Мария Владимировна Юдакова
Проект в средней группе «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий, групповой краткосрочный.
Все известное и неизвестное находится рядом с нами. Нужно только его хорошенько разузнать и рассмотреть.
Объект исследования: соль.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель: Юдакова Мария Владимировна
Проблема: изучить свойства соли, выяснить – действительно соль необходима человеку и животным в жизни.
Публикация «Проект в средней группе „Волшебная соль“» размещена в разделах
- Проекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Актуальность: 8 тысяч лет люди используют соль в пищу.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Происхождение слова соль связано с Солнцем : старинное славянское название Солнца – Солонь.
Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.
Цель проекта : узнать как можно больше о соли о её свойствах; доказать, что соль - не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.
Задачи проекта :
1. Расширять знания детей о соли, определить свойства соли, как ее добывают, где применяется.
2. Узнать о значении соли в жизни человека.
3. Расширить знания о свойствах и видах соли.
4. Развить творческое воображение и креативное мышление.
5. Использовать технологию проектирования как одну из форм поисковой деятельности дошкольников.
План исследований.
Данный проект «Волшебная- соль» рассчитан для детей подготовительной группы. Основополагающий вопрос: «Волшебная» ли соль? Это и попытались доказать мы в настоящем проекте. Основанием для разработки проекта стала следующая гипотеза:
Гипотеза.
Мы высказали предположение, что соль - это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
Описание работы.
Вся работа, предшествующая созданию проекта «Волшебная соль» разделена на несколько этапов:
• создание условий для реализации проекта (подбор методического, научно-популярного материала по изучаемой теме; определение основных требований к организации проектной деятельности в детском саду; составление перспективного плана работы над проектом);
• подведение итогов работы по исследованию свойств, качеств и применения соли (защита проекта, выпуск презентации).
Проект предполагает реализацию трё х направлений: 1 этап: 2 этап: 3 этап:
Выбор темы;
Определение цели и задач проекта.
Подбор научно-популярного материала по изучаемой теме;
Определение основных требований к организации проектной деятельности в детском саду;
Составление перспективного плана работы над проектом.
Организация познавательных бесед, дидактических игр; выпуск лепбука;
Проведение опытов, наблюдений.
История соли. Человек узнает соль.
Изучая энциклопедическую литературу, анализируя материалы из интернета, мы узнали историю использования соли.
1. Подготовительный этап.
1.1 Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о волшебной соли. Разгадывание загадок о соли, просмотр м/ф «Как казаки соль покупали»
1.2 Информированность родителей о предстоящей деятельности. Беседы с родителями на темы: «Чем полезна соль?», «В каких целях вы используете соль?»
1.3 Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности. Пополнение картотеки стихов и картинок о соли и ее видах.
2. Основной этап
2. 1 Чтение с детьми произведений о соли: русская народная сказка «Соль»; чешская народная сказка «Соль».- Вызвать интерес у детей, получить эмоциональную разгрузку.
2.2 Просмотр презентации «Как соль приходит на стол».
2.3 Изготовление лепбука «Волшебная соль».
2.4 Проведение опытов и экспериментов с солью.
3. Заключительный этап
3. 1 Выявление уровня знаний детей на тему: «Волшебная-соль»
3.2 Мастер – класс «Волшебные рисунки солью». Волшебная лаборатория
Основная часть.
Каждый день мы встречаемся с солью. Она стала уже привычной для детей и взрослых.
2 слайд. Сегодня мы будем говорить с вами о веществе,с которым вы все хорошо знакомы. Чтобы узнать о чём пойдёт речь, предлагаю отгадать загадку:
«Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль)
3 слайд. Правильно – это соль. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы.
4 слайд. Прошло много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания.
На Руси соль издавна добывали из рассолов, которые выкачивали из глубин земли.
5 слайд. Хлеб олицетворяет силу и здоровье, а соль – богатство! Хлеб и соль стали символами гостеприимства и радушия русского народа. По старинному славянскому обычаю, который сохранился до сих пор, при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно соль.
6 слайд. В средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались и имела она очень высокую цену.
7 слайд. В наше время СОЛЬ- единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде.
Соль – пищевой продукт и мы её знаем,как мелкие кристаллы белого цвета.
8 слайд. На самом деле соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Есть соль неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, а также крупная и мелкая.
9 слайд. Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? Все очень просто-месторождение каменной соли находят высоко в горах. В древности на месте этих гор был океан.
10 слайд. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль превращалась в кристаллики и получались мощные пласты.
11 слайд. Соль- за полезные свойства называют «Белым золотом». Целебные свойства соли были известны в древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения (например-соляные комнаты, озера в Соль-Илецке).
12 слайд. Искусство солить мясо и рыбу пришло к нам из Древнего Египта, где были организованы специальные рыбосолельни. А для чего солили мясо и рыбу? Конечно же, для длительного хранения, ведь тогда холодильников не было.
Вывод: соль имеет свойство убивать микробы, является антисептиком, не даёт портиться продуктам.
13 слайд. Соль полезна и жизненно необходима не только для людей, но и для животных. Животным дают соль, которой нет в траве и сене.
14 слайд. ЗАПОМНИТЕ : в больших количествах соль вредна организму
15 слайд. На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду,в которой они варятся, добавить соль – процесс очистки станет легче.
16 слайд. А теперь рассмотрим опыт со льдом. Лед, который посыпали солью, растаял.
ВЫВОД: свойство соли – растворять.
17 слайд. Поэтому в гололёд улицы посыпают солью
18 слайд. Но и это еще не все!
С помощью соли можно создавать картины.
19 слайд. Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «Обычной необычной» солью.
Выводы:
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью. Усиленно работали в творческой мастерской: красили соль разной краской, рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!