Юлия Лесникова
Беседа «Лес полон чудес!» — экологическое путешествие для детей 6,7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цели мероприятия:
расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах;
познакомить с правилами поведения в лесу.
Оборудование:
Книжная выставка «Лес полон чудес!» (книги со сказками где лес «главный герой», книги с лесными растениями, детские энциклопедии);
Иллюстрации красивых цветов и растений;
Картинки со знаками «Правила поведения в лесу» (см. приложение 1)
Проектор (если без презентации, то тогда наглядный материал делаем вручную)
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Заготовки листов с названием «станций» («Ягоды», «Грибы», «Деревья»,);
Заготовка листа с кроссвордом (см. приложение 2);
Картинки грибов (белый гриб, бледная поганка, волнушки, мухомор, груздь, опята, сыроежка);
Картинки деревьев (ель, береза, сосна, осина, ива);
Картинка паука (можно мягкую или резиновую игрушку);
Несколько бабочек (можно картинки, можно сделать аппликацию из картона)
Действующие лица:
Ведущий 1;
Ведущий 2;
«Хранитель леса» или Леший.
Слайд 1.
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в волшебный мир, а какой вы узнаете, если отгадаете загадку, послушайте внимательно.
Звучит мелодия «Звуки леса»
Итак, как вы думаете, на что это похоже? (ответы детей). На лес, правильно, молодцы! А вы любите ходить в лес? (ответы детей). И что вам нравится больше всего в лесу? (ответы детей).
Ведущий 2: Ребята, скажите, пожалуйста, вы знаете, что лес называют «зеленым золотом»? (ответы детей). Как вы думаете, почему его так называют? (ответы детей).
Ведущий 1: Лес дает нам топливо, бумагу, горючие масла, лекарства, смолу, строительные материалы и многое другое. А сколько ягод и грибов мы собираем в лесу! Лес – это источник здоровья! Это красивый, зеленый наряд планеты (показать глобус).
Ведущий 2: Ребята, представьте себе на миг, что лесов не будет на всей планете! Ведь лес – это легкие планеты, за счет леса планета дышит. У нас тоже есть легкие, именно поэтому мы с вами дышим, а если бы их не было, мы смогли бы дышать, как вы думаете? Конечно же, нет!
Ведущий 1: Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто-нибудь из вас был когда-нибудь после дождя в лесу? Как вы думаете, какой лес после дождя? (ответы детей).
Он душист, так ведь, свеж, а как там пахнет смолой! А вы знаете, что воздух леса в 200 раз чище и здоровее воздуха городов. Он придает нам силу, радость, наслаждение. Но самое главное, лес – самый верный наш помощник, он сохраняет влагу в почве, останавливает сухие и жаркие ветра, поэтому у нас есть урожай.
Ведущий 2: Ребята, теперь давайте мы с вами все вместе скажем, что такое лес?
Лес – это дом для зверей и птиц;
Лес – это зеленый наряд нашей планеты. Там где лес, там чистый воздух;
Лес – наш друг, задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хорошие урожаи;
Лес – кладовая, щедро отдающая свои дары – орехи, ягоды, грибы;
Лес – наше богатство;
Молодцы!
Ведущий 1: Лес – это волшебное место и у него есть волшебные свойства, какие как вы думаете? (ответы детей).
А я вот, например, знаю, что если люди плохо себя ведут в лесу, то он может их наказать. А как вы думаете, он их накажет? (ответы детей).
Ведущий 2: А теперь вспомните какую-нибудь сказку, где лес оживает.
Обращение к книжной выставке
(В. Бианки, М. Пришвин, Н. Сладков, К. Ушинский и др.)
Ведущий 1: А вы знаете, как зовут хозяина леса в сказках? (ответы детей) Правильно Леший. А если он сохраняет лес или хранит его от всего злого, то как его можно еще назвать? (ответы детей, стараться сделать так, чтобы дети сами сказали второй вариант имени Лешего). Хорошо, правильно, «Хранитель леса». И сегодня он пришел к вам в гости, давайте все дружно его поприветствуем.
Звучит мелодия «выход лешего», в зал входит Леший.
Хранитель леса: Здравствуйте, ребята! Ох, дети мои, приключилась беда в моем лесу. Ветки моего дерева-дома кто-то обломал, грибы все истоптал, развел костер и не потушил его, мусор не убрал, всех зверей перепугал. Ой, горе, мне горе. Никогда не думал, что на старости лет придется мне правила писать, о том, как надо себя вести в лесу. И вот пришлось мне отлучиться из дому, чтобы к вам попасть да самому рассказать вам о том, как надо себя в лесу вести. Я тут нарисовал эти правила, сейчас их вам покажу, а вы попробуйте отгадать, что это обозначают?
(показывает знаки на листе формата А4, с одной стороны знак, с другой написано правило).
Правило первое: въезд транспорта ЗАПРЕЩЕН!
Причины подобного запрета весьма серьезны. Попробуйте сами их назвать.
Правило второе: не ломай ветви деревьев и кустарников.
Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Не случайно там, где много растений легко дышится.
Правило третье: не рви цветов в лесу и на лугу.
Ведь цветок в вазе – пленник, приговоренный к скорой смерти. Пусть лучше это чудо радует глаз. Ведь букеты можно составлять из прекраных цветов, выращенных человеком.
Правило четвертое: не сбивай грибы, даже несъедобный.
Например, мухоморы помогают расти соснам, елям, березам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки. Многие грибы участвуют в уничтожении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Проще говоря, они – санитары леса!
Правило пятое: в лесу запрещено включать на полную мощность музыку, поднимать крик и шум.
От постороннего шума звери и птицы покидают свои гнезда и норы, птенцы не успевают за взрослыми, теряются и нередко гибнут.
Правило шестое: не разводите костров в лесу, если в этом нет острой необходимости.
Костер – это рана в почвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар в лесу.
Правило седьмое: отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы, никогда не оставляйте после себя беспорядок.
Помните: брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. Сколько людей получили травмы из-за стекол, которые легко прорезают обувь. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать пожар в лесу.
Это, пожалуй, самые главные правила, которые нужно знать каждому человеку, идущему в лес. Теперь вы, ребята, назовите мне еще несколько важных правил, которые тоже очень важны для леса.
Правила:
- не повреждать кору деревьев
- не разорять муравейники
- не разорять гнезда птиц
- не ловить диких животных и не уносить их домой
- не ловить красивых насекомых
Молодцы! Ну вот, я вижу, что с правилами поведения в лесу вы ознакомлены хорошо, и я приглашаю вас к себе в гости, а лесные жители всегда будут рады встретить вас у себя дома. Ой, пора мне домой возвращаться, а то потеряют меня мои зверята, вы меня отпустите? У вас я побывал, если честно в лесу лучше, там воздух чище, поэтому берегите лес, ребята! До свидания!
Ведущий 2: До свидания, «Хранитель леса».
Уходит под музыку «выход лешего».
Ведущий 2: Ребята, вам понравился леший? Замечательно. Ну вот, с правилами вы познакомились, теперь смело можете отправляться в путешествие по лесу, но вас ждут небольшие препятствия на пути. Я надеюсь, вы готовы? (ответы детей)
Ведущий 1: Я думаю, ребята справятся. Препятствия эти будут на трех основных станциях: «грибы», «ягоды», «деревья». На каждой станции будет задание, вам нужно постараться справиться с ними.
Ведущий 2:
Итак, начинаем.
Слайд 2. Едем, едем…стоп! первая станция, которая называется «Ягоды».
Слайд 3.
Станция «Ягоды»
Отгадайте кроссворд.
Слайд 4.
По горизонтали:
1. На припёчке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки (Земляника).
2. Эту ягоду так называют,
Потому что внутри нее косточка,
А сама ягода маленькая
На одной кисточке, растет несколько ягодок (Костяника).
3. На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке – породы ежовой (Крыжовник).
4. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (Малина).
По вертикали:
1. В лесу на болоте
Травку вы найдете.
А на ней синее гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть (Черника).
2. У девчонки-тонконожки
Ярко-красные сережки.
Под листочек загляни-ка,
На стебле весит (Клубника).
3. В красных капельках болото,
Будто их рассыпал кто-то (Клюква).
Ключевое слово: ЯГОДЫ
Ведущий 1:
Молодцы, с кроссвордом справились! Эту станцию мы спокойно с вами преодолели, едем дальше. Слайд 5. Стоп! Следующая станция «Грибы».
Слайд 6.
Станция «Грибы»
Задание:
Я смотрю на этой станции уже немного другое задание. Нам надо постараться отгадать, что это за грибы, и сказать съедобные они или нет.
(показ слайдов 7-13 или карточек).
Ведущий 2:
Слайд 14. Молодцы, хорошо! Мы с вами теперь легко можем двигаться дальше. Едем, стоп! Следующая станция «Деревья».
Слайд 15.
Станция «Деревья»
А на этой станции сами лесные жители помогали «хранителю леса» придумать вам задание. Задания эти в виде вопросов. Готовы отвечать? Но будьте внимательны, вопросы немного сложные.
1. Из какого дерева изготавливал скрипки знаменитый мастер Страдивари (дуб; ель; береза) Слайд 16
2. Из веток какого дерева изготавливал дворницкие метлы? (липа; сосна; береза) Слайд 17.
3. Какое дерево чаще других шло на постройку домов в северной деревне? (дуб; клен; сосна) Слайд 18.
4. Древесина какого дерева идет на производство спичек? (сосна; ольха; осина) Слайд 19
5. Гибкие ветви, какого дерева используются для плетения корзин, мебели и даже посуды? (береза; ива; осина) Слайд 20
Молодцы, теперь вы не только прошли с успехом все станции, но и кое-что узнали о лесе, так ведь?
Ведущий 1:
Ребята, но вот у нас такая беда на последний станции спрятался кровожадный паук, который подстерегает красивых бабочек и ловит их своей паутиной. Слайд 21 или картинка. И несколько бабочек запутались в ней. Слайд 22 или картинка. Паук не хочет их отпускать, но если вы ответите на его вопросы…то он пожалеет их и отпустит их на волю. Ну что будем помогать бабочкам?
Слайд 23.
Итак, начинаем:
1. Что значит поговорка: «Волка ноги кормят» (волк не стережет добычу, а догоняет ее)
2. Какую траву можно узнать на ощупь? (Крапива)
3. Что означает «плач» березы весной? (Движение сока)
4. Какое самое страшное бедствие для леса? (Пожар)
5. Что в лесу прочнее стальной проволоки? (Паутина)
6. Название какого ядовитого лесного растения связано с названием птицы? (Вороний глаз)
7. Что обозначают кольца на распиленном дереве? (Сколько лет дереву)
8. Что ест зимой барсук? (ничего, зимой он спит)
9. Какая ягода растет на болоте? (Клюква)
10. Какие грибы живут семейками? (Опята)
Слайд 24. Молодцы ребята, спасли бабочек! А за то, что вы сделали такое доброе дело, «хранитель леса» для вас оставил листочек с описанием ориентирования в лесу, если вдруг вы заблудились. Слушайте и запоминайте!
Муравейник
Башня муравейника всегда находится по направлению к югу от дерева или пня.
Сосна, ель
Смолы на стволе больше на стороне, обращенной к югу
Дерево
Более частые ветви с южной стороны
Подорожник
Если подорожник попадается все чаще и чаще – где-то рядом тропа.
Ну вот, наше путешествие подошло к концу, я рада, что вы все старались, отвечали на вопросы, надеюсь увидеть вас на следующем мероприятии.
Слайд 25.