Лариса Смирнова
Индивидуальный образовательный проект. Картотека домашних заданий по автоматизации проблемных звуков у чувашскоязычных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта:разработать оптимальные домашние задания по автоматизации звуков, часто требующих логопедической коррекции у чувашскоязычных детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Основные задачи проекта, решаемые внедрением разработки:
• Проанализировать психолого-педагогические основы содержания работы по автоматизации звуков, часто требующих логопедической коррекции у чувашскоязычных детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Публикация «Индивидуальный образовательный проект, Картотека домашних заданий по автоматизации проблемных звуков у чувашскоязычных детей» размещена в разделах
• Определить основные методы, формы и возможности использования чувашского речевого материала в процессе автоматизации проблемных звуков у детей и разработать систему их комплексного применения.
• Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.
Сроки реализации проекта: 1-2 года
Планируемый результат: автоматизация дефектных звуков в связной речи.
Участники проекта: учитель-логопед, ребенок, родители.
Новизна: «Картотека домашних заданий по автоматизации проблемных звуков у чувашскоязычных детей» состоит из 40 черно-белых карточек с увлекательными игровыми заданиями на чувашском языке для повторения и закрепления дома пройденного материала на занятиях. В проекте активно использованы увлекательные игровые задания, направленные на закрепление правильного произношения изолированного звука в звукоподражаниях, знакомства с буквой данного звука, автоматизации его в слогах, словах (в разной позиции, словосочетаниях, предложениях и связной речи. Для закрепления навыка составления связного текста по картинкам использованы упражнения: пересказ описательного рассказа, пересказ и цепной текст. Задания помогают в определенной последовательности с постепенным усложнением работать над звуком. Для тренировки мышц руки, для подготовки к овладению в дальнейшем навыками письма использованы задания на обведение, дорисовывание и раскраски картинок, которые доставляют им удовольствие.
Данные задания помогут развить фонематическое восприятие, память, мышление, внимание, обогатит словарный запас «подзабывшими» чувашскими словами.
Актуальность:
• Дефицит практического материала на чувашском языке на этапе автоматизации звука.
• Необходимость участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Содержание: Проект состоит из трех частей: аналитический;
планирование;
практическая разработка.
На первом этапе была определена проблема и сформулирована по ней тема. Далее собрана методическая и практическая литература, подобран и разработан материал на чувашском языке по теме. Вся литература и весь материал систематизирован, проработан и адаптирован к данной категории детей.
На втором этапе был разработан план содержания работы. В план были включены наиболее часто встречающиеся нарушения звукопроизношения:
– свистящий [с];
– шипящий [ш];
- заднеязычный [к] ;
– сонорные [р], [л].
План картотеки домашних заданий по каждому проблемному звуку (Ш,С,Р,Л,К):
• закрепление правильного произношения изолированного звука в звукоподражаниях;
• знакомство с буквой данного звука;
• автоматизация его в слогах (в прямых, обратных, автоматизируемый звук между гласными, со стечением согласных);
• автоматизация звука в словах, где звук находится в начальной позиции;
• автоматизация звука в словосочетаниях, составленных из слов, где звук находится в начальной позиции;
• автоматизация звука в предложениях, составленных из слов, где звук находится в начальной позиции;
• автоматизация звука в словах, где звук находится в середине;
• автоматизация звука в словосочетаниях, составленных из слов, где звук находится в середине;
• автоматизация звука в предложениях, составленных из слов, где звук находится в середине;
• автоматизация звука в словах, где звук находится в конце;
• автоматизация звука в словосочетаниях, составленных из слов, где звук находится в конце;
• автоматизация звука в предложениях, составленных из слов, где звук находится в конце;
• автоматизация звука в предложениях, где звук находится в смешанной позиции; (чистоговорки, загадки, пословицы);
• автоматизация звука в связной речи (пересказ описательного рассказа, пересказ и цепной текст).
Третий этап включает в себя практическую деятельность. На этом этапе подбирался, разрабатывался необходимый практический материал для каждого отдельного задания. Каждая картотека апробирована в работе с детьми. Проверялась учебная задача каждого упражнения и его содержание. На основе практической деятельности был разработан конечный оптимальный вариант содержания заданий.
Описание: Эта методическая разработка представляет собой серию домашних заданий по автоматизации «проблемных» звуков Ш,С,Р,Л,К.
Место моей работы – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. За год через Центр «проходит» больше тридцати детей. Дети на логопедические занятия зачисляются с различной речевой патологией, поэтому хронически не хватает времени на запись в тетрадь всех домашних заданий. Проанализировав методическую литературу и имеющийся речевой материал, который был подобран, разработан, переведен мной на чувашский язык, я решила создать «Картотеку домашних заданий на чувашском языке по автоматизации «проблемных» звуков». «Картотека домашних заданий» разработана в соответствии с методическими требованиями по работе над звукопроизношением. Кроме заданий по автоматизации звуков сюда включены задания по развитию мелкой моторики руки, зрительного восприятия, фонематического слуха.
На первой консультации проводится разъяснительная работа с родителями по работе с домашним заданием:
• домашнее задание даётся для повторения и закрепления пройденного материала на занятиях;
• дети должны выполнять его под руководством взрослого;
• весь материал проговаривается, что нужно выучить – учится;
• упражнения по мелкой моторике выполняются прямо в карточке;
• если ребёнок допускает ошибки – нужно его исправить и добиться правильного выполнения задания;
• поощрение ребенка за каждое правильно выполненное задание.
Ожидаемый результат. В итоге логопедической работы дети должны правильно произносить проблемные звуки в различных позициях и формах речи.
Список использованной литературы:
1. Баскакина И. В., Лынская М. И. «Логопедические игры. День рождения Р». Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука - М. : Айрис-пресс, 2007.
2. Баскакина И. В., Лынская М. И. «Логопедические игры. Приключения Л.» Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука - М. : Айрис-пресс, 2007.
3. Баскакина И. В., Лынская М. И. «Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка». Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука. - М. : Айрис-пресс, 2007.
4. Баскакина И. В., Лынская М. И. «Логопедические игры. Свистелочка». Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука. - М. Айрис-пресс, 2007.
5. Касицына М. А. «Рисующий гномик» - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007.
6. Комарова Л. А. «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях.» Альбом дошкольника— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
7. Чёваш халёх сёмахлёх.? 5 том? Вак жанрсем?- Шупашкар:Чёваш к. неке издательстви: 1984?
8. Яковлева С. В. «Узнаю буквы — 1». — М. : ТЦ Сфера, 2010.