Татьяна Смирнова
Проект в старшей группе «Лимонные тайны»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный.
Продолжительность проекта: 2 недели (9.03.2020-20.03.2020)
Направление деятельности проекта: экспериментальное.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи:
Публикация «Проект в старшей группе „Лимонные тайны“» размещена в разделах
• Расширить знания детей о лимоне, как о продукте, необходимом в жизни человека; познакомить детей с интересными фактами и полезными свойствами лимона; стимулировать познавательную активность и самостоятельность.
• Учить устанавливать причинно-следственные связи, приучать соблюдать технику безопасности при проведении опытов;
• Побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни;
• Воспитывать дружеским взаимоотношениям между детьми, умение вести диалог между воспитателем и сверстниками;
• Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности, развивать творческие способности, эстетическое восприятие.
Актуальность:
Всей России он знаком, жёлтый батюшка - лимон.
Оказывается, хорошо знакомые всем вещества обладают чудесными свойствами! Кто бы мог подумать, что хорошо знакомый нам лимон тоже обладает чудесными свойствами! Плод лимона - настоящая копилка витаминов. Многие из нас зимой и весной испытывают нехватку витаминов, а чай с лимоном является хорошим профилактическим средством, которое поможет справиться с простудой, гриппом, прибавит нам сил. Лимоны не теряют своих полезных свойств в течение долгой зимы.
Гипотеза: лимон не только полезен для здоровья, но имеет необычные свойства при взаимодействии с другими веществами.
Ожидаемые результаты: Собрать интересную информацию о лимоне; выяснить с помощью экспериментов, что лимон - «удивительный» фрукт. Его можно самим вырастить в домашних условиях.
Подготовительный этап:
• Выбор темы исследования;
• Обсуждение с родителями воспитанников вопроса, связанного с проектной и исследовательской деятельностью, определение цели и задач проекта;
• Сбор дополнительной информации об объекте и его свойствах;
• Подбор литературы;
• Подбор иллюстративного материала;
• Подготовка оборудования для организации опытной деятельности;
• Просмотр м\ф «Чипполино».
• Проведение детьми интервью с родителями «Использование лимона»
• Сбор информации родителями на тему «Волшебные свойства лимона»
Основной этап:
Познавательное развитие:
ООД «Путешествие во фруктовый сад»
Беседа «Фрукты на нашем столе» (знакомство с полезными свойствами фруктов);
Показ презентации «Чудодейственный лимон»
Опытная деятельность:
Опыт№1 «Тонет - не тонет»
Цель: Выяснить, как будет вести себя тело (лимон) при погружении в воду.
Проведем опыт. Для него нам понадобится стакан с водой и лимон. Опустим лимон в воду. Он не тонет. Достанем лимон и очистим его от кожуры. Очищенный лимон легче, однако, когда мы положили его в воду, он утонул!
Вывод: выяснили, что в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.
Опыт №2 «Получаем лимонный сок»
Цель: Можно ли получить сок из лимона.
Для приготовления сока следует очистить лимон от кожуры и разделить на дольки. Завернуть дольки в марлю и отжать сок ручным прессом.
Вывод: чтобы получить натуральный сок, нужно лимон очистить и воспользоваться ручным прессом или соковыжималкой.
Опыт№3. «Чай с лимоном»
Цель: Узнать, как ведет себя лимон с натуральным красителем чая.
Мы взяли два прозрачных стаканчика и налили в них крепкий чай. После этого положили в один стакан кусочек лимона.
Вывод: Лимон обесцветил чайную окраску.
Опыт №4. Яблоко и лимон – друзья.
Цель: Узнать, может ли лимонная кислота защитить яблоко от потемнения.
Разрежем яблоко пополам, положим его срезами вверх на блюдце и выдавим немного лимонного сока на одну из половинок. Через несколько часов «чистая» половинка яблока потемнеет, а та, что была «защищена» лимонным соком, останется такой же белой.
Вывод: В яблоках есть много очень полезных веществ, в том числе и железо. Когда эти крошечные частички железа соприкасаются с кислородом (а именно это и произошло при разрезании яблока, они начинают темнеть. Лимонный сок покрыл срез защитной пленкой и кислород не смог добраться до железа.
Опыт №5. «Лимон – пятновыводитель»
Цель: Узнать, как ведет себя лимон с пятнами на ткани, одежде.
Мы взяли йод и капнул на ватный диск. Затем выжал несколько капель лимонного сока на йодное пятно. Пятно исчезло.
Вывод: Лимон помогает выводить некоторые пятна с одежды, без применения химических веществ.
Опыт №6. «Засекреченное послание»
Цель: Узнать, как ведет себя лимон при нагревании
Мы выжали несколько капель лимона, взяли ватную палочку и нарисовал на листе солнышко. Но рисунок не был виден, и мы его погладили утюгом. Рисунок нагрелся и проявился.
Вывод: Лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге. Наше «послание» оказалось рассекреченным.
Опыт№7. «Вулкан из лимона»
Цель: Узнать, как лимонный сок взаимодействует с содой.
Разрежем лимон пополам. Из одной половинки выжмем сок. У второй половинки ложкой осторожно размягчите «жерло» вулкана. Теперь добавим туда соду. Лимон начнет пузыриться как вулкан! Чтобы реакция продолжалась, добавили в сердцевину предварительно выжатый сок и соду. Красивого эффекта мы добились, добавляя в лимон пищевые красители.
Вывод: При взаимодействии лимонного сока и соды образуется эффект «кипения»
Опыт №8. «Лимон надувает воздушный шарик»
Цель: Узнать, как взаимодействует лимон с пищевой содой.
В пластиковую бутылку мы насыпали соду, затем туда же влили выжатый лимонный сок и быстро надели на бутылку воздушный шарик. Так как в бутылке начался процесс выделения газа, воздушный шарик начал надуваться.
Вывод: При взаимодействии лимонного сока и соды образуется газ, который надувает шарик.
Создание альбома «Наши опыты с лимоном»
Викторина «Знатоки витаминов»
Дидактические игры:
«Аскорбинка и ее друзья», «Четвертый лишний», «Веселые поварята» (блюда из фруктов, «Отгадай по запаху», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек» (угадывание фруктов на ощупь, «Узнай по вкусу», «Найди по описанию», «Фруктовое домино», «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Собери картинку», «Один-много», «Узнай блюдо», «Какой сок?», «Какое варенье?», «Посчитай», «Отгадай по описанию», «Что сначала, что потом?» (от семян к урожаю).
Речевое развитие:
Составление рассказа о фруктах;
«Наши загадки» (составление описательных загадок о фруктах);
«Сочини сказку» (фрукты);
Чтение:
Д. Хармс «Очень вкусный пирог», сказка Д. Родари «Приключения Чиполлино», Л. Толстой «Старик и яблони», «Косточка», В. Сутеев «Мешок яблок», «Фрукты- овощи» («Учимся правильно питаться» Ю. П. Климович, Я. Тайц «По ягоды», Г Сапгир «Загадки с грядки», Я. Аким «Яблонька», Т. Бокова «Праздник урожая», Ю. Коринец «Последнее яблоко», пословицы, скороговорки, считалки о фруктах, загадки.
Физическое воспитание:
Подвижные игры:
«Собери урожай», «Варим борщ и компот», «Поймай яблоко», «Съедобное - несъедобное», эстафета «Донеси фрукт».
Пальчиковая гимнастика:
«Апельсин», «Варим, варим мы компот», «Яблоко», «Фрукты».
Психогимнастика «Фрукты», «Кислый лимон», «Маленькие зернышки»;
Художественно-эстетическое:
Рисование: «Натюрморт из фруктов», «Мой любимый фрукт»;
Аппликация - коллаж «Лимонный стол»;
Работа с родителями:
Консультация «Насколько популярен лимон в вашей семье»;
Изготовление блюд с использованием лимона в домашних условиях» (со взрослыми).
Заключительный этап:
• Демонстрация альбома «Наши опыты с лимоном»;
• Выращивание лимонного дерева
Нас заинтересовал вопрос, можно ли вырастить лимон в домашних условиях.
В горшочках с подготовленной почвой мы посадили зернышки, только что вытащенные из лимона, присыпали землей, утрамбовали землю, затем полили её. Горшочки поставили поближе к окну и стали ждать, когда появятся листочки у нашего лимончика. Когда земля становилась сухой, мы её поливали.
Дальше мы будем исследовать, как вырастить лимон в домашних условиях и как правильно за ним ухаживать.
Вывод:
В ходе проведенной работы мы изучили роль лимона в жизни человека, выделили его полезные свойства, узнали его историю. Лимон служит как профилактическое, отбеливающее, ароматизирующее, общеукрепляющее вещество. Лимон имеет широкое применение в кулинарии, косметологии, в быту. Ни один фрукт не может соперничать по своим целебным свойствам и волшебной силе с лимоном. Выдвинутая нами гипотеза, что лимоны обладают не только целебными свойствами, но имеют и волшебную силу при взаимодействии с другими веществами оказалась верной. Цель и задачи нашей работы достигнуты. Проведенные исследования позволили нам узнать о волшебных свойствах лимона, сделать соответствующие выводы.
Перспектива нашей работы заключается в следующем:
Мы будем выращивать и наблюдать за посаженным нами лимоном.