Сочинская Яна
Проект в старшей группе «Предметы народного быта»
«Предметы народного быта. "
Воспитатели: Сочинская Я. А
Васильева И. В.
Вид: Групповой, творческо-информационный.
Продолжительность: среднесрочный (5 недель).
Участники: дети, родители, воспитатели.
Актуальность:
Публикация «Проект в старшей группе „Предметы народного быта“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Темочки
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение мини-музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Цель: Создание условия для формирования основ нравственно патриотического воспитания у дошкольников посредством изучения русской избы и старинных предметов быта.
Задачи:
1. Знакомить воспитанников со строением русской избы, ее внутренним убранством и предметами быта.
2. Приобщать детей к истокам духовной культуры русского народа.
3. Формировать у детей нравственно-патриотические чувства.
4. Провести цикл занятий и мероприятий по теме проекта.
5. Создать мини-музей «Русская изба и старинные предметы быта»;
6. Составить картотеку «Русские народные игры».
7. Составить картотеку загадок, пословиц и поговорок о русской избе и старинных предметах быта; картотеку народных обрядов и традиций.
8. Привлечь родителей в воспитательно - образовательному процессу по приобщению детей к русской народной культуре : совместное создание музея «Русская изба и старинные предметы быта».
Предполагаемый результат :
Знакомство детей с русской избой и старинными предметами быта.
Проявление интереса к культуре русского народа.
Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
Повышение уровня нравственно- патриотических чувств воспитанников.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Создание мини-музея «Русская изба и старинные предметы быта».
Основные этапы:
1 этап – подготовительный:
Составление плана реализации проекта.
Подготовка материала вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (рассказы, иллюстрации, предметы быта в старину для создания музея, материалов для создания макета, картотека пословиц и поговорок, картотека русских народных игр т. д.).
Подборка детской литературы, дидактических и подвижных игр;
Подготовить материал для изобразительной деятельности, ручного труда;
изучение интернет – ресурсов, подборка мультимедийного материала
2 этап – основной:
Работа с родителями:
Папка – передвижка:
«Картотека народных обрядов и традиций»
«Картотека игр по духовно- нравственному воспитанию»
Консультация для родителей «Народные традиции»
Работа с детьми:
14.01. пт Беседа: Рассказ + презентация: «Как строили дом на Руси»
Рисование. «Русской избы»
17.01. пн. Ознакомление с окружающим миром. Беседа с детьми на тему «Предметы народного быта». Показ презентации «Предметы народного быта»
Рисование. Раскрашивание красками «Ведро с коромыслом»
18.01вт. Беседа: «Путешествие в русскую избу». Познакомить с жизнью людей в старину.
Сюжетно-ролевая игра: «Семья»
19.01. ср. Беседа и рассматривание иллюстраций «Печь в русской избе и ее значение»
Конструирование «Русская изба» из кубиков.
20.01. чт. Аппликация: «Городецкая солонка»
Настольная игра : «Народные промыслы».
21.01. пт Беседа «Из прошлого ложки»,
Рисование: «Хохломская роспись» «Роспись ложки».
24.01. пн Ознакомление с окружающим миром: Рассказ + презентация «Самовар-генерал на столе».
Рисование: Разукрашивание самоваров различными видами росписи: Гжель, Городецкая роспись, Хохлома.
25.01. вт Чтение книги Юрия Добрынина «Самоварец, самовар, самоварище»
26.01. ср Рассказы о народных обычаях и традициях. Развлечкние: «Пьем чай из русского самовара»
27.01. чт Лепка: Пластилинография «Бочка»
Чтение пословиц, поговорок и скороговорок русского народа.
28.01. пт Беседа: «Эх лапти мои, лапти липовые»,
Рисование: Роспись досок по мотивам Городецкой росписи.
31.01. пн. Просмотр презентации «Русский национальный костюм»
Разукрашивание шаблона сарафана для конструирования.
1.02. вт. Заучивание и разъяснение поговорок и пословиц об избе и предметах быта.
2.02. ср. Беседа: «Русский кокошник»
Конструирование
«Русская красавица» .Учить склеивать из бумажного шаблона «Русскую красавицу».
3.02. чт. Аппликация «Русский кокошник»
4.02. пт. Рисование : «Распиши кокошник»
7.02. пн. Рассказ и рассматривание иллюстраций «Деревянное кружево»
Рисование узора деревянного кружева.
8.02. вт. «Беседа посуда в избе»
Загадки о предметах народного быта.
9.02. ср. Беседа «Светит, да не греет» Познакомить детей с различными источниками освещения, начиная с далекого прошлого.
11.02. пт Рисование: «Распиши сарафан и рубаху».
14.02. пн. Ознакомление с окружающим миром: Познавательная беседа «Русские народные инструменты».». Беседа+ Презентация : Русские народные инструменты».
Рисование. «Балалайка».
15.02. вт Познавательная беседа «Русская народная игрушка»
16.02. ср Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено»
17.02. чт Лепка: Пластилинография «Жестовский поднос»