Елена Малышева
Проект в средней группе «Волшебный лес — полон чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебный лес – полон чудес»
Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №102»
Малышева Елена Юрьевна
г. Дзержинск
2016 год
Тип проекта : кратковременный
Вид проекта : познавательно-информационный
Участники проекта : дети средней группы, педагоги и родители.
Цель проекта :
Публикация «Проект в средней группе „Волшебный лес — полон чудес“» размещена в разделах
Воспитание у детей любви и заботливого отношения к природе, лесу.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию у детей представления о лесе.
2. Формировать у детей умения устанавливать и понимать причинно - следственные связи в природе.
3. Содействовать становлению экологического сознания.
4. Развивать познавательный интерес, любознательность, культуру поведения в природе, желание сохранить лес.
Проблемная ситуация:
На прогулках обращая внимание детей на красоту нашей природы, читая книгу «Лесная мозаика», играя в дидактические игры с растениями, заметила, что дети с большим интересом знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки.
Для того чтобы заинтересовать детей этой проблемой, я предложила для рассмотрения презентацию о деревьях наших лесов. Дети с удовольствием слушали, рассматривали слайды, читали стихи, разгадывали загадки о лесе.
Увидев заинтересованность детей, я пришла к реализации проекта
«Волшебный лес – полон чудес»
Итоговое мероприятие: Развлечение «Во поле берёзка стояла…»
Интеграция содержания образовательных областей на основе проекта.
Речевое развитие
Цель:
Формировать потребность пользоваться речью. Развивать игровой опыт каждого ребёнка, мелкую моторику пальцев.
Расширять литературный опыт детей. Расширять кругозор детей, пополнять и активизировать словарный запас.
В процессе ознакомления с литературой обеспечить формирование целостной картины мира.
Содержание образовательной области
Беседа «Как стул появился в детском саду»
«Мы защитники природы»
Ситуативные разговоры о важности соблюдения правил поведения в лесу.
Пальчиковая гимнастика
«Листья», «Пальчики в лесу», «Деревья», «Осень», «Маленькое семечко», «Осенние листья»
«Книжная страница»
Чтение:
В. Морозов «Рассказы о русском лесе»
Л. Н. Толстой, «Дуб и орешник».
Соколов-Микитов, «Осень».
Е. Трутнева, «По лесным тропинкам».
Н. Сладков, «Осень на пороге».
Чтение рассказов о природе, о растениях леса.
Чтение русских народных сказок о жителях леса.
Загадки о деревьях, цветах.
Заучивание стихотворений «Дуб», «Сосны», «Осинка»
Познавательное развитие
Цель:
Формировать у детей обобщенное представление о лесе: в лесу растут различные растения (деревья, кустарники, травы, мхи). Развивать у детей понимание того, что лес – это единственный целостный организм и нарушать его нельзя. Формировать у детей навыки исследователя.
Воспитывать бережное отношение к лесу.
Содержание образовательной области
Наблюдения на прогулке за деревьями, кустарниками, травами, цветами.
Беседа «Как узнать растение»
«Деревья нашей местности»
Игровая сюрпризная ситуация
«В гости к лесовичку».
Просмотр слайдов:
«Наш лес»
«Что нам даёт природа?»
«Изделия из древесины»
Дидактические игры:
«К дереву беги!» Закреплять знание детей о деревьях. Развивать умение быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.
«Найди листок как на дереве» Закреплять классификацию растений по основным признакам (характерным особенностям листьев, стволу.)
«С какого дерева листок» Продолжать закреплять умение определять, к какому дереву принадлежит лист; узнавать и находить дерево по стволу и листьям.
«Лети, листок ко мне в кузовок» Закреплять умение различать и называть дерево по форме и листьям.
«Найди в букете такой же» Совершенствовать умение находить предмет по сходству.
«Хвойные и лиственные растения» Закреплять и конкретизировать знание детей в классификации деревьев по категориям: хвойные/лиственные.
«Дары природы» Уточнить знание детей о природе (живой) с растениями.
Лото «В гостях у деревьев» Уточнить и улучшить знание детей о разных породах деревьев.
«Найди свой домик» Закреплять у детей умение обобщать предметы различающие внешне, но одинаковые по функциям и классификации; умение видеть новое в привычном.
«Кто быстрее найдет дерево» Закреплять умение видеть разницу между деревом и кустарником.
«Чьи детки?» Совершенствовать знания в определении по месту названия дерева. Закреплять умение определять плоды и семена знакомых деревьев.
«Кто быстрее найдет березу, тополь, клен» Закреплять знания детей о разных породах деревьев.
Разрешение проблемных ситуаций.
Беседа «Зеленый друг».
НОД Интегрированные занятия по познавательному развитию
«Путешествие в мир растений»
«Экологическая тропа»
Опыт «Выяснить, как свет влияет на цвет листьев»
Во время прогулки к живому листочку приложить кусочек фольги. Фольгу закрепить скотчем. Дети высказывают предположение, что произойдет с листом. Через 5 дней снимаем фольгу. Дети видят, что та часть листа, которая была закрыта фольгой, стала желтого цвета.
Дети делают вывод: Что свет питают листочки и они зеленые. Поэтому осенью, когда света становиться меньше, листья желтеют и опадают.
Социально-коммуникативное развитие
Цель:
Расширять у детей представления о многообразии растительного мира. Уточнять и расширять знания и представления детей о деревьях, об их лечебных свойствах. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.
Содержание образовательной области
Сюжетно-ролевая игра Магазин «Семена»
Просмотр мультфильмов из цикла «Уроки тетушки Совы»
«Жалобная страница»
Видео презентация ««В лесу пожар».
Свободное общение «Могут ли деревья лечить?»
«О пользе деревьев и кустарников»
Беседа «Больное дерево»
Трудовая деятельность: «Посадка дерева», оформление гербария лесных растений, создание коллекции семян, плодов, шишек.
Экскурсия в осенний лес
Видео - презентация «Лес»
Создание экологической тропы «Такие разные деревья»
Просмотр мультипликационного фильма «Волшебный лес»
Художественно-эстетическое развитие
Цель:
Воспитывать чувство сопричастности к естественной среде
Развивать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
Содержание образовательной области
«Живая книга леса»
Аппликация
«Ветка рябины»
«Ёлочка»
«Смешанный лес»
коллективная работа «Здравствуй, лес, дремучий лес полный сказок и чудес!»
Лепка
«Осеннее дерево»
Рисование пластилином «Осенние листочки»
Рисование
«Сосна»
«Ель»
«Лиственница» (в разные времена года);
«Люблю берёзку русскую»
«Осеннее дерево»
Раскрашивание осенних листьев
Физическое развитие
Цель:
Способствовать физическому развитию ребенка (развивать мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).
Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений в подвижных играх.
Обогащать двигательный опыт детей.
Содержание образовательной области
Подвижные игры
«Листопад»
«Осенний букет»
Ёлочки и лесник»
«У медведя во бору»
«Кто быстрее соберет дерево»
«Кто быстрее возьмет листочек»
Разучивание физкультминуток
«Мы листочки»
«Дует ветер нам в лицо»
Пробуждение после сна
«Деревья»
Утренняя гимнастика
«Осенние листочки»
«Листопад»
Работа с родителями
Организация выставки композиций из растений
«Лес – кладовая природы»
Беседа «Растения наших лесов»
Консультация для родителей
«Лечебное воздействие звуков леса»
«О целительной силе березы».
Фото - выставка
Фоторепортаж прогулки с ребенком в лес (парк)
Папки в родительский уголок
Изготовление папки — передвижки (обмен информацией) по теме.
Акция «Берегите природу» (рисование плакатов, рисунков совместно с детьми).
Перспективный план наблюдений за деревьями.
1. «Какие разные деревья»
Обратить внимание детей на деревья берёзу, клён и дуб, и спросить одинаковые они или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство (есть ствол, листья, ветки) и различия (форма листьев, строение ствола).
2. «Стройная берёзка»
Показать, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.
3. «Красивый клён»
Найти у клёна ствол и ветки, сравнить с берёзой. Рассмотреть листья клё на: резные, очень красивые, желтые, зелёные, оранжевые, красные. Обратить внимание, что клён очень красивое дерево. Предложить детям подойти к клёну, потрогать его ствол, показать ветви, обойти его кругом, полюбоваться его красотой.
4. «Могучий дуб».
Найти у дуба ствол и ветки, сравнить с берёзой и клё ном: отметить, чем похожи и чем отличаются. Отметить, что листья дуба отличаются от других. У дуба плоды – жёлуди. Спросить, какое дерево им нравится больше, почему. Обойти вокруг дуба, полюбоваться её красотой.
5. «Кора»
Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и её назначении: защищает от мороза, солнца и ветра. Сравнить кору на деревьях: берёза, клён, дуба, ели и отметить различия. Учить детей определять дерево по коре.
6. «Падают-падают листья…»
Обратить внимание детей на лежащие под деревьями листья - опали; опавшие листья: разноцветные, разной формы. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья; сравнить листья по цвету, размеру и определить с какого дерева. Отобрать с детьми самые красивые листья, спросить, почему они нравятся детям. Предложить детям походить по листьям послушать, как шуршат; сделать вывод: листьев становится все меньше, опавшие листья делаются темными, сухими.
7. «Как деревья готовятся к зиме?»
Рассказать детям, что деревья, сбрасывая листья, готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.