Татьяна Гречихина
Проект в средней группе «Загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе на тему
«Загадочный космос»
Подготовили воспитатели: Гречихина Т. К., Никитина С. А.
Тип проекта : познавательно – творческий, групповой.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта : краткосрочный (с 11.04 по 15.04)
Актуальность:
Публикация «Проект в средней группе „Загадочный космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
В период смены общественных информаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и прежде всего нравственного опыта. Дети мало знают о празднике День космонавтики, почему он существует, и кто первым совершил полет. Дошкольники не испытывают чувство гордости за Родину.
Цель проекта : познакомить детей с космосом, российским праздником - День космонавтики, героями космоса.
Задачи:
1. Знакомство с праздником «День космонавтики», героями космоса, с первым полетом Юрия Гагарина;
2. Расширить и углубить знания детей о космосе, о животных-космонавтах, дате первого полета Юрия Гагарина в космос, празднике День космонавтики;
3. Развивать интерес, творческие способности.
4. Активизировать словарь: планета, космос, созвездие, ракета, скафандр, луна, вселенная, космонавт.
Предполагаемый результат реализации проекта :
- знание детьми информации о празднике «День космонавтики», о героях космоса, о звездах и планетах;
- заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду;
- рассказы детей о наблюдении за звездами: яркость, размер, Полярная звезда, созвездия;
- инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе;
- организация выставки работ детей по рисованию «Белка и Стрелка в космосе» и лепке «Космонавты»
- знание детьми информации о празднике «День космонавтики».
Работа с родителями:
1. Информационная папка «День космонавтики».
2. Беседа на тему «Расскажите детям о космосе».
3. Наблюдение с детьми за звездами: яркость, размер, Полярная звезда, созвездия.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
-выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей;
-планирование образовательной деятельности в рамках проекта и календарное планирование;
-подбор материала по теме проекта для оснащения уголков группы;
-создать развивающую среду : подобрать материалы, атрибуты, иллюстрации и фотографии о космосе, художественную литературу, игры по данной теме.
-подобрать материал для продуктивной деятельности детей.
2. Содержание проекта
Первый день
1. Познавательная беседа «Космос»
Цель: сформировать у детей понятия «космос»;
Задачи: выяснить, что есть в космосе; ввести понятия «звезды», «планеты»;
Оборудование и материалы: картинки на космическую тему
Содержание беседы
Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «все на свете», «Вселенная» — это все, что существует. Земля — часть Вселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облака газа и пыли — это тоже Вселенная.
Ученые используют телескопы и космические автоматические станции для изучения космоса.
На ночном небе мы видим звезды. Они очень разные и по размеру и температуре. Звезды — огненные шары, одни более горячие, другие — менее, поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие — белые, чуть менее горячие — голубые, потом желтые и красные.
А какая звезда к нам ближе всего? Солнце — это звезда. Она считается самой близкой к нам звездой во Вселенной. Солнце — шар, состоящий из раскаленных ярко светящихся газов. Оно дает нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле. Вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой планеты свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет «Астрономическая считалка» (Пальчиковая игра)
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон.
2. Рассматривание альбома «Детям о космосе», энциклопедий.
3. Чтение стихов о космосе.
Солнечная система.
Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий.
Второй, за ним, летит Венера,
С тяжёлой, плотной атмосферой.
А третьей, кружит карусель,
Земная наша колыбель.
Четвёртый – Марс, планета ржавая,
Красно – оранжевая самая.
А дальше мчат, пчелиным роем,
Своей орбитой астероиды.
Пятый- Юпитер, очень уж большой
На звёздном небе виден хорошо.
Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровашка, под лучами солнца.
Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,
Ведь труден путь его далекий.
Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант
В красивой голубой рубашке франт.
Плутон, Харон, девятые в системе,
Во тьме дуэтом коротают время.
Второй день
1. Утренняя зарядка «Космическое путешествие»
- «Взлёт ракеты»
И. П. : стоя, руки на ширине ступни, руки в стороны.
В. : руки вперёд, ладони сложить вместе, поднять вверх, в и. п. (6 раз)
- «Летающая тарелка»
И. П. : стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны.
В. : скручивания туловища в стороны (по 3 раза в каждую сторону).
- «Выход в открытый космос»
И. П. : ноги на ширине плеч, руки в стороны.
В. : ходьба с несгибаемыми коленями вокруг себя, наклоняясь в стороны.
- «Луна»
И. П. : стоя, ноги на ширине ступни, руки над головой «окошком».
В. : приседания, в и. п. (5-6 раз)
- «Звёзды»
И. П. : стоя, ноги на ширине ступни, руки внизу.
В. : прыжки, ноги – руки врозь, в и. п. (6 раз с чередованием с ходьбой)
- «Взлёт ракеты».
2. Занятие ФЦКМ «Первые «космонавты» Белка и стрелка»
Цели:
-расширить представления детей о космических полётах;
-познакомить детей с первыми «космонавтами» Белкой и Стрелкой.
Оборудование и материалы:
-картинки с изображением Белки и Стрелки.
С древних времён человека манило недоступное и загадочное. Самым непостижимым был космос. Складывались легенды о полётах в космос, писались книги о путешествиях в космос. Однако, летать к иным мирам легко и просто было только в фантастических произведениях.
В жизни путь человечества к первому полёту в космос занял многие столетия. И мечта всё- таки осуществилась.
Белка и Стрелка – это самые знаменитые в мире пассажиры космического корабля. Эти две собаки-космонавты первыми из представителей животного мира совершили путешествие на космическом корабле и вернулись живыми и невредимыми.
Полет Белки и Стрелки в космос был запланирован на 19 августа 1960 года на борту советского космического аппарата «Спутник-5». Длился он немногим больше суток, и за это время собаки успели семнадцать раз облететь земной шар по орбите.
Решение посадить собак на борт космического корабля было более чем серьезным и обоснованным. Запланированные на полет исследования были необходимы для подготовки полета человека в космос.
Находясь на борту «Востока-1», Белка и Стрелка, сами того не подозревая, внесли огромный вклад в развитие космонавтики. Реакции организма собак на состояние невесомости и нахождение в космосе фиксировались специальными датчиками и передавались ученым на Землю. Их анализ позволил получить много новой информации о специфике биохимических, физиологических и даже генетических процессов, происходящих в живом организме в условиях необычного для него космического пространства.
И Белка, и Стрелка перенесли полет нормально, никаких существенных отклонений в процессах их жизнедеятельности не произошло. По данным биохимических анализов, проведенных после возвращения на Землю, учеными был сделан вывод, что собаки находятся в состоянии временного стресса. Интересно, что поведение собак в процессе полета было разным. Если Стрелка сохраняла полное спокойствие, то Белка оказалась более восприимчивой. На четвертом витке она начала проявлять признаки беспокойства, пытаясь покинуть кабину и освободиться от сдерживающих ее движения креплений. К счастью, после полета состояние Белки довольно быстро пришло в норму.
С научной точки зрения полет в космос собак-космонавтов имел большое значение. На основании собранных данных ученые удостоверились, что полет в космос человека возможен и опасности для живого организма не представляет, но он должен быть максимально ограниченным по времени.
3. Рисование гуашью «Белка и Стрелка в космосе».
4. Чтение художественной литературы – Н. Носова «Незнайка на Луне».
Третий день.
1. Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»
Раз, два, три, четыре, пять- (загибают пальчики по одному)
В космос полетел отряд. (соединяют ладони вместе и поднимают вверх)
Командир в бинокль глядит, (пальцы обеих рук соединяются с большим)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, (загибают пальцы обеих рук)
Большую желтую луну.
2. Познавательная беседа на тему «Первый космонавт на Земле»
Цель: познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос;
Задачи: воспитывать интерес к профессии космонавта;
подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек;
воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.
Оборудование и материалы:
Портреты Ю. Гагарина, В. Терешковой;
12 апреля наша стана отмечает День Космонавтики. Этот праздник, прежде всего для космонавтов. Космонавты — люди, которые летают в космическое пространство на ракетах. А кто знает, кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ответы детей.)
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. Юрий Гагарин закончил с отличием училище летчиков. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. За этот подвиг Ю. А. Гагарину присвоено звание Героя Советского Союза. День полета 12 апреля был объявлен праздником – Днём космонавтики.
После полета Ю. А. Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина –космонавт – Валентина Терешкова.
Многие космонавты летали в космос не один раз. Сейчас совершаются совместные полеты космонавтов разных стран. Работа космонавтов, очень опасна. Труд их по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград.
Хотите ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле. Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом? А вот еще одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями, и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда. А еще ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает.
Испытания серьезные. А почему же все космонавты справляются с ними, как вы думаете? (тренированные, занимаются спортом). Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета). Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).
3. Лепка «Космонавты», рассматривание работ.
4. Подвижные игры
- «Ракетодром» - дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра продолжается, пока не останется один обруч.
- «Держу равновесие» - простоять на одной ноге, а руки отвести в стороны.
5. Дидактическая игра «В космосе».
Дети становятся в круг и, передавая макет ракеты, называют слова, относящиеся к космосу и всему, что с ним связано.
Четвёртый день.
1. Занятие ФЭМП «Встреча с Лунтиком».
Цель: Закрепить полученные навыки и умения по ФЭМП.
Задачи:
Образовательные:
1 Закрепить навыки количественного, порядкового счета в пределах 5.
2 Упражнять в умении различать и называть плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
3 Развивать умения располагать предметы в заданной последовательности.
Развивающие:
1 Способствовать формированию мыслительных операций.
2 Умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:1 Воспитывать самостоятельность, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
2 Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приемы:
Игровой прием- использования героя мультфильма.
Наглядный метод – использование иллюстраций и презентации в виде слайдов.
Словесный метод – напоминания, указания, вопросы, индивидуальные ответы детей, физминутки, поощрения.
Предварительная работа: отгадывания загадок, чтения стихов, просмотр иллюстраций по теме, дидактические игры «Найди пять отличий», «Собери картинку», «Найди тень», «Найди пару», беседы «Как человек покорил космос», чтение художественной литературы Н. Носов «Незнайка на Луне».
Демонстрационный материал: портрет Ю. А. Гагарина, космический корабль «Восток», игрушка «Лунтик», презентация в виде слайдов Ю. А. Гагарин первый космонавт
Оборудования и материалы: индивидуальные пеналы (геометрические фигуры, счетные палочки, цифры,схемы выкладывания, карточки «Посчитай», полоски «Продолжи ряд», картинки космонавта, ракеты, Земли. Звезды, солнца.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словестный.
Ход занятия:
Организационный момент.
В: Ребята а вы знаете, что сегодня 12 апреля наша страна отмечает праздник День космонавтики. В этот день человек полетел в космос им стал Юрий Алексеевич Гагарин который облетел всю Землю и вернулся обратно на своем космическом корабле «Восток», его полет продлился 1 час 48 минут (показ портрета и космического корабля). Ребята а вы знаете, что такое космос?
Д: Разные варианты ответов.
В: Космос – пространство в котором находятся небесные тела: звезды, планеты и их спутники, кометы, метеориты. В космосе существует невесомость – это такое состояние при котором человек не чувствует вес собственного тела и окружающих его предметов, как будто летает (показ как двигается человек в невесомости).
Д: Повторяют движения.
Мотивационный момент.
В: Ребята сегодня к нам в гости пришел всем известный герой мультика «Лунтик», который прилетел к нам из космоса. Ему очень нравится наша планета, но он хочет вернуться к своим родителям, по которым он очень скучает. Давайте ему в этом поможем. Но, чтобы Лунтик попал домой, нужно выполнить 5 заданий. Для этого представим, что мы находимся в невесомости и нам нужно добраться до своих мест (показ действий).
Д: Занимают свои места.
Основная часть:
В: Ребята мы с вами выполнили 1 задание добрались до своих мест справившись с невесомостью (выкладывает на доску цифру 1). А сейчас второе задание, которое называется «Посчитай» (раздаются карточки и цифры).
Д: Считают и выкладывают цифры в пустые окошечки.
В: Молодцы! Справились с заданием (на доску выкладывается цифра 2). Вот и следующее задание которое называется «Назови соседей» (на доске выкладываются картинки космонавта, ракеты, Земли, звезды, солнца и шаблон Лунтика который перемещается между картинками).
Д: По очереди называют картинки между которыми находится Лунтик.
В: Молодцы! Умнички! На доске выкладывается цифра 3. Ребята давайте посчитаем сколько заданий мы с вами выполнили.
Д: Считают хором, вслух.
В: Ребята, а сколько еще заданий нам нужно выполнить?
Д: Ответы (2).
В: Вы наверное устали? Давайте немного отдохнем
Физминутка:
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
Долетаю до луны. (руки в стороны покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед, назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
В: Следующее задание называется «Продолжи ряд» из геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника (раздаются полоски с геометрическими фигурами, индивидуальные пеналы).
Д: Выкладывают геометрические фигуры по образцу в пустые окошечки.
В: Вот мы и справились с 4 заданием (выкладывается цифра 4). Осталось самое последнее и важное задание отправить нашего Лунтика домой. Ребята скажите, а на чем летают в космос.
Д: Ответы.
В: Конечно на космических кораблях «Ракетах». Давайте построим корабль и отправив домой нашего Лунтика (на доску вешается схема выкладывания из геометрических фигур, индивидуальные пеналы).
Д: Выкладывают.
В: Молодцы! Построили корабль и теперь, чтоб его запустить нужно произвести отсчет в обратном порядке начиная с 5.
Итог занятия.
Д: Хором считают в обратном порядке 5,4,3,2,1. Ура! Наш Лунтик полетел домой. Вы большие молодцы! Давайте вспомним какие задания мы выполняли?
1 Справились с невесомостью.
2 Считали и выкладывали нудные цифры к картинкам.
3 Называли соседей.
4 Продолжали ряд из геометрических фигур.
5 Построили ракету для Лунтика.
2. Раскрашивание раскрасок «Загадочный космос», самостоятельное художественное творчество.
3. Конструирование детьми из строительного материала ракет по своему представлению.
Пятый день
1. Спортивное развлечение ко дню космонавтики.
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности.
Задачи:
воспитывать целеустремленность в достижении результата, чувство товарищества и ответственности перед командой.
формировать навыки здорового образа жизни;
развивать физические качества личности – быстроту, ловкость, выносливость,
подвижность;
Предварительная работа:
Знакомство с профессией космонавта, чтение рассказов, заучивание стихов о космосе, рассматривание фотографий, открыток с изображением космоса, просмотр презентации и мультфильмов про космос.
Оборудование: мягкие модули для постройки ракеты, пластиковые контейнера и мячики (двух цветов, гимнастические мячи, ориентиры, лента с привязанными на концах палочками, магнитная доска, наградные звезды и ракеты из картона.
Участники: ведущий, дети.
Ход развлечения.
Ведущий:
День сегодня не простой,
Это в мире знает каждый.
Впервые в космос полетел
Человек с Земли отважный.
Ведущий: Дорогие ребята, мы с вами собрались на празднике, посвященному Дню космонавтики.
Люди с давних времён мечтали освоить космическое пространство.
12 апреля1961 года
в космос впервые в мире на космическом корабле «Восток» поднялся человек. Это был наш соотечественник. Кто знает, как его звали?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Ведущая:
В космической ракете
С названием "Восток"
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Автор: В. Степанов
Ведущий: А хотите стать космонавтами и отправиться в необычное космическое путешествие к планетам? Нас там ждет настоящий клад. Ну, тогда я приглашаю вас в путешествие. В космос отправимся двумя космическими отрядами. На пути нас ждет много испытаний. Кто первый пройдет все испытания, тот и получит космический клад. Нам нужно поделиться на два отряда.
С луны пришла посылка, посмотрим, что в ней лежит. А в ней лежат космические эмблемы. Луноход и Комета. Как вы думаете для чего нам прислали эти эмблемы? Так и будут называться наши отряды.
Встречайте, космический отряд «Луноход». Космический отряд «Комета».
За каждое быстро и правильно выполненное задание, команда получает звезду или ракету. В конце соревнований подведем итоги – на чьем небе больше звезд, тот отряд и выиграла. Второе место занимает отряд у кого будет больше ракет.
Ведущий: На планетах вас ждут разные испытания и неожиданности.
Предлагаю вам взять с собой быстроту, смелость, находчивость, смекалку и пожелать друг другу успехов.
Ведущая:
Чтоб ракетой управлять,
Сильным, смелым нужно стать.
В космос слабых не берут,
Ведь полёт - нелёгкий труд.
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться.
Ведущий: Начнём мы наше путешествие с тренировки. Готовы ребята?
Разминка «Космодром».
Всё готово для полёта, (Дети поднимают руки сначала вперёд, затем вверх).
Ждут ракеты всех ребят. (Соединяют пальцы над головой, изображая ракету).
Мало времени для взлёта, (Маршируют на месте).
Космонавты встали в ряд. (Встали прыжком – ноги врозь, руки на поясе).
Поклонились вправо, влево, (Делают наклоны в стороны).
Отдадим земной поклон. (Делают наклоны вперёд).
Вот ракета полетела. (Делают прыжки на двух ногах).
Опустел наш космодром. (Приседают на корточки, затем поднимаются).
Ведущий: Команды немного размялись, пришла пора отправляться в полет! Но где, же ракеты, на которых они полетят?
Дети: Их можно построить.
1. Игра «Построй ракету»
В соревновании участвуют двое из команды. На полу лежат модули, задача ребят построить ракету.
Выигрывает тот отряд, игрок которой раньше выполнит задание.
Ведущий: Молодцы! Собрали ракеты. Готовы к полёту?
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим - места нет!
2. Подвижная игра «Займи место в ракете»
На полу лежат обручи – ракеты, детей на одного больше, чем «ракет.» Под музыку дети бегают по кругу. С окончанием мелодии, надо занять место в ракете. Тот, кому не хватило «ракеты» (обруча, выходит из игры. После чего убирают один обруч. Игра продолжается.
Ведущий: Первая планета на нашем пути – Луна.
3. Игра «Полет на луну»
На длинную ленту с двух концов привязывают деревянные палки с прикрепленными к ним бумажными ракетами. Посередине ленты прикрепляется изображение луны. Два участника взявшись за палочки, наматывают на них ленту. Побеждает тот, кто первый приблизит ракету к луне.
А мы отправляемся дальше.
Внимание! Внимание! Из центра управления полетами поступило сообщение: «Ожидается метеоритный дождь!» Метеориты могут повредить ваши ракеты! Вам будет необходимо собрать метеориты в ловушки.
4. Игра «Собери метеориты»
По сигналу ведущего дети собирают мячи в обручи, которые лежат на полу – ловушки для метеоритов. Одна команда собирает мячи в синий обруч, другая - в красный. В каком обруче больше мячей – «метеоритов», та команда и выиграла.
Ведущий: Молодцы, ребята, метеоритный дождь нам теперь не страшен.
Ведущий: А теперь нам нужно научиться перемещаться на специальном луноходе.
5. Эстафета «Гонки на луноходах».
По 2-3 игрока от отряда прыгают на гимнастических мячах. Побеждает тот отряд, чьи игроки справятся быстрее
Ведущий: Молодцы! И с этим сложным испытанием справились!
Ведущий: Но вот наше путешествие походит к концу. А нам с вами пора подвести итоги и забрать награду (На магнитной доске у каждой команды по одинаковому количеству звезд и ракет) Значит и в космосе победила ДРУЖБА. Космический клад получают все участники путешествия. И пора возвращаться нам, ребята.
Мы из полёта возвратились
И на Землю приземлились
Идёт веселый наш отряд
И каждый встрече с нами рад!
2. Показ презентации «Космос».
Заключительный этап.
1. Анализ результатов проекта.
2. Выставка творческих работ детей «Загадочный космос».
3. Систематизация знаний детей о празднике «День космонавтики», о космосе и космонавтах.
В ходе реализации проекта дети узнали много новой информации о космосе, о профессии космонавт, о празднике «День космонавтики».