана по реализации проекта; подбор методической, художественной литературы; работа с родителями по организации огорода на окне.
Консультации для родителей ««Волшебный мир на подоконнике», «Цветочный мир на окне»
Консультации для педагогов ««Создание огорода на окне», «Рекомендации по созданию огорода на подоконнике».
5 Совместная деятельность ребенка с родителями Прогулки по городу, экскурсии выходного дня.
Сбор семян овощей и цветов.
Рисование, лепка.
6. Деятельность родителей 1. Помощь в оформлении огорода на окне. (изготовление забора, скамеечки, улья, сот)
2. Подготовка семян овощей и цветов для посадки ( семена: редис, томаты, петрушка, лук, перец)
Итоговое мероприятие: Высадка рассады овощей в огород, цветов – на клумбы.
Практическая значимость
В процессе данного проекта ребята приобрели практический опыт познавательно – исследовательской деятельности. Сам процесс и результат проекта принёс удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений. Дети получили необходимые знания об условиях для роста растений.
Данный проект доступен к реализации и может использоваться в работе с детьми педагогами ДОУ, родителями. Также могут быть использованы в педагогической практике и отдельные составляющие данного проекта (подвижные и дидактические игры, пальчиковые игры, презентации, эксперименты и другие материалы).
Перспективы дальнейшего развития проекта
Планируется использовать данный проект как основу для ежегодного оформления огорода на окне; а также как образец для создания подобных проектов, основанных на изучении организации огорода на окне поэтапно, благодаря приобретённым практическим навыкам.
Используемая литература:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Мир растений. М. 2015г.
2. Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе».
3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2018г.
4. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2016г.
5. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование», 2017г.
6. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. – М. : пед. Общество России, 2019г.
7. Корнилова В. М., «Экологическое окно» в детском саду.
8. Интернет ресурсы.
Приложение № 1
Конспект беседы «Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке»
Цель: рассказать детям о пользе витаминов и их значение для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Ход беседы
Вы, наверное, думаете, почему эти взрослые заставляют вас есть то, что не вкусно? И почему это они любят суп, кашу, мясо? Если бы они, как все дети, любили конфеты, мороженое, пирожное, другие сладости, то все люди ели бы только вкусное.
Ребята! Назовите вашу любимую еду, что вы любите есть сами? (ответы детей) .
Обратить внимание детей на то, сколько различных продуктов содержится в названиях любимых блюдах: вкусный салат состоит из овощей и сметаны; шоколад – из какао, молока, масла и сахара; котлеты сделаны из мяса (курицы, рыбы) .
А что будет, если питаться одними сладостями? (ответы детей)
Организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура. А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, безусловно, вредны для здоровья!
Можно вспомнить случай из жизни: кто – то почувствовал себя плохо после того, как съел большой кусок торта с кремом…
Разумеется, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепкими, здоровыми и быстро расти.
(Детям показываются картинки с продуктами, в которых содержатся витамины)
- Знаете ли вы, что их ничем нельзя заменить? А главное, каждый витамин играет свою, особую роль в нашем организме. Без них не проживёшь. Можно прожить, не съев ни одного мороженого или пирожного, даже без конфет не пропадёшь. А вот без витаминов организму плохо, он будет чахнуть, чахнуть и зачахнет.
- Витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Например, витамин А очень важен для зрения.
- Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими.
- А ещё витамины А и Д оказывают воздействие на рост, развитие и окостенение скелета. На рост организма влияет и витамин В.
- По количеству нам требуется больше всего витамина С, причём ежедневно. Он в организме не может запасаться. Этот витамин увеличивает продолжительность жизни, повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям. Если всё - таки простудился, то с его помощью можно быстрее поправиться.
Игра на внимание: «Аскорбинка» : какие витамины нам необходимы для здоровья. В каких продуктах они находятся.
Дети выбирают подходящие продукты к своему витамину, указанному на карточке.
Рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, капуста, яблоки, груши, лук, мясо, шоколадные конфеты т. д
А теперь, ребята, послушайте стихотворения про полезные продукты:
1. Помни истину простую – лучше видит только тот, кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт.
2. Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку. Чёрный хлеб полезен нам, и не только по утрам.
3. Рыбий жир всего полезней хоть противный – надо пить. Он спасает от болезней, без болезней – лучше жить.
4. От простуды и ангины помогают апельсины, ну а лучше съесть лимон хоть и очень кислый он.
5. Ты попробуй решить нехитрую задачку: Что полезнее жевать – репку или жвачку?
Загадывание загадок:
1. Красная девица, каменное сердце (вишня)
2. Был ребёнок – не знал пелёнок, стал старичок – сто пелёнок на нём. (капуста)
3. И зелен, и густ – на грядке вырос куст. Начали щипать – стали плакать и рыдать (зелёный лук)
4. Жёлтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда он и глядит (подсолнух) .
Зрительная гимнастика (зрительный тренажёр) .
Ослик ходит, выбирает, что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, а внизу растёт крапива; слева – свёкла, справа – клюква, снизу – свежая трава, сверху сочная ботва. Закружилась голова, кружится в глазах листва (выполняют круговые движения глазами, выбрать ничего не смог и без слов на землю лёг (закрывают глаза) .
- Вы знаете, что в зеленом луке очень много витаминов, и мы сами вырастили его в группе. Теперь и у нас в группе будут свои витамины, а за обедом мы их будем кушать. Посмотрите, какой он вырос, нужно кушать лук, чтобы быть здоровыми и не болеть.
После воспитатель приглашает всех детей в круг:
«Мы с вами знаем, что делать, чтобы быть здоровыми и крепкими. А теперь мы улыбнемся, Крепко за руки возьмемся И друг другу на прощанье Мы подарим доброе пожелание. Дети говорят друг другу хорошие, добрые, положительные пожелания.
Список из наиболее важных витаминов, которые обычно рекомендуются для потребления:
Витамин А — играет важную роль в улучшении зрения и поддержании здоровья кожи. Он содержится в яйцах, молоке, абрикосах, шпинате, сладком картофеле.
Витамины группы B дают энергию, которая нужна организму для осуществления важных процессов жизнедеятельности, а также активно участвует в создании красных кровяных клеток, которые доставляют кислород ко всем клеткам тела. Витамины группы В можно получить из пшеницы, овса, рыба, морепродукты, зелени, молока, йогурта, фасоли, гороха.
Витамин С способствует укреплению десен и мышц, а также помогает заживлению ран и преодолению инфекций. Основным его источником являются помидоры, капуста, брокколи, клубника, лимон, шиповник.
Витамин D — укрепляет кости и зубы, а также способствует усвоению кальция. Содержится в рыбе, яичном желтке, молоке, и некоторых других молочных продуктах.
Витамин Е отвечает за функции легких, а также помогает в формировании красных кровяных клеток. Его можно найти в орехах, зелени, овсу, пшенице, молоко.
В заключении беседы :игра «Полезные и вредные продукты»(разложить по группам).