Эльмира Фиркатовна
Проект в старшей группе «Здравствуй, зимушка-зима!»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческо-информационный.
Сроки реализации: декабрь, январь, февраль 2018-2019 г. г.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Цель: дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Здравствуй, Зимушка-зима!"
Задачи:
Публикация «Проект в старшей группе „Здравствуй, зимушка-зима!“» размещена в разделах
* Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
* Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
* Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
* Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
* Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
* Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
* Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
* Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
* Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.
Актуальность проекта : Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы дети получали удовольствие от зимы.
Ожидаемый результат:
* приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища
* повышение познавательной активности
* усвоение необходимых знаний о зиме
* формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
. Формы реализации проекта :
* Занятия.
* Беседы.
* Наблюдения.
* Досуговая деятельность.
* Игровая деятельность.
* Исследовательская деятельность.
* Продуктивная деятельность детей.
* Чтение художественной литературы.
I этап – подготовительный
* Создание необходимых условий для реализации проекта.
* Разработка и накопление методических материалов.
* Создание развивающей среды.
* Подбор художественной литературы по теме.
* Разработка мероприятий.
II этап – основной (практический) :
Дидактические игры:
* «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
* «Кто что делает зимой»
* «Найди по следу»
* «Найди такую же снежинку»
* «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)
* «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах)
* «Времена года»
* «Узнай по описанию»
* «Зимние запасы»
* «Найдите и покормите зимующих птиц»
* «Когда это бывает»
* «Что сначала, что потом».
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего - какой» (горка из снега-снежная и т. д., «Скажи наоборот».
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»
Настольно – печатные игры: «Времена года»
Подвижные игры:
«Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки», «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках».
Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту». Скольжение по ледяным дорожкам.
Ознакомление с окружающим: «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Зимовье зверей».
Конструирование и ручной труд из природного материала: «Зимняя полянка» (моделирование из бумаги и ваты, «Зимовье зверей» (оригами).
Беседы:
* «Как живут птицы зимой»,
* «Встреча с зимой»,
* «Зима в нашем крае»,
* «Почему мне нравится зима».
* «Как звери в лесу зимуют».
* «Как зимуют домашние животные»
* «Как человек помогает зимой животным в лесу».
* «Почему скрипит снег?»
* «Помоги птицам».
* «Зачем зимой снег»
* «Осторожно! Зимние травмы»
* «Как заботиться о здоровье зимой».
* «Откуда идёт снег»
Наблюдения:
* за изменениями зимней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, снегом)
* за красотой и богатством зимних красок
* за птицами
* за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе, «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах). Зимние забавы на улице. Экологическая тропа ДОУ. В зимний сквер.
Экспериментирование: проведение опытов и экспериментов со снегом.
Чтение художественной литературы:
* Н. Сладков «Суд над декабрём»
* В. Одоевский «Мороз Иванович»
* С. Иванов «Каким бывает снег»
* Е. Трутнева «Первый снег»
* К. Бальмонт «Снежинка»
* Г. Снегирёв «Про птиц»
* Н Сладков «Еловая каша»
* В. Зотов «Клёст», «О птицах»
* В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»
* С. Маршак «Двенадцать месяцев»
* Бр. Гримм «Госпожа Метелица»
* Загадки о зимних явлениях в природе
* Пословицы и поговорки о зиме.
Рассказывание детей по темам:
* «Приметы зимы»,
* «Кому нужна зима»,
* «Если бы не было зимой снега…».
* Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов
Непосредственно образовательная деятельность.
Развитие речи: «Зимний лес»; ознакомление с окружающим миром: «Зима в лесу»; интегрированное занятие: «Зимушка-зима!»
Рассматривание иллюстраций, картин серий «Зимние забавы», «Зимние праздники», «Звери зимой», «Художники о зиме». Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.
Трудовая деятельность:
* Заготовка корма для птиц
* Подкармливание птиц.
* Расчистка дорожек от снега во время прогулки.
* С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.
* Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега.
* Расчистка дорожек от снега.
* Постройка из снега.
Творческая мастерская.
* Вырезывание снежинок.
* Оформление макета «Зима»
* Лепка снежинки.
* Вернисаж: «Зимушка-зима»
* Рисование: «Деревья в инее».
* Рисование : «Зимняя ночь»
* Рисование «Снежинки - балеринки»
Аппликация: «Заснеженный дом», «Веселый снеговик», «День Рождения Деда Мороза».
Лепка: «Зимние деревья», «Как мы играем зимой», «Девочка в длинной шубке».
Слушание музыкальных произведений:
«Зимняя сказка»; «Кабы не было зимы.»; «Весёлая зима»; «Раз морозною зимой»; «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. И. Чайковского музыка, разучивание песен.
Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»
Работа с родителями:
* «Супер столовая для птиц" - изготовление кормушек для птиц.
* Оформление папки-передвижки «Прогулки зимой».
* Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы».
* Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний»
* Консультация для родителей «Как сделать прогулку приятной и полезной»
* Консультация для родителей «Одежда ребенка на зимней прогулке»
* Изготовление папки – передвижки на тему «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»
* Конкурс семейных новогодних поделок,
* Организация выставок детских работ
Результаты проектной деятельности :
* Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
* познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
* овладели расширенным словарным запасом;
* имеют представление о природе родного края;
* знакомы с правилами безопасного поведения на природе;
* разработаны рекомендации для родителей.
III этап – заключительный.
Конкурс новогодних поделок.
Новогодний утренник.
Творческие работы с детьми.
Конкурс стихов о зиме.
Заключение:
Во время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период, они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе.