Ани Давидовна Седракян
Проект в средней группе «Осень в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Ташлинский детский сад «Солнышко»
Тема: «Осень в гости к нам пришла»
Воспитатель: Седракян А. Д.
Малова И. И.
с. Ташла 2024
Публикация «Проект в средней группе „Осень в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Проект для средней группы «Осень к нам пришла»
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
В. А. Сухомлинский
проект (средняя группа)
Информационная карта проекта.
1. Полное название проекта «Осень в гости к нам пришла».
2. Автор проекта : А. Д. Седракян, И. И. Малова,
3. Вид,тип проекта : групповой, исследовательско- экологический, среднесрочный.
4. Цель проекта :«Формирование представлений об изменениях в природе осенью.
5. Сроки проведения: сентябрь - октябрь.
6. Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).
7. Форма проведения: дневная.
8. Ожидаемые результаты:
-осуществление в группе образовательного процесса по обозначаемой проблеме;
-понятие о том, что происходит в природе когда наступает осень;
-знакомство и закрепление исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности с педагогом;
-развитие мышления через причинно-следственные связи;
-знакомство и совершенствование экологической среды группы;-оформление картотеки наблюдений;
-знакомство и заучивание строк об осени;
-праздник Осени.
Сроки проведения: сентябрь - октябрь.
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)
Форма проведения: дневная
Познание ребёнком окружающего мира начинается со знакомства детей друг с другом и самим миром, которое в этом возрасте идёт очень активно. Чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Характер представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития ощущений и восприятий.
Дети ещё не готовы долгое время заниматься одним делом, поэтому педагог должен следить за сменой видов деятельности во время занятий. Проектная деятельность «Осень к нам пришла» поможет легче усвоить новый для детей материал. В процессе над работой проекта, дети проходят через многие виды детской деятельности: познавательную, наблюдения на прогулках, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, задания творческого характера.
Представления – это образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или же продукт воображения, могут носить обобщающий характер или конкретный. Чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности – зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и другие.
Беседа об осени : знакомство с приметами осени.
В начале беседы воспитатель все рассказывает и показывает. После воспитатель задает вопросы:
-Как называется первый осенний месяц?- А второй?- А третий?
-На улице тепло или холодно?
-Солнце часто светит?
-Греет сильно?
-Дожди часто идут?
-Дожди тёплые или холодные?
-Почему повсюду лужи?
-Что такое листопад?
-Что происходит с листьями на деревьях?
-Как ведут себя осенью цветы и трава?
-Откуда дует ветер?
-Как сильно он дует?
-Какую одежду носят люди в это время года?
Чтение стихотворения:
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождём и листопадом,
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
Воспитатель: задаёт вопросы, перечисленные ранее.
Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло. Солнце ярко светит и греет, но уже не так тепло. Дожди бывают разные: то редкие, то частые, то тихие, то сильные. Соответственно и количество воды в лужах зависит от количества осадков, выпавших ранее. С деревьев начинают опадать листья, они меняют свою окраску. Начинается листопад. В садах и парках ещё цветут цветы, но трава уже теряют свой яркий окрас и темнеют. На полях и в садах уже собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся лететь в тёплые края.
Чтение стихотворения:
А. К. Толстого «Осень».
Осень. Обсыпается
Весь ваш бедный сад,
Листья пожелтелые
По ветру летят.
Дети рассматривают картинку с изображением осеннего пейзажа и отвечают на вопросы.
- Какое время года изображено на картинке?
-Какой осенний месяц?
-А почему вам так кажется?
-Как одеты люди?
-Что они делают?
-Как светит солнце?
-Какое небо?
- Погода сегодня тёплая или холодная?
-Почему вы так думаете?
-Какого цвета листья в октябре?
-В октябре часто идут дожди?
-Почему много листьев на земле?
-Как называется это явление природы?
- Много ли фруктов и овощей в октябре?
-За какими грибами можно поехать в лес?
- Как животные и птицы реагируют на приход осени?
Дид. игра «Охарактеризуй героев».
Воспитатель:
Какая лиса в сказках? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, изворотливая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса).
А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, трусливый).
А петушок какой? (смелый, храбрый, хороший, красивый).
А волк какой? (злой, сильный, коварный, бессердечный, глупый).
А медведь? (неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный).
Воспитатель: Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать - слабых. Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».
«Золотой осенью», то есть в октябре, небо становится хмурым, всё чаще идут дожди. Становится холоднее и люди одевают вещи более тёплые. Деревья сбрасывают большую часть листьев и стоят полуобнаженные. В октябре листья становятся разноцветными: жёлтыми, красными, баровыми, коричневыми, но ещё встречаются и зелёные листья. В это время очень хочется побегать по опавшей траве и послушать шуршание листьев под ногами. Солнце во второй осенний месяц уже почти не греет и светит мало, больше прячется за тучи, из которых льёт дождь. Дождь в октябре очень часто идёт, поэтому погода кажется хмурой и безрадостной.
Г. Лагздынь «Мокрая считалочка».
Дождь считает:
-Кап-кап-кап!
Капает считалка.
Кап да кап! Кап да кап!
Капает на галку!
-Кап да кап! Кап да кап!
Возмутилась галка. -
Очень мокрая для лап,
Дождь, твоя считалка!
Но вот настаёт третий месяц осени- ноябрь.
Чтение стихотворения А. С. Пушкина:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
Ответьте на вопросы:
-С какого дерева листья опадают последним?
-Прилетит ли скворец к скворечнику, прежде чем полетит на юг?
-Когда начнутся первые заморозки, лужи замерзают?
- Какие птицы появляются возле селений?
-Когда выпадает первый снег?
Воспитатель: поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья и стоят почти голые. Трава засохла, потемнела, цветы давно завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Кто-то готовит запасы, чтобы не голодать зимой. Кто-то ложится в спячку на всю зиму. А кто-то меняет свою шубу, чтобы быть незаметным зимой. Люди тоже одеваются теплее, потому что становится довольно холодно.
Воспитатель задает вопрсы:
-Кто готовит запасы на зиму, чтобы не голодать зимой?
-А что любят белочки, ёжики, зайчики?
-А кто ложится спать на всю зиму?
-А кто меняет свою шубу?
Дети заучивают стихотворения:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца.
Игра «Солнышко и дождик».
Дети под весёлую музыку ходят, гуляют, веселятся. Только играет грустная музыка дождика, дети сразу сбегаются под зонтик. (Игра повторяется 2-3 раза).
К нам сегодня пришло письмо, но оно не простое, а видеописьмо от Каркуши. Давайте посмотрим.
Презентация
Каркуша: Ой, здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, Каркуша!
Воспитатель: Что случилось, Каркуша?
Каркуша: Я была в зимнем лесу и увидела, что птицам в лесу холодно и голодно, а как им можно помочь.
Воспитатель: Дети отправимся вместе в лес и поможем Каркуше разобраться.
Дети: Да. А на улице как холодно? Надо одеваться. Потеплее одеваемся, побыстрее собираемся.
1. Наденем на ножки тё плые сапожки: Этот с правой ножки этот с левой ножки. (гладим ноги от носка к колену)
2. Подтянем штанишки.
3. Наденем пальтишки (гладим руки от запястья к плечу)
4. Пальтишки пуховые (обнимает себя)
5. И шапки шерстяные (обхватываем ладонями голову)
6. И застегнёмся вот так, вот так пуговка к пуговке в ряд. Все одеты тепло? Готовы?
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.
Воспитатель: Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают, ласково так привечает? Это мы узнаем, отгадав загадки. (Презентация)
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки…. (Воробей)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут …. (Снегирь)
Хоть поменьше воробья
Но боюсь зимы и я
Желтогрудая я птичка
А зовут меня…. (Синица)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая …. (Сорока)
Он на дереве сидит,
По коре весь день стучит,
Насекомых извлекает,
Лес родимый защищает.
В красну шапку он одет,
Доктором - прозвал весь свет….(Дятел)
Воспитатель: Какие это птицы. Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Дети, рассмотрим этих птиц: что у них общего? Смотрите: есть голова, туловище, крылья, лапки, хвост.
А чем они отличаются.
Ответы детей: У снегиря грудка красная иди покажи …. снегиря, у синицы- желтая покажи….синицу, у дятла спинка и головка покажи…. красные, у сороки белые бока покажи…. сороку, а у воробья коричневое оперение покажи…. воробья.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие. (повторить если не скажут)
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Дети, вы много знаете о птицах! А как птицы передвигаются?
Дети: Летают.
Воспитатель: И мы сейчас превратимся в снегирей и полетаем.
Физкультминутка
Вот на ветке, посмотри, (Руками, как крылышками, хлопают себя по бокам.)
С красной грудкой снегири (Руками показывают грудку.)
Распустили перышки, (Делают мелкие потряхивающие движения рук,
Нежаться на солнышке. опущенных вдоль тела.)
Головой вертят (Повороты головой влево-вправо два раза.)
Кыш! Кыш! Кыш! Улетели. (Разбегаются по группе, взмахивая руками как крыльями).
Ход прогулки:
Наблюдения.
Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнце совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. Спросить у малышей: «Где солнышко? Какое оно (по форме и цвету? Для чего нам нужно солнышко?» подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками.
Чтение художественного произведения:
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку.
А. Барто.
Загадать загадки детям:
Светит, сверкает,
Всех согревает.
(Солнце).
Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается,
А в улыбке лучи
Очень горячи.
(Солнце).
Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
«Выложи сам»- из камней выложи солнышко.
Игровые упражнение «Погреем руки на солнышке».
И. П. : ноги слегка расставлены, руки за спину (на пояс). Руки вперёд, поворачивать ладони вверх- вниз, сказать: «Горячо», спрятать за спину. Сохранять устойчивое положение. Повторить 6 раз.
Трудовые поручения детям.
Подмести участок, освещённый солнцем. Прогулка продолжается.
«Что такое- листопад?»
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие- «листопад».
Ход прогулки:
В тёплый ясный день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, это осень наступила. Всю землю покрыли листья. Жёлтые деревья, жёлтые листья- всё жёлтое. Поэтому осень называется жёлтой, золотой. Пойдёмте, тихо побродим по листьям (листья тихо шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листок летит к земле, то другой кружится- кружится и ложится на землю. Подул ветер, и листья тихо полетели на землю. Это листопад.
Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят…
Листья лёгкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе.»
Педагог кладёт любой листок на столик, предлагает любому ребё нку: «Подуй!» лист летит со стола, все согласны: лёгкий лист. Все желающие самостоятельно отбирают и дуют на лист.
Воспитатель просит каждого ребёнка отобрать самый красивый, понравившийся листик. С каждым ребёнком уточняется окраска листика. Воспитатель демонстрирует его всем, восхищается: «Какая добрая осень, постаралась, получился такой красивый листик! А ты его отыскал, молодец!» потом начинает собирать листья: «Один листок, ещё листок и ещё… получилось много листьев- целый букет! Посмотрите, какой у нас букет- пышный, нарядный! Кто повторит, какой у нас букет?» воспитатель уточняет: «Осень старалась, трудилась, раскрасила всё в жёлтый цвет. золотая осень!» обращается к детям: «Кому мы подарим этот пышный букет?» все вместе решают, что подарить его нужно младшему воспитателю Ирине Руслановне- она не пошла на прогулку.
Воспитатель предлагает: «Посмотрите вокруг и скажите, какого цвета осень? «Ответ детей- жёлтая.) «Золотая осень!- конкретизирует педагог. Можно попробовать пропеть с детьми припев песни:
Листья жёлтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся,
И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья жёлтые, скажите, что вам снится?
«Наблюдаем за небом и облаками».
Цель: продолжать закреплять знания о неживой природе. Уточнить понятие «туча».
Ход прогулки:
Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, тёплое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжёлыми облаками. Попросить детей найти на небе самые тёмные облака. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи (Закрыли солнце).
Чтение художественного произведения:
Туча небо кроет.
Солнце не блести,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит… (А. Плещеев)
Осень всё-таки теперь!
Солнце бледнее, небо холоднее.
(Е. Благинина)
Прочтение загадок:
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже-
Тем дождик ближе.
(Туча)
Голубая простыня
Весь свет покрывает.
(Небо)
Д/И «Какое небо?»- дети рассматривают небо и описывают его.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
«Нарисуй палочкой»- нарисовать палочкой на песке облака и тучи.
П/И «День- ночь»
Цель- развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации.
Ход игры: дети делятся на две команды- «день» и «ночь». По сигналу «День!»-дети этой команды убегают, а другая их догоняет. По сигналу «Ночь!» наоборот.
Прогулка продолжается.
«Наблюдение за ветром».
Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.
Ход прогулки:
В тёплую ясную погоду педагог напоминает детям, что наступила ярко- жёлтая золотая осень. Декламирует:
Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Педагог предлагает: «Мы с вами каждый раз смотрели, что у нас интересного есть на участке, а теперь давайте пройдём, полюбуемся, посмотрим, что нам осень подарила? Оглянитесь вокруг: тепло, тихо, ласково солнышко улыбается- это всё нам осень подарила. А теперь посмотрите на небо, какое оно? А облачка какие? Стоят на месте или медленно плывут?». Дети отвечают. Взрослый подытоживает: «И ласковое солнышко, и синее- синее небо, и белые лёгкие облачка- всё нам подарила осень».
Затем педагог обращает внимание на опавшие листья. Дети ходят, шуршат ими, называют их яркую окраску. Потом обходят цветочную клумбу. Все дружно приходят к выводу, что пёстрые листья, красивые цветы- всё нам подарила осень.
Взрослый ведёт детей к огромной грядке, затем к деревьям и к кустам. Малыши сами вспоминают, где и какой урожай они помогали собирать, уточняют, где и что растёт.
Дети подводят итоги: «И овощи. И фрукты, и ягоды- всё это нам осень подарила». Взрослый добавляет: «Добрая, щедрая, прекрасная, золотая осень».
Одни дети набирают охапки разноцветных листьев, другие приносят их в ведёрках, в корзинах. Всё это сгружается в укромное местечко, где-нибудь под ёлкой. Здесь будет берлога для медведя. Ему будет мягко и тепло спать в такой берлоге. Помогли медведю сделать берлогу, теперь можно с ним и поиграть. Педагог сажает возле «берлоги» большого игрушечного медведя. проводится подвижная игра «У медведя во бору».
После всей проделанной работы, дети готовы к проведению и разучиванию праздника осени : «Осень к нам пришла» разработанный педагогом вместе с музыкальным работником.
Упражнения ФЭМП: «Найди похожий листок», «Пересчитай листья», «Подбери листочки по цвету», «Что лежит в мешочке»; П/И «Дождик и солнышко», И. У. «Соберём шишки в корзину»(количество).
Изготовление коллажа: домашние животные, птицы-«Двор».
Коммуникация
Рассказы детей по теме: «Я гуляю и замечаю».
Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций: «Осень», «Листопад»
С помощью педагога составление описательных рассказов на темы: «Времена года», «С какого дерева лист», «Овощи».
Беседа по вопросам о времени года- осень.
Чтение и заучивание стихотворений об осени : Т. А. Куликовской «Осень в гости к нам пришла…» ,В. Шипуновой «Осенний букет», А. К. Толстого «Осень», Г. Лагздынь «Мокрая считалочка», «Грох- грох!»
Художественное творчество
Рисование: «Красивые листочки», «Падают, падают листья», «Листочки танцуют», «Ветерок подуй слегка», «Дождик, дождик веселей».
Аппликация: «Вот какие у нас листочки», «Листочки танцуют», «Пушистые тучки».
Лепка: «Падают, падают листья», «Пушисты тучки».
Социализация
Д/ И: «Волшебный мешочек», «Угадай на вкус», «Соберём урожай овощей в корзину», «Покажи и назови», «Цветной салют», «Сколько листочков на дереве».
Сюжетно-ролевая игра: «Овощной магазин». Игра- драматизация по сказке «Репка», кукольный спектакль «Корзинка осени».
Игра «Мы листочки», «Мы пойдём, пойдём, что-нибудь найдём»(игра с шишками).
П/ И: «Пройди через ручеёк», «Солнышко и дождик».
И. У. «Соберём букет из листьев», «Украсим группу гирляндой из осенних листьев», «Соберём грибочки для белочки в корзину».
Игра-эксперимент, игра-исследование: «На улице дует сильный ветер». Экскурсия и наблюдение за ветром на площадке детского сада. В группе можно подуть на пёрышко, кусочки ваты, салфетки, те самым понять силу и направление ветра.
Труд
Сбор природного материала на прогулке в детском саду или с родителями (шишек, листьев, желудей, грибов)- «Осенние дары природы».
Музыка
Игра «По тропинке» под муз. И. Сиротиной, изучение песен «Ходит осень по дорожкам» муз. Л. Веселовой, «Осень» муз.
Е. Гольцевой.
Изучение танца «Листики резные» муз. Л. Мочаловой.
Осенний праздник «Волшебный зонтик осени».
Практический этап- реализация комплексного проекта «Осень к нам пришла» с участниками проекта. В работе с детьми использованы разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения, экскурсии и экспериментирования на прогулке, познавательное чтение, игровые упражнения, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы эврестического характера.
В уголке природы были помещены дары осени : овощи, фрукты и ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, определяли форму и цвет, правильно называли. Так же был размещё н природный материал: шишки (разных видов, жёлуди, листья от разных деревьев, муляжи грибов. Дети правильно проговаривали их названия, определяли их форму и цвет и называли, на каких деревьях растут данные дары (все кроме грибов).
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: обратить внимание на погоду, встать лицом к солнцу, постоять, ощутить его тепло. Сделать то же в тени. Закреплять умение определять состояние погоды по определённым признакам, обозначать словом (тепло, холодно, идёт дождь). Наблюдать за дождём. Подвести к пониманию: осенью пасмурно, дождлив, похолодало. Знакомить со свойствами песка сухого и мокрого. Закреплять знания о свойствах воды: прозрачная, тёплая, холодная. Рассмотреть замёрзшие лужи, познакомить со свойствами льда. При помощи цветных флажков, бумажных ленточек определять, когда дует ветер, послушать шуршание ленточек. Закреплять умение различать день- ночь. Наблюдения за явлениями неживой природы связаны с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показать детям, что неживая природа- среда, в которой существуют растения и животные. На прогулке обращать внимание не только на внешний вид растений, но и на способ их существования- прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о наземной части растений: ствол, ветки, листья и подземной части- корне. Наблюдая с детьми разноцветность листьев, а затем- листопад, обращали внимание на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, а потом замерзает; дуют холодные ветра. Рассматривали деревья без листьев, опавшую листву- она потемнела. Листья шуршат под ногами, можно с детьми побегать по опавшей листве и послушать их шуршание.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных. Сообщала детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле и пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые и растения) исчезают и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение. Показать детям улетающие стаи птиц, объяснить, что они летят в тёплые края. Сделать для них кормушки. Отметить, что стало холоднее, и люди сменили одежду на более тёплую.
Были организованы различные дидактические игры и игровые упражнения с природным материалом: «Угадай на вкус», «Соберём урожай овощей в корзину», «Покажи и назови», «Цветной салют», «Сколько листочков на дереве?», «Чей лист?», «Найди такой же».
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству сделать коллективные работы не только выполненные детьми, но и группой родителей на темы : «Дождик льёт, как из ведра», «Листопад», «Листик падает, кружится и под ноги ложится». Устроить выставку работ детей и родителей. Это позволило объединить ДОУ и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями и педагогом, позволило лучше узнать собственных детей.
Аналитический этап: анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный проект помогло обогатить его содержание. Обеспечило у детей развитие любознательности, стремление узнать побольше нового. Всё это способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для их осознания, обогащения, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети познакомились с некоторыми растениями и животными, которые встречаются в данной местности, особенностями наступления осени, в данном климатическом поясе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята выражали в рисунках и аппликациях.
Подобранные мною игры на развитие двигательных особенностей, игры-инсценировки, игровые упражнения дали возможность пополнить словарный запас детей, значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили самостоятельность в своих действиях и ракрепощённость в суждениях, научились не только повторять за педагогом, но проявлять и выражать свои мысли самостоятельно.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаться в различные виды деятельности, пытаются самостоятельно решать проблемные задачи, если не получается, то своевременно обращаются с просьбой о помощи. Ребята учатся быть ответственными не только за себя, но и за других, за братьев наших меньших. Реализуя проект я поставила перед собой цель- сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью, полученную от своих творческих работ. Познакомить и показать всю прелесть родной природы, всю красоту осени. Я думаю, что мне это удалось.
Список литературы:
1. Л. В. Кокуева Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М. : АРКТИ,2005 (развитие и воспитание)
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. - 2е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2008
3. Д. Н. Колдина Лепка и рисование с детьми. Конспекты занятий. Издательство «Мозаика – Синтез»2007
4. И. А. Лыкова. изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М. : «Карапуз-дидактика», 2007
5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. -М. : Мозаика-Синтез, 2007
6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008
7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, пособие для воспитателей детского сада под ред. Новоселовой. Москва: "Просвещение", 1984
8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005
9. Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2007
10. Теплюк С. Н. занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. -М. :Мозаика- Синтез, 2006