Надежда Федорова
Конспект занятия в старшей группе «Давным-давно на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Королёв Московской области
«Детский сад комбинированного вида №23 «Чебурашка»
___
Конспект
занятия в старшей логопедической группе
«Давным- давно на Руси…»
Воспитатель
Федорова Н. В.
Цель: знакомство с русскими народными игрушками.
Задачи:
- создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках: дымковских, тряпичных куколках, матрешках;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Давным-давно на Руси“» размещена в разделах
- формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи изделий;
-расширять словарный запас детей;
- воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.
Оборудование: 1стол, дымковские игрушки, тряпичные куклы, матрешки
Интеграция ОО: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа: чтение произведений устного народного творчества; знакомство с народными играми, заучивание стихов и закличек.
Ход занятия.
Организационный момент.
1. Эмоционально – психологический настрой детей.
Педагог, переодетый в русский народный костюм, встречает детей.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас. Давайте друг другу подарим улыбку. Влево, вправо повернитесь и друг другу улыбнитесь. Подарим всем хорошее настроение. Ребята, а теперь вы сядете на стульчики, и мы начнем наше путешествие в историю игрушек.
Вводная часть.
Вступительная беседа об игрушках. (дети сидят полукругом перед столом, стол накрыт скатертью с русским народным орнаментом, на нем разные старинные игрушки)
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на этот красивый стол. Что вы видите?
Дети: Игрушки.
Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам расскажу про игрушки, в которые играли дети давным-давно. Когда не было электричества, машин, телевизоров и компьютеров. И люди жили в деревянных домах. Игрушки мастерили мамы и папы, сами дети, мастера – ремесленники. Игрушки делали из тряпочек, из соломы, из глины, из дерева.
Основная часть.
Воспитатель: Я хочу вас познакомить с матрешкой. Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается… В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше). Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в русских деревнях и селах многим девочкам давали имя Матрена. (ласково-Матрешка)
(Воспитатель раздает матрешки детям)
Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим матрешку. Как вы думаете из чего она сделана? Какая она? Что одето на ней?
Ответы детей.
(Воспитатель раздает матрешки детям)
Воспитатель: Ой, что – то мы засиделись. Давайте в игру сыграем, косточки разомнем.
Русская народная хороводная игра «Дубок». Дети, встав в хоровод, ритмично приговаривают о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.
Воспитатель: А это ребята глиняные игрушки из села Дымково. Их так и называют-дымковские игрушки. Далеко - далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло село Дымково.
Каждое утро вставали люди, затапливали печи, из трубы вился голубой дымок. Домов много и дымков много, вот и прозвали село Дымково.
Жили в том селе весёлые, озорные и добрые люди. Любили они лепить весёлые, яркие и красочные игрушки, свистульки. Лепили они из глины: людей, зверюшек разных, птичек и зверей. Лепили они барышень в красивых и праздничных нарядах. и различных животных: лошадок, свинушек с поросятками. Сначала игрушки из глины лепили, потом в большой печи - сушили. Когда игрушки высыхали - тогда краски в руки брали. Сначала просто белили - белую краску на игрушки сверху наносили, а потом тоненькой кисточкой - узоры рисовали, чтобы игрушки - расписными стали. И все эти узоры волшебные со смыслом были: синяя волнистая полоса - это вода, круг со звездочкой внутри - это небо и звёзды посмотри!
Воспитатель: А здесь мы с вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Это тряпичные куколки, таких куколок мамы и бабушки делали для своих детей из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные: пеленашка, кукла бабочка, куколка крупеничка, куколка столбушка.
(Дети подходят к столу. Рассматривание игрушек)
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята вам понравилась моя история про игрушки? Какие игрушки вам больше всего понравились?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Мне с вами было очень приятно провести время. Спасибо вам за это.