Семкина Евгения
Проект «В театр играем — речь развиваем» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект музыкально-театрализованной деятельности
«В театр играем речь развиваем»
«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок,
радуется играя, а в игре он познаёт мир»
С. И. Мерзлякова
Автор проекта : Музыкальный руководитель Семкина Е. Б.
Пояснительная записка.
Публикация «Проект „В театр играем — речь развиваем“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической и диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи и художественно -эстетического воспитания.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям и остаётся, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации посредственно от лица какого-либо персонажа. Это преодолевает преодолеть робость, застенчивость, неуверенность в себе.
Анализируя свободную деятельность детей за прошедшие годы, я пришла к выводу, что дети очень любят участвовать в музыкально- театрализованной деятельности.
Так как наш детский сад большое значение отдаёт художественно – эстетическому развитию дошкольников, было решено создать проект «Волшебный мир театра», который поможет всесторонне развивать детей средствами театрального искусства, музыкально-творческих способностей.
Цель: Определить влияние художественно-театральной деятельности на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста и музыкально- творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Актуальность
Актуальность нашей работы мы видим в том, что театрализованная деятельность помогает решить одну из важнейших задач - развитие речи, так как в процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Вместе с тем в детских садах развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.
Полноценное образование ребёнка дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребёнка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье. В настоящее время появились проблемы:
• затяжные адаптации детей и родителей к условиям ДОУ;
• недостаточно созданная среда для самостоятельной и творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
• воспитанники детского сада разных национальностей;
• увеличилось число детей с общим недоразвитием речи.
Поэтому актуальность педагогического опыта обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качествах личности.
Тип проекта : творческий
Вид проекта : долгосрочный
Продолжительность: Проект рассчитан на 24 месяца 2022-2023, объём в часах – согласно учебного плана ДОУ, в зависимости от восприятия данной темы воспитанниками.
Цель: развитие музыкально- творческих способностей детей средствами театрального искусства. Определить влияние художественно-театральной деятельности на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из основной цели поставили следующие задачи:
Задачи
1. Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
2. Совершенствование звуковой стороны речи.
3. Развитие монологической и диалогической речи.
4. Научить детей разыгрывать несложные сюжеты к сказкам.
5. Развивать интерес к театрально – игровой деятельности через знакомство с театральной азбукой и участие в играх-инсценировках драматизациях, праздниках и т. д.
6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
7. Совершенствовать вокально-хоровые и танцевальные навыки.
8. Учить детей передавать эмоциональное состояние движениями, жестами, мимикой.
9. Развивать творческое воображение.
10. Развивать коммуникативность.
11. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
12. Воспитывать эстетический вкус, любовь к музыкально-театрализованному искусству.
Участники проекта :
1. Музыкальный руководитель Семкина Е. Б.
2. Воспитатели подготовительной группа Лузан Т. Н. Алтынцева О. Н.
3. Дети подготовительной группы
4. Родители подготовительной группы
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный :
-Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
-Подбор и изготовление материалов, игрушек и атрибутов.
-Подбор музыкальных произведений по теме.
-Подготовка методического и дидактического материал
-Провести ознакомительное занятия, подготовить презентации для анимации, разработать сценарий к сказкам «Муха Цокотуха»; «Снежная королева»
-Довести до родителей информацию о воспитании интереса у детей к книгам и их чтению.
-Организовать просмотр мультфильмов.
-Организовать совместную деятельность родителей и детей по сказкам Х. Андерсена.
II этап – основной:
• Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Муха Цокотуха»; Х. Андерсена. «Снежная королева»
• Познавательные беседы с использованием презентации (животные и насекомые из сказки «Муха Цокотуха);
• Разучивание стихотворений, отгадывание загадок по теме;
• Игры с шумовыми музыкальными инструментами ( Н-р: изображение шума воды, шуршание мыши и т. п);
• Вокально-хоровая работа (авторские песни) с персонажами сказки (разучивание песни Дюймовочки, Крота, Кваки-сына и т. д);
• Пальчиковая гимнастика («Жуки», «Лягушки», «хор рук» – понимание двигательного двухголосия;
• Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д. Жученко «Две гусеницы разговаривают» и т. п. ;
• Танцевальные импровизации («На лугу» под музыку Майкапара, анимационные танцы («Лягушонок», «Крот», «Рыбки» и т. п., разучивание танцевальной композиции «Вальс цветов», парный танец «Жуков и гусениц»;
• Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) Н-р: «Жуки и бабочки»; дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Собери цветок»; развивающие игры : речь с движением Н-р : «Жук», «Мыши»; подвижные игры: «Бабочки и цветы», «День и ночь» и т. п. ;
• Создание условий для самостоятельной деятельности детей, создание предметно – развивающей среды, свободная деятельность детей (обыгрывание коротких сюжетов из сказки ( Н-р: встреча девочки и мыши и т. п.);
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, изготовление совместно с родителями шумовых инструментов);
• Взаимодействие с семьей (разучивание роли совместно с родителями, консультации «Добрые сказки», «Читаем вместе с детьми».
•. Диагностика театрализованной деятельности.
• Факторы, влияющие на успех проекта :
• Для того чтобы проект принё с ожидаемые результаты:
• - последовательность в планировании театрализованной деятельности
• - тесное сотрудничество музыкального руководителя, воспитателей и родителей
• - организация консультаций для педагогов и родителей по вопросам:
1) «Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительности речи и её взаимосвязь с другими видами деятельности»
2) «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству»
• Продолжительность:
• Проект рассчитан на 24 месяцев 2022-2023 учебного года. Объём в часах – согласно учебного плана ДОУ и требованиям СанПина, в зависимости от восприятия данной темы воспитанниками.
III этап – Заключительный
• Оформление костюмов по сказке Муха Цокотуха», «Снежная королева»
• Театральная постановка «Муха Цокотуха»; «Снежная королева» для родителей и воспитанников других групп.
• Создание презентации проекта музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ.
Предполагаемый конечный результат:
1. Дети научились разыгрывать несложные сюжеты к сказкам под музыкальное сопровождение.
2. Пополнили театрализованный центр развития в группе.
3. Постановка музыкальной сказки «Муха Цокотуха».
4. Постановка сказки «Снежная королева»
Заключительный этап:
(аналитический)
1. Сбор информации:
- о качестве реализации проекта педагогами
- об уровне усвоения детьми, предлагаемых материалов проекта
- выявление причин, пробелов, отставаний, тормозящих в реализации задач проекта
2. Диагностика театрализованной деятельности.
Факторы, влияющие на успех проекта :
Для того чтобы проект принё с ожидаемые результаты:
- последовательность в планировании театрализованной деятельности
- тесное сотрудничество музыкального руководителя, воспитателей и родителей
- организация консультаций для педагогов и родителей по вопросам:
1) «Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительности речи и её взаимосвязь с другими видами деятельности»
2) «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству»