Оксана Добродон
Проект в средней группе «Помоги перезимовать птицам»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
Способствовать развитию в детях сочувствия, сострадания, желания помочь пережить холодное время года птицам в городе. Способствовать осознанию того, что от действий каждого зависит общее дело.
ВИД ПРОЕКТА :
1. По составу участников – групповой.
2. По целевой установке – информационно – практический
3. По срокам реализации – краткосрочный (1,5 месяца)
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – нравственное воспитание младших дошкольников.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Проект в средней группе „Помоги перезимовать птицам“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- закрепить знания детей об образе жизни, внешнем виде и питании зимующих птиц.
- воспитывать заботливое, эмпатийное, неравнодушное отношение к птицам,
- развивать интерес к природе и обитателям родного города,
- расширить развивающую среду в рамках проекта,
- стимулировать детей к проявлению активной жизненной позиции.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
“Познание”
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
“Экологическое воспитание”
“Социально – коммуникативное развитие”
“Физическое развитие”
“Художественно – эстетическое развитие”
“Музыкальная деятельность”
“Речевое развитие”
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
1. Познавательная деятельность.
- беседа о правилах поведения на природе (в лесу, в парке)
- беседа “Как зимуют птицы?”
- экскурсия в парк
- изучение материала о зимующих птицах (плакаты, пособие “Птицы средней полосы”, пособие “Расскажите детям о птицах”)
дидактические игры:
- “Какая это птица?”,
- “Чей голос?”,
- лото “Птички”,
- “Угадай по описанию”,
- “Кто где живет?”.
2. Музыкальная деятельность.
- слушание классической музыки,
- пение песен: «Птицы и птенчики» муз. и слова Тиличеевой, «Птички» Т. Ломовой,
- слушание голосов птиц
3. Чтение художественной литературы:
1. Г. С. Скребицкий “Берегите птиц”
2. В. Бианки “Стая птиц под снегом”
3. В. Бианки “Дотерпят ли?”
4. В. Бианки Чей нос лучше?”
5. Ю. Новиков «Зимние гости»
6. Сладков «Еловая шишка»
4. Развитие речи.
- составление рассказа по картинке
дидактические игры:
- “Назови ласково”
- “Один – много”
- “Угадай по описанию”
5. Изобразительная деятельность:
- рисование «Синички и снегири»,
- аппликация «Птичка прилетела на кормушку»
- коллективная работа «Зимнее дерево»
6. Физкультурно – оздоровительная работа.
Подвижные игры на прогулке:
- «Чиж»
- «Галки»
- «Птицы»
- «Игра в сов»
7. Трудовая деятельность:
- изготовление кормушек (совместно с родителями)
- кормление птиц в парке, на участке
8. Работа с родителями:
- оформление стенда «Игры и наблюдения зимой»
- рекомендации по изготовлению кормушек,
- рекомендации родителям к прогулкам в парк,
- рекомендации родителям по чтению с детьми художественной литературы по теме,
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
1 – 2 неделя
- оформление уголка природы поделками из природного материала, иллюстрациями с изображением птиц,
- оформление книжного уголка,
- оформление стенда и рекомендаций для родителей,
- объявление конкурса “Кормушка для птиц”,
- чтение художественной литературы по теме проекта,
- уточнение знаний детей об особенностях зимовки птиц в городе,
- рисование красками “Снегирь и синичка”
- аппликация “Птичка прилетела на кормушку»,
- наблюдение за поведением птиц на участке,
- подвижные игры на прогулке.
3 – 4 неделя
- беседа «Как зимуют птицы»
- чтение художественной литературы по теме,
- «Музыкальные посиделки»
- «Литературные посиделки»
- изготовление коллективной работы «Зимнее утро»
- проведение дидактических игр,
- проведение подвижных игр на прогулке.
5- 6 неделя
- чтение художественной литературы по теме,
- подведение итогов конкурса кормушек и награждение победителей и участников,
- проведение беседы о поведении в лесу, парке,
- развешивание кормушек и кормление птиц,
- оформление фотоальбома о проведении проекта.
«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»
1. Стихи о зимующих птицах
Кто не знает снегиря,
Птичку необычную?
Чуть побольше воробья,
Больше и синички он.
В парках и в лесах живет,
На зеленых улочках.
Очень тихо он поет,
Как играет дудочка.
Снегиря увидеть трудно
Летом за густой листвой.
А заметен красногрудый
Только зимнею порой.
Про синичку
На березе возле дома
Кто – то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье –
Там справляют новоселье.
Шустро зернышки клюет,
Спать с утра нам не дает,
Голосистая певичка –
Желтопузая синичка.
(Т. Лаврова)
Отдохнут пускай игрушки.
Мы морозным зимним днем
С братом сделаем кормушку
И повесим за окном.
Нелегко зимою птицам,
Им в морозы много бед.
Ждем вас, милые синицы,
Прилетайте на обед.
Мы насыплем вам пшеницы
И чего – нибудь еще.
Прилетайте к нам, синицы,
С вами очень хорошо!
(В. Гвоздев)
Про воробья
Воробьи живут неплохо,
Если с тёплой крышей дом
И кормушка есть под боком,
Где всегда им сыплют корм.
Воробьи довольны очень
И галдят наперебой,
Если кто-то озабочен
Их нелёгкою судьбой.
Птички вытянули шеи
И заглядывают внутрь
Помещенья, словно двери
Просят настежь распахнуть.
Открываю я окошко,
Воробьи сорвались прочь.
Не пугайтесь, я не кошка,
Птичкам я хочу помочь!
2. Загадки
Городская птичка,
Птичка – невеличка!
На рассвете «чик – чирик»
Принесет и свет и крик!
Поклюет с твоей ладошки
Приготовленные крошки –
Малый серый всех смелей –
Это кто же? (Воробей)
Повесь кормушку на опушке
И быстро прилетят подружки,
Звонкоголосые красотки,
И посвистуньи и трещетки,
Лесные птахи – невелички,
Лимонногрудые… (Синички)
Как в лесу похолодает,
Птички в город прилетают.
Грудкой желтой всем знакомы,
Ищут сало на балконах.
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят!
Всем известны эти птицы,
Называются (Синицы)
Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно – огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя
Любим птичку (Снегиря)
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут.
(Клестом)
3. Чтение рассказа Н. Сладкова «Шишка»
Еловая шишка для обитателей леса все равно что для нас с вами кулек с конфетами. Вот каждый и старается шишку сорвать и до семян добраться. Клесты от такого рвения даже носы набок сворачивают! У клестиных птенцов носы как носы, прямые, как и у всех других птиц. А как начнут сами носами шишки-кульки разворачивать, чешуйки на них отгибать, так и покривеют у них носы, перекрестится надклювье с подклювьем - не носы, а какие-то кривозубцы!
Дятел ради вкусных семян даже особый станок-зажим изобрел: заклинивает шишку в щель и долбит. Дятел-долбонос. Белка берет шишку в лапки и "распаковывает" зубами: скусывает чешуйку за чешуйкой и достает семена. Попадается шишка смоленая, так у нее даже губы слипаются! Но шишку все равно не бросит, до семечка вышелушит. Ну а те, кому самим с шишкой не справиться, ждут, когда шишки весной раскроются. Встопорщатся на шишках чешуйки, полетят семена-вертолетики, устилая первые проталины и последние сугробы. На радость чижам, юркам, зябликам и синицам. Налетайте на угощение!
Все угощению рады - Шишкиным семенам. А полетуха - летучая белка - и самой шишке рада! Целиком съедает ее, пока она молоденькая, не затвердевшая, похожая на зеленое яблочко. Незрелую шишку съедает, а созревшие семена не ест! Это все равно, что съесть картонный стаканчик, а мороженое выбросить. Невероятно! Такое только в лесу и может быть.
4. ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО НАШЕЛ В КОРМУШКЕ СНЕГИРЬ»
5. ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ
СКАЗКА «Новоселье Дятла»
«Это сказка про одного доброго, умного и очень трудолюбивого Дятла.
Жил он в лесу на окраине большого города.
Надо сказать, что это был очень трудолюбивый Дятел. Он помогал всем деревьям в лесу, когда они начинали болеть.
Однажды летом нашел Дятел Старый, больной Дуб. Одолели его вредные насекомые. Поели все листочки, погрызли кору.
Долго лечил дятел этот дуб. А пока лечил дятел дерево, подружился с Соловьём. Тот красиво пел для него песенки «….»
Подружился с Малиновкой, Кукушкой и Зябликом. Угощал их личинками и жучками.
Дятел вылечил Старый Дуб. Дуб был так благодарен Дятлу, что разрешил сделать дупло и поселиться в нём.
И решил Дятел позвать на новоселье своих друзей: Соловья, Кукушку, Малиновку и Зяблика.
Полетел вручать им приглашение на новоселье. Но сколько не перелетал с дерева на дерево, никого не нашел.
Грустно стало Дятлу. Да уже и холода наступили. Оказывается, пока лечил Дятел Старый Дуб, наступила осень. Приближалась зима.
Но наш Дятел не любил долго унывать. Да и работы в лесу всегда много.
А пока он лечил деревья в лесу, услышал, как красиво поет веселая птичка Синичка.
Заметил на ветке красивый, яркий и шустрый огонёк – Снегиря. На соседнем дереве свил гнездо и стал высиживать птенцов забавная птица Клёст.
Они подружились. Вместе искали себе ягодки и шишки. Играли в «прятки» и «догонялки», когда было холодно.
А когда наступил Новый Год Дятел позвал своих друзей: Синичку, Снегиря и Клеста на новоселье.
Всю зиму птицы поддерживали друг друга. Делились найденными в кормушках семенами и крошками хлеба. Прятались в теплом и уютном дупле Старого Дуба.
И зима уже не казалась такой холодно и суровой. Ведь вместе можно преодолеть любые трудности».
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»
- Слушание музыки.
1. РИМСКИЙ – КОРСАКОВ «СНЕГУРОЧКА» (песня и пляска птиц)
2. КАТАЛОНСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ, аранжировка П. Казальса «Песня птиц»
3. ВИВАЛЬДИ «ВРЕМЕНА ГОДА»
- голоса птиц
- музыкально – ритмическая композиция «Птицы»
ИТОГИ ПРОЕКТА
1. Оформить фотовыставку об экскурсии в парк и развешивании кормушек.
2. Выставка детских работ (рисунков, аппликации, лепки, коллективная работа)
3. Ведение дневника наблюдений за птицами, прилетающими к кормушкам.
4. Оформление презентации проекта.
5. Проведение итоговой викторины «Что я знаю о зимующих птицах?»
6. Рефлексия.