Елена Бекренева
Проект в старшей группе «В гостях у Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«В гостях у Пушкина»
Разработала и провела
воспитатель Бекренёва Е. Ф.
2019 г.
Срок реализации 2 месяца
Данная проектная деятельность предполагает насыщение образовательного процесса по творчеству А. С. Пушкина дополнительным содержанием, соответствующим познавательным интересам современного ребенка, а также формирование читательской культуры у детей и взрослых (родителей).
ПРОБЛЕМЫ
Публикация «Проект в старшей группе „В гостях у Пушкина“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Старшая группа
- Темочки
• недостаточно высокий уровень читательского интереса, читательской культуры
• чтение одних и тех же произведений («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане….») и редкое обращение к другим сказкам и стихам
• отсутствие психолого-педагогической компетентности у большинства родителей
ЦЕЛИ
Для детей: Для родителей
• - способствовать приобщению детей к книге, воспитание грамотного читателя
• - прививать любовь к родному языку, умение эмоционально-эстетически воспринимать произведения русской классической литературы
• - развивать устойчивый интерес к творчеству А. С. Пушкина
• - получать радость от занятий чтением и искусством, испытывать потребность в них • - поддерживать интерес к русской культуре, традициям и обычаям русских людей через произведения русских писателей
• - способствовать повышению эффективности взаимодействия родителей и детей для воспитания в них нравственно-патриотических чувств
• - усилиями педагогов и родителей создавать условия для приобщения детей к классической литературе, активно внедряя произведения А. С. Пушкина в самостоятельную творческую деятельность
ЗАДАЧИ
• - развивать способность радоваться гармонически организованной, праздничной и многообразно интонированной речи литературных произведений, желание играть художественными формами;
• - приобщать к родному слову, формировать чувство языка;
• - прививать литературный вкус, любовь к национальной культуре;
• - развивать умение анализировать художественное произведение; стремление свободно действовать с реальностью, выстроенной воображением писателя и читателя, владеть этим миром в воображении и таким образом эмоционально осваивать его;
• - поддерживать потребность и способность маленького читателя, как свою жизнь, проживать множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам
• - поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам прочитанных произведений, в инсценировках, драматизациях, на занятиях по рисованию, музыке и в др. видах деятельности. • - расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятиядетьми литературных произведений разной сложности;
• - помочь почувствовать и понимать язык сказок А. С. Пушкина;
• - помочь увидеть красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания, метафоры, поговорки и т. п.);
• - помочь поддерживать интерес детей к чтению, к творчеству А. С. Пушкина;
• - добиться понимания того, что желание ребенка еще раз услышать произведение должно быть удовлетворено;
• - активизировать интерес к творческой деятельности детей;
• - принимать участие в делах детей, разделять их радости и переживания;
• - помочь преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В ходе реализации данного проекта у детей происходит совершенствование восприятия по линии все большего осмысливания прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества.
У родителей появляются смыслы в своем педагогическом образовании, появляется стремление учиться быть родителем, развиваются способности к самоанализу, к самооценке собственного педагогического опыта; развиваются умения проектировать свой образовательный маршрут. Родители овладевают приемами педагогического взаимодействия, делятся друг с другом опытом, реализуют свой творческий потенциал; «домашняя копилка» пополняется знаниями о быте и традициях народа, происходит осознание богатства русского языка и желание довести это до своих детей.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Анкетирование.
2. Проблемные ситуации.
3. Педагогические наблюдения.
4. Беседы.
5. Диспуты.
6. Консультации для родителей.
7. Круглые столы.
8. Выставки.
9. Совместная организованная деятельность.
10. Акции.
11. Оформление информации для родителей в приемной.
12. Занятия.
13. Творческие мастерские.
14. Сюрпризные моменты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ мероприятия задачи ответственные сроки
1 этап – подготовительный. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
1. Анкетирование родителей Выявить, читают ли родители детям книги, какие, как часто. Что предпочитают слушать дети. Есть ли дома библиотека детских книг. Каких и т. п. воспитатели 1-я неделя
2. Создание проблемной ситуации для детей Выяснить, что дети знают об А. С. Пушкине, что хотели бы еще узнать; откуда можно узнать. воспитатели 1-я неделя
3. Круглый стол с участием родителей и детей Ознакомить родителей с проблемой. Вместе обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели, родители 1-я неделя
4. Акция: Подари книгу детскому саду (произведения А. С. Пушкина) Возобновить интерес родителей к творчеству поэта. Пополнить библиотеку группы произведениями А. С. Пушкина. Продолжать формировать у родителей и детей желание участвовать в мероприятиях группы. Воспитатели, родители 1-2-я недели
5. Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение статей, рекомендаций, консультаций по теме проекта. Просвещение родителей. воспитатели постоянно
6. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, викторин; природного материала, бросового материала для ручного труда Организовать совместную деятельность детей и родителей Воспитатели, родители 1-2-я недели
7. Обсуждение и составление плана-схемы оформления книжной выставки; выбор места. Поручения для детей и родителей (полка, рамки, портрет и т. п.) Заинтересовать детей данной работой. Учить аргументировать свое предложение, давать правильную оценку выбору. Создать условия для демонстрации произведений А. С. Пушкина. воспитатели 1-я неделя
2 этап – деятельностный. Формирование знаний, умений, навыков, в частности при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
8. Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям А. С. Пушкина. Беседы. Высказывания и суждения детей. Их предположения о содержании. Обмен мнениями с родителями.
Консультация для родителей. Развивать читательский интерес. Активизировать разговорную речь, умение рассказывать. Показать значимость иллюстраций. Вызвать желание побыстрее прочитать представленные книги.
Учить родителей удовлетворять желание детей услышать произведение. Воспитатели, родители 2-я неделя
9. Совместное оформление выставки книг о Пушкине, его произведений по выбранной вместе схеме. Определение места портрета А. С. Пушкина в группе. Создать условия для реализации проекта. Создать команду детей и родителей, объединенных общими интересами, общей идеей. Поддерживать интерес к творчеству А. С. Пушкина.
Дать возможность детям остаться с книжкой наедине, иметь возможность возвращаться к прочитанному. Воспитатели, родители, дети 2-я неделя
10. Чтение стихотворений А. С. Пушкина об осени. Осенние прогулки с родителями. Составление словаря «красивых» слов, услышанных в стихах Александра Сергеевича.
Консультация для родителей. Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественному слову. Учить замечать средства художественной выразительности. Озадачить родителей выбором времени для прогулки с детьми на заданную тему, толкованием «красивых» слов для словаря. Воспитатели, родители 2-я неделя
11. Совместная с родителями целевая прогулка в парк. Наблюдения за осенней природой. Развивать у детей исследовательские навыки.
Учить находить сходство описаний в стихотворениях с натурой.
Привлечь родителей к чтению стихов, созвучных настроению. Дать возможность на практике увидеть работу, проводимую воспитателями. Воспитатели, родители 2-я неделя
12. Рисование по сюжетам стихотворений А. С. Пушкина «Осенний лес» Развивать умение передавать осеннее настроение, подбирая краски, способы рисования. Закреплять умение рисовать разные деревья разными способами, передавать красоту осенней природы, отражать в своих рисунках содержание знакомых произведений. воспитатели 3-я неделя
13. Чтение сказок А. С. Пушкина :
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»
( сюрпризный момент утром: зеркальце, наливное яблоко, корона. Откуда могли появиться эти предметы в группе и с каким сказочным сюжетом могут быть связаны. В ходе обсуждения можно использовать прием оживления предметов) Поддерживать интерес к художественной литературе, в частности к сказкам А. С. Пушкина. Учить понимать идею содержания произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, высказывать свое мнение, запоминать понравившиеся места и словосочетания.
Вызвать желание дома с родителями прочитать сказку еще раз и вместе поговорить о ней.
Добиваться от родителей удовлетворения желания детей прочитать что-то еще раз. Воспитатели, родители 3-я неделя
14. Проведение словесных творческих игр.
Консультация по данной теме для родителей. Закрепить образные обороты речи из произведений А. С. Пушкина. воспитатели 3-я неделя
15. Игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок.
Наполнение среды игровыми атрибутами, элементами костюмов литературных персонажей, декорациями. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характер героев в речи, интонациях, мимике.
Учить передавать характерные особенности персонажа средствами театрализованной деятельности.
Привлечь родителей к участию в играх-драматизациях, постоянно поддерживать интерес к деятельности детей и желание участвовать в ней. воспитатели 4-я неделя
16. Беседа о творчестве композитора М. Глинки. Слушание музыки из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»
Обогащение предметной среды группы и музыкального зала.
(см. «Дошкольная педагогика», октябрь 2009г.)
Консультация музыкального руководителя для родителей. Ознакомление детей с жизнью и творчеством М. И. Глинки.
Познакомить со сказкой А. С. Пушкина «Руслан и Людмила, ее особенностями и музыкой М. И. Глинки.
Учить понимать характер персонажей, их переживания, эмоциональные состояния, мотивы поступков, особенности взаимоотношений;
Познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в поэме и опере.
Обратить внимание на красоту языка поэмы и изобразительный строй музыки к опере, на то, как А. С. Пушкин и М. И. Глинка передали образы героев, на многообразие и индивидуальность этих образов. Воспитатели, музыкальный руководитель 4-5-я недели
17. Рассматривание альбома «А. С. Пушкин. Семья поэта».
Разговор дома с родителями на тему «Что мы знаем о Пушкине» Вызвать у детей интерес к жизни А. Пушкина, желание узнать о нем и его семье. Способствовать расширению кругозора, познавательных интересов.
Поддерживать авторитет родителей, веру в то, что они все знают и могут помочь узнать больше. Воспитатели, родители 4-я неделя
18. Занятие по страницам биографии А. С. Пушкина и его произведениям в литературной гостиной. Пролог «У лукоморья дуб зеленый…» к поэме «Руслан и Людмила»
Вместе с родителями выучить дома предложенные стихи Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. Воспитывать любовь и интерес к русской литературе. Побуждать детей рассуждать, творчески мыслить.
Приложение № 1 воспитатели 5-я неделя
19. Совместное с родителями конструирование из природного и бросового материала по сказкам А. С. Пушкина Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок. Поддерживать творческую активность родителей. Воспитатели, родители 5-я неделя
20. Чтение стихотворений о зиме: «Зимнее утро», «Вот Север, тучи нагоняя…»
Картотека стихов А. С. Пушкина (для родителей) Продолжить знакомство с творчеством поэта. Формировать готовность к оценке прочитанного. Обогащать и активизировать словарный запас детей. воспитатели 5-я неделя
21. Конкурс рисунков по произведениям А. С. Пушкина всех участников проекта Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность.
Учить работать вместе, задумывать тему работы.
Учить радоваться общему делу. Родители, дети, воспитатели 6-я неделя
22. Литературная викторина «Умники и умницы» Выявить уровень усвоения детьми ранее полученных знаний о Пушкине, знание его произведений, умение узнавать их по отрывкам. Активизировать речь. воспитатели 6-я неделя
23. Инсценировка знакомых сюжетов из сказок. Поддерживать интерес к театральной деятельности.
Учить применять полученные знания в игре. Воспитатели 6-7 недели
24. Театральная мастерская: совместное изготовление детьми и родителями атрибутов, костюмов, декораций для театрально-литературного представления.
Консультация для родителей. Способствовать развитию сотрудничества педагогов с родителями и детьми. Продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в минигруппах. Родители, воспитатели 6-7 недели
3 этап – результативный. Самореализация всех участников проекта.
25. Выставка детских рисунков, поделок из природного и бросового материала, сделанных вместе с родителями.
Работа экскурсоводов. Развивать навыки совместного творчества. Учить радоваться результатам творчества.
Развивать речь, умение описывать процесс, предшествующий выставке, учить рассуждать, делать выводы. Родители, дети, воспитатели 7-я неделя
26. Изготовление афиш, театральных программ, пригласительных билетов Учить планировать совместную деятельность, распределять обязанности между собой, радоваться результатам общего труда Воспитатели, родители 8-я неделя
27. Презентация проекта в форме театрально-литературного спектакля. Представить творческий отчет о проделанной работе.
Самореализация каждого участника проекта и взаимообогащение всех.
Приложение № 2 Воспитатели, родители, дети 8-я неделя
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Буренина Л. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интерактивной программы предшкольного образования. С. -Петербург, 2007г.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. Творчекий центр СФЕРА., М. 2006г.
3. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. И. «Карапуз», М., 2002 г.
4. Гуров В. Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. Педагогическое общество России. М., 2003г.
5. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых.
6. Книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995 г.
7. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993г.
8. Давыдова О. И. Работа с родителями в ДОУ. М., 2005г.
9. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья. М., 2001г.
10. Евдокимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ. «Управление ДОУ» № 1, 2004г.
11. Дошкольная педагогика. Октябрь 2009г.
12. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. С. -П., 2009 г.
Проект «В гостях у Пушкина» в свете ФГОС (2 месяца)
Физическая культура Здоровье Безопасность
Спортивные праздники и развлечения.
Экскурсии. Эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья.
Создание картотеки: стихи добрые, стихи-колыбельные
Экскурсии в осенний парк Ничего не бери у незнакомых людей («Сказка о мертвой царевне…»)
Составление памяток: Как работать с ножницами;
Как работать с бросовым материалом;
Слово – не воробей (как не обидеть другого человека) и т. п.
Социализация Труд Познание
Акция: Подари книгу детскому саду
Представления для детей младших групп.
Игры с малышами. Работа с бросовым материалом.
Подготовка и уборка рабочего места.
Изготовление рамок и пригласительных билетов. Знакомство с творчеством А. С. Пушкина.
Составление словаря «красивых слов»
Словесные творческие игры
Литературная викторина
Как сделать книгу?
Кто такой экскурсовод?
Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество
Анкетирование родителей
Круглый стол с участием детей и родителей
Совместное оформление книжной выставки (дети и родители)
Совместная целевая прогулка в парк (дети и родители)
Игры-драматизации с детьми младших групп
Инсценировки сюжетов сказок для малышей
Театрально-литературный спектакль.
Проведение экскурсии для детей старшей группы Стихи и сказки А. С. Пушкина
Составление словарей
Викторины Конкурс рисунков и поделок по произведениям А. С. Пушкина.
Театральная мастерская: совместное с родителями изготовление атрибутов, костюмов, декораций для театрально-литературного представления.
Выставка.
Музыка
Знакомство с творчеством композитора М. Глинки. Слушание музыки из оперы «Руслан и Людмила»
Обогащение предметной среды группы и музыкального зала