Татьяна Воронина
Проект в средней группе «Знакомство с игрушками народов Поволжья как средства приобщения к народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно – творческий
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель проекта : приобщение детей к культуре Поволжья
Образовательные области:
• Познание
• Коммуникация
• Художественное творчество
• Безопасность
Актуальность темы:
Публикация «Проект в средней группе „Знакомство с игрушками народов Поволжья как средства приобщения к народной культуре“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Проекты
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира.
Этнокультурное воспитание - определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно – нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Итак, этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста – незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, родине, развивает духовные ценности, позволяет приобщать детей к культурному наследию своего народа, частью которой он является. Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности.
Формирование чувства собственного достоинства у ребенка невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа.
В последние годы мы по-новому относимся к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Поэтому для нас стала актуальная проблема - найти такие формы и средства приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальных культур, которые были бы педагогически целесообразными и адекватными характеру деятельности дошкольников.
Республика Мордовия представляет собой уникальное явление, где преобладает межнациональное взаимодействие полиэтнического характера. В Мордовии, где этническую основу населения составляют русские, мордва, татары, а географическое положение представляет большие возможности для ознакомления, как с мордовской народной игрушкой (птичкой – свистулькой, стилизованной игрушкой - матрешкой); так и с ювелирными изделиями татар, изготовление на территории Татарстана; с богатейшей чувашской вышивкой; изделиями из бисера башкир; с частями одежды народов Поволжья. Успешно зарекомендовали себя в практике работы дошкольных учреждений рисование и аппликация элементов мордовских, татарских, русских узоров по мотивам народной вышивки, украшение ими салфеток, изготовление лепных изделий.
Задачи.
1. Создать условия для успешного овладения детьми навыками в изобразительной, музыкальной, художественно – речевой и театрализованной деятельности, способствовать развитию детского творчества.
2. Создать условия для приобщения детей, родителей к основным этнокультурным ценностям (народным игрушкам, декоративно – прикладному искусству, играм, праздникам, фольклору).
3. Создать единый этнокультурный аспект воспитания и общения в детском саду и семье, повышать педагогическую культуру родителей.
4. Поддерживать благоприятный эмоциональный фон, как необходимое условие развития личности ребенка. Способствовать воспитанию гармоничной личности, воспитывать толерантное отношение к разным народам, проживающим в Поволжье.
5. Воспитывать у детей дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания, формировать чувство любви и привязанности к родному городу, родному краю, России.
Таким образом, можно сделать вывод, что метод проектов позволяет расширить образовательное пространство, реализовать интегрированный подход к процессу воспитания детей.
Работа с родителями.
1. Приобщение родителей к организации выставки декоративно – прикладного искусства разных народов (народной игрушки : русской и мордовской матрешки, дымковской и филимоновской игрушки и т. д.)
2. Привлечь родителей к подготовке к праздникам (изготовление костюмов, атрибутов, оформление зала).
3. Приобщение родителей к изготовлению тряпичных кукол, совместное оформление кукол в национальных костюмах.
4. Консультация для родителей «Во что играли наши бабушки».
План образовательной деятельности по реализации проекта.
Ноябрь – «Матрешек русский хоровод (или Русская красавица)».
Декабрь – «Порадуем малышей игрушками забавами»
Январь - «Знакомство детей со скульптурой малых форм»
Февраль – «Путешествие в страну мастеров»
Март – «Знакомство детей с дымковской народной игрушкой»
Апрель - «Знакомство детей с филимоновской народной игрушкой»
Май - «Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла»
Организация инновационной деятельности в группе.
Мы поставили цель – организовать в группе инновационную деятельность по разработке и апробации инновационной модели знакомство детей с народными игрушками на основе принципа интеграции.
Организуя и проектируя инновационную деятельность, мы исходили из того, что инновация предполагает, во-первых, конкретизацию отдельных теоретических и практических положений в практике образования детей, во-вторых, дополнения и расширения известных теоретических положений, а также создание принципиально новых подходов, реализуемых в сфере образования дошкольников. В целом, инновационная деятельность требует инновационных изменений в образовательном процессе.
Проектируя инновационную деятельность по созданию модели знакомство детей с народными игрушками мы определили круг вопросов, решение которых и позволило разработать и апробировать такую модель, конструктивно изменяя, а точнее, развивая, сложившуюся образовательную практику:
-«зачем» на данном этапе развития дошкольного образования знакомить детей с народными игрушками ;
-«чему учить» детей, а именно, как выбрать содержание обучения, определить содержательные направления работы с детьми по данной проблеме;
-«как учить», ответ на этот вопрос предполагал разработку инновационных форм взаимодействия взрослого с детьми и детей друг с другом, программно-методического оснащения и создание развивающей среды;
-«почему так, а не иначе», необходимым моментом инновационной деятельности выступило обоснование содержания и методов образовательной работы с дошкольниками.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №88»
Проект на тему :
«Знакомство детей
с народной игрушкой Поволжья,
как средство приобщения
к народной культуре.
Средняя группа № 3
Разработали
воспитатели:
Волкова Л. В.
Воронина Т. Ф.