Анна Вайгель
Проект в старшей группе «Эта удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный, исследовательский, познавательный проект для детей старшей группы «Эта удивительная соль»
Автор проекта : воспитатель МБДОУ детский сад № 22 «Светлячок»
Вайгель Анна Алексеевна.
Егорова Оксана Викторовна
Цель проекта :
Публикация «Проект в старшей группе „Эта удивительная соль“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.
Задачи:
1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
2. Исследовать свойства соли опытным путём.
3. Расширить представления о добыче соли.
4. Развивать у детей стремление к поисково- познавательной деятельности.
5. Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.
6. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.
Актуальность:
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.
Гипотеза:
При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.
Вид проекта :
Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.
Ожидаемый результат:
1. Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.
2. Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.
3. Пополнении предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.
4. Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.
Этапы работы над проектом :
1 Подготовительный этап.
Совместно с детьми мы обсудили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.
Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.
Рассмотрели соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Отгадывали загадки. Читали статьи о том, какую роль играла соль в средние века.
В конце этого этапа интерес к изучения соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.
2 Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.
Сначала мы изучили свойства соли. Для этого провели опыты и выяснили, что соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая, растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной, в насыщенном солёном растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли. В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной. Окрашивали соль разными цветами, после чего делали сувениры.
Самым интересным для детей стал эксперимент по выращиванию кристаллов. Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.
3 Заключительный этап.
- Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.
- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Результат.
В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.
Материалы для проведения проекта.
- Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки, соль, яйцо, лёд, вода, гуашь.
- Материал для рисования: альбом для рисования, соль, клей ПВА, цветная соль.
Список литературы
1 Детская энциклопедия «Всё обо всём».
2 Интернет ресурс.
Картотека опытов с солью
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)
Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт №3 «Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется
Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.
Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт №5 «Плавающая картошка и яйцо»
Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой. Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку, там где была солёная вода, яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо (картошка) оказалось примерно посередине кружки.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)
Опыт № 6 «Влияние соли на сосуды человека»
Взяли 3 баночки и налили в них одинаковое количество воды.
В первую баночку опустили кусочек шерстяной нитки.
Во вторую баночку добавили соли и опустили такую же ниточку, как и в первую баночку.
А в третьей баночке сделали насыщенный раствор соли и так же опустила нитку. Представим, что нитка – сосуд человека.
Через несколько дней я заметили:
1 баночка – нитка без изменений
2баночка – нитка стала мокрой и слегка покрылась белым налётом
3 баночка – нитка стала мокрой, покрылась белым налетом, и стенки баночки стали немного белыми
Это наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.
Опыт № 7 «Незамерзающая вода»
Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера.
В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла.
Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.
Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.
Опыт № 8 «Металл и соль»
Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.
1. Приготовить соляной раствор.
2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.
Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.
Опыт № 9 «Наблюдение за кожаным ботинком»
Понадобится: старый кожаный ботинок, емкость, вода и соль.
1. Приготовить соляной раствор.
2. Поместить в него кожаный ботинок.
3. Ботинок пропитался соляной водой и уже через 2 часа на верхней части ботинка образовались кристаллы соли. Кожа приобрела некрасивый вид. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка.
Вывод: соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.
Опыт № 10 «Действие соли на растения»
Можно использовать рассаду перца, воду и соль.
1. Приготовить соляной раствор
2. Перец поливать соляным раствором 1 неделю.
3. На 2 день после полива в нижней части стебля перца появились кристаллы соли.
4. Через неделю растение погибло.
Вывод: соль отрицательно влияет на рост растений в комнатных условиях. В природе соль накапливается с почве и губит все живое.
Опыт №11 «Снежная ветка сосны»
Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда ветку сосны и насыпали соли.
На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть у батарее.
Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.
Опыт №12 «Выращивание кристаллов»
Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.
Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в стакан и стали наблюдать.
Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.
А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?
Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы.
Опыт №13 Лавовая лампа
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Родилась я в воде, загадка
автор: Юрий Чистяков
Родилась я в воде
И по вкусу будут мне:
Мясо, рыба и капуста,
Помидор, арбуз и сало,
Огурец, растёт что густо.
Может, хватит или мало?
(СОЛЬ)
Этот камень можно есть
автор: Александр Измайлов Митрофанович
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль
Если пожалели
(Соль).
Соль. загадка
автор: Олег Карелин
Рассказать обо мне хоть немножко позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.
В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и невкусно, и повар не рад.
В рану, глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты?. (СОЛЬ).
Загадки для ребят. Соль
автор: Лариса Зимина
Хоть неприметна я всегда,
Но без меня никак нельзя -
Когда варится еда,
Чтоб была она вкусна,
Меня в меру, чур бери,
Только не.
(соль)
Соль. Русская народная сказка
В некотором городе жил-был купец. Было у него три сына: первый — Фёдор, второй — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, ходил на своих кораблях в чужие земли и всякими товарами торговал.
Нагрузил он в одно время дорогими товарами два корабля и отправил их с двумя сыновьями старшими за море. А меньшому сыну по торговле ничего не доверял.
Вот как узнал младший сын, что братья его посланы за море, тотчас к отцу явился и стал проситься у него в иные земли — людей посмотреть, себя показать.
Долго не соглашался купец:
— Ты домой и головы не привезёшь! — но всё же дал и ему корабль с самым дешё вым грузом: с тёсом, брёвнами и досками.
Собрался в путь-дорогу Иван, отвалил от берега и скоро своих братьев нагнал.
Плыли они по синему морю вместе день, другой и третий. А на четвёртый день поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.
— Ну, ребята, — закричал корабельным работникам Иван, — поворачивайте к берегу!
Пристали они к берегу. Вылез Иван на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошёл по тропинке. Шёл, шёл и добрался до превеликой горы. Смотрит — в горе той не камень, не песок, а чистая соль русская.
Назад к берегу вернулся, все бревна и доски приказал работникам покидать в воду, а корабль солью нагрузить.
Как скоро это было сделано, Иван от острова отвалил и дальше поплыл.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далёко ли, а приплыл корабль к большому богатому городу, у пристани остановился и бросил якорь.
Иван — купеческий сын сошёл в город и отправился бить челом к тамошнему царю. Чтобы позволил торговать ему по вольной цене. А для показу понёс узелок своего товару — соли русской.
Государю тотчас про его приход доложили. Позвал его царь и спрашивает:
— Говори, в чём дело — какая у тебя нужда?
— Так и эдак, ваше величество! Позволь мне в твоём городе торговать по вольной цене.
— А каким товаром торги ведёшь?
— Солью русской, ваше величество!
А царь и не слыхивал про соль : во всём его царстве ели без соли. Удивился он, что за новый такой товар, небывалый?
— А ну, — говорит царь, — покажи!
Иван — купеческий сын развернул платок, показал. Взглянул царь и про себя подумал: «Да это белый песок просто-напросто!» И сказал с усмешкой Ивану:
— Ну, брат, такого добра у нас и без денег дают!
Из царских палат Иван вышел весьма печальным, и вздумалось ему: «Дай схожу на царскую кухню да посмотрю, как там кушанья повара готовят — какую соль они кладут?»
Пришёл на кухню, попросился маленько отдохнуть, сел на стул и стал приглядываться. Повара то и дело бегают взад-вперё д: кто варит, кто жарит, кто льёт, а кто на сковороде яйца бьёт.
Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают кушанья солить. Улучил он минутку, когда все они из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства и приправы.
Пришло время обед подавать. Принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему таким вкусным показалось, как никогда прежде. Другое кушанье подали — это понравилось ему ещё больше.
Царь призвал поваров и говорит им:
— Сколько лет я царствую, а так вкусно вы никогда не готовили. Как вы это сделали?
Повара отвечают:
— Ваше величество! Мы готовили по-старому, нового ничего не прибавляли. А тот купец, что приходил просить вольного торгу, на кухне сидит, уж не он ли чего подложил?
— Позвать его сюда!
Привели к царю Ивана — купеческого сына.
— Виноват, царь-государь! Я русской солью все яства и приправы сдобрил. Так в нашей стороне водится.
— А почём соль продаёшь?
Иван смекнул, что дело на лад идёт, и отвечал:
— Да не очень дорого продаю: за две меры соли — мера серебра да мера золота.
Царь на эту цену согласился и купил у него весь товар.
Насыпал Иван серебром да золотом полон корабль и стал попутного ветра дожидаться. А у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей на русский корабль посмотреть, и стала она проситься у своего родителя на корабельную пристань. Царь её отпустил.
Вот взяла она с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, что и как называется: где снасти, где паруса, где корма, где нос, и завёл её в каюту. А работникам приказал — живо якоря отсечь, поднять паруса и выходить в море. И как был им большой попутный ветер, то они от того города скоро ушли на далёкое расстояние.
Вышла царевна на палубу, взглянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал её уговаривать, утешать. Скоро царевна улыбнулась и печалиться перестала.
Долго ли, коротко ли Иван с царевной плыли по морю, нагоняют его старшие братья. Узнали они про его счастье и удаль и крепко ему позавидовали. Пришли к нему на корабль, схватили его за руки и выбросили в море. А после жребий промеж себя кинули. И большой брат взял себе царевну, а средний — корабль с золотом и серебром.
И, как сбросили Ивана с корабля, случилось на ту пору плавать вблизи одному из тех брёвен, которые он сам же в море покидал. Ухватился за то бревно Иван и долго по морским глубинам с ним носился. Прибило наконец его к неведомому острову.
Вышел на землю он и пошёл по берегу. Навстречу ему попадается великан с огромными усами. На усах висят рукавицы — вачеги: сушит после дождя.
— Чего тебе здесь надобно? — спрашивает великан.
Иван всё рассказал ему, что с ним приключилось.
— Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится, садись-ка ко мне на спину.
Взял его великан, посадил на спину и побежал через море. Тут у Ивана шапка с головы упала.
— Ах, — говорит, — я ведь шапку уронил!
— Ну, брат, далёко твоя шапка — вёрст с пятьсот позади осталась, — отвечает великан.
Принёс он Ивана на родину, опустил его наземь и говорит:
— Смотри же, никому не хвались, что ты верхом на мне ездил. А если похвалишься — худо тебе будет.
Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошёл домой.
Приходит, а там уж все сидят за свадебным столом. Как увидела его прекрасная царевна, тотчас из-за стола выскочила, на шею к нему бросилась.
— Вот мой жених, — говорит, — а не тот, что за столом сидит!
— Что такое? — спрашивает отец.
Иван ему про всё рассказал. Как он солью торговал, как царевну увёз и как старшие братья в море его спихнули.
Отец рассердился на старших сыновей, прогнал их долой со двора, а Ивана женил на царевне.
Начался у них весёлый пир. Гости на пиру подпили и стали хвастаться: кто силой, кто богатством, кто женой молодой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам стал похваляться:
— Это что за похвальбы! Вот я могу похвалиться, так похвалиться: я на великане верхом через море проехал!
Только он это вымолвил — в ту же минуту появляется у ворот великан:
— А, Иван — купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мной, а ты что сделал?
— Прости меня! — говорит Иван купеческий сын. — Это не я хвалился, это хмель хвалился.
— А ну-ка покажи: какой-такой хмель?
Иван приказал привезти сороковую бочку вина да сороковую бочку пива. Выпил великан и вино и пиво. Опьянел и пошёл все, что под руку ни попадалось, ломать да крушить. Много натворил недоброго: хоромы разметал, сады повалял! После и сам свалился и проспал трое суток без просыпу.
А как он пробудился, стали ему показывать, сколько он бед наделал. Страх как удивился великан и говорит :
— Ну, Иван — купеческий сын, узнал я, каков хмель. Не пей, не хвались же ты мной отныне и до веку.