Дроздова Татьяна
Проект в старшей группе «Земля — наш общий дом»
ПРОЕКТ
«Земля – наш общий дом»
проект разработали воспитатели:
Дроздова Т. Ю.
Гауэрт Д. Ф.
Г. Красноярк
2022 год
Проект «Земля – наш общий дом»
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Характер проекта : познавательный, поисково-исследовательский, творческий.
По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.
Публикация «Проект в старшей группе „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
По времени: краткосрочный (2 недели, с 18.04.2022г. по 29.04.2022г.)
Место проведения: МБДОУ №251
Актуальность данного проекта заключается в следующем:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на
духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является
источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто
запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой,
пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и
удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно
рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская,
поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами
практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление
мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении
играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта :
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и
всему окружающему.
Задачи проекта :
Дети:
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
• поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение
• анализировать, сравнивать и обобщать.
• Воспитывать желание охранять и укреплять здоровье детей.
Воспитатели:
• Создание при реализации проекта атмосферы праздника, чтобы вызвать у всех участников положительные эмоции.
• Пополнить развивающую среду в центре экологии и экспериментирования.
Родители:
• Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
• Расширить знания родителей о значении экологических знаний в развитии детей.
Ожидаемый результат:
-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативности, образного мышления, творческих способностей;
-формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Продукт проектной деятельности :
- выставка детских работ «Земля – дом, в котором мы живем»;
- показ «вариант рационального использования бросового материала»
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный.
Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта :
1. Подготовка информационного пространства:
- анкетирование родителей (приложение № 17);
- консультации для родителей (приложение №18, 19);
- консультация для воспитателей (приложение № 20)
2. Сбор и анализ литературы по данной теме.
3. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
2. Основной этап:
Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.
Ежедневно:
- комплекс утренней гимнастики с экологическим уклоном «На лесной опушке» (с шишками)
(приложение 1)
- комплекс гимнастики пробуждения «Весна» (приложение 2)
Совместная деятельность педагогов и детей.
«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Беседа «Мусор земле не к лицу»
Цель: Формировать ответственное отношение к окружающей среде. Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней.
Лото «Сортируем мусор»
Цель: Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
Чтение детям. Экологическая сказка.
«Сказка про хламище - окаянище»
Цель: экологические сказки учат: познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Акция на участке детского сада
«Дети против мусора»
Цель акции: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»
Беседа «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека»
Цель: дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле.
Чтение детям. Экологическая сказка.
«Все живое нуждается в воде»
Дидактическая игра «Экологические цепочки»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Экспериментирование «Свойства воздуха»
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах. Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Рассматривание призентации «Круговорот воды в природе»
Цель: создать целостное представление у детей о воде как о природном явление.
«Лес богатство и краса! Береги свои леса!»
Беседа «Лес наше богатство. Правила поведения в лесу»
Цель: Раскрыть значение природы в жизни людей. Формировать у детей нормы поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Дидактическая игра
«Кто живет в родном лесу?»
Цель: Сформировано произвольное внимание, быстрота реакции. Закреплены знания о животном мире России
Чтение детям. Экологическая сказка
«Почему у земли платье зеленое» А. Лопатина
Цель: экологические сказки учат: познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Самостоятельная художественная деятельность.
Рисование: «Земля – дом, в котором мы живем»
Цель: Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.
Развивать интерес к рисованию.
«Почва — живая Земля»
Беседа «Почва — живая Земля»
Цель: ознакомление детей с понятием «почва», её ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли
Просмотр презентации «Обитатели почвы»
Чтение детям. Экологическая сказка
«Дождевой червяк»
Цель: экологические сказки учат: познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты
«День Земли»
Беседа «Наш дом - природа»
Цель: Формировать знания детей о человеке, как части природы и окружающего мира в целом;
Учить понимать роль человека в нарушении и сохранении природы, освоение правил поведения в ней;
Дидактическая игра «Экологический светофор»
Цель: закрепить у детей знания правил поведения в природе; развивать у детей умения соотносить схему к определенному правилу поведения в природе.
Чтение детям
«Десять заповедей от тётушки Совы»
Цель: экологические сказки учат: познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты
Выставка детских работ «Земля – дом, в котором мы живем»;
Цель: формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе,
желания детей конкретными делами и поступками украшать свою Землю.
Показ «вариант рационального использования бросового материала»
Цель: создание у детей радостного, весеннего настроения в праздничный день – День Земли.
3 этап. Заключительный.
Цель:
- оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
-оформление фото альбома по проекту.
Информационное обеспечение:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика- Синтез, 2017.
2. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Просвещение, 2007.
3. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность: Методическое пособие. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
4. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2014.
5. Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ автор – составитель Е. Н. Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010
6. Мир природы. Животные. Серия демонстративных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию: Учебно – наглядное пособие/ Составитель и автор метод. 7. Рекомендаций Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2014
8. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
9. Интернет ресурсы:
Загадки: https://ped-kopilka.ru/
Пальчиковая гимнастика и физ. минутки: https://www.stranamam.ru/post/6895117/