любовь Болдырева
Проект в средней группе «Обычаи и традиции русского и осетинского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Яркая русская и осетинская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение
взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым.
Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл
Публикация «Проект в средней группе „Обычаи и традиции русского и осетинского народа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Северная Осетия - Алания
- Русские народные традиции и обычаи
- Средняя группа
- Темочки
народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков – славян, осетин понять их обычаи и традиции.
Конечно, не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью
утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в
старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники,
традиции, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия
русских и осетин. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.
Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету,
любви, красоте.
Актуальность темы:
В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна.
Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов
современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций
русского и осетинского народа, у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и педагогом.
Цель проекта : Формировать у детей представление о традициях и обычаях
русского и осетинского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с традициями и обычаями русского и осетинского народа.
2. Развивать память, воображение, речь.
3. Обогащать словарный запас за счет русских слов.
4. Расширить представление о русских и осетинских народных сказках, потешках, закличках.
5. Воспитывать уважение к русской культуре.
6. Воспитывать любовь к природе родного края.
Планируемый результат:
1. Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о традициях русского и осетинского народа, обогащение жизненного опыта.
2. Знание русских и осетинских народных подвижных игр.
3. Знание русских и осетинских ремесел.
4. Знание русских и осетинских народных сказок, потешек, закличек.
5. Уважение к традициям и культуре русского и осетинского народа, интерес к культурным традициям.
Вид проекта : творческий, познавательный, долгосрочный.
Участники: дети средней группы, педагоги, родители.
Срок реализации: май 2023г.
Место проведения: МБ ДОУ Детский сад №12, средняя группа №4
«Ромашка»
1 этап – подготовительный
1. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного
материала по теме.
2. Составление перспективного плана.
3. Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и осетинскими костюмами.
4. Пополнение фонотеки русскими и осетинскими народными мелодиями и песнями.
5. Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и
филимоновскими игрушками, предметами быта осетинского народа, иллюстрациями по теме.
6. Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими и осетинскими народными сказками, потешками.
7. Подбор предметов народного быта.
8. Выбор формы работы с родителями.
9. Выбор основных мероприятий.
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей.
2. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»
3. Выставка детских поделок.
4. Выставка работ родителей.
План реализации проекта.
Сентябрь.
Беседы: «Как жили люди на Руси русские и осетины».
Национальные костюмы русского и осетинского народа. Устройство русской избы. Старинные русские обычаи.
Рус. нар. игра «Ай-да имя, что за имя!»
Знакомство с домашней утварью и посудой.
Рус. нар. игра «Мил ли соседушка»
Рус. нар. игра «Капуста»
Октябрь.
Национальные блюда русского и осетинского народа.
Беседы: «Вместе с гостем идет счастье», «Осетинские угощения» (три пирога)
НОД «Знакомство с русским самоваром»
Ноябрь.
Устройство осетинской сакли.
Уважение и почитание старших у осетинского народа.
Беседа «Бабушка нана»
Декабрь.
Знакомство с русскими народными сказками.
«Гуси лебеди», «Жихарка», «Пых», «Лисичка со скалочкой»,
«Зимовье зверей»
«Народные промыслы»
«Молодец в кафтане, девушка в сарафане»
НОД «Русская матрешка "
Разучивание частушек.
Дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка.
Рус. нар. игра «Каравай»
Рус. нар. игра «Здравствуй, дедушка».
Январь.
Музыкальные инструменты (русские и осетинские) Балалайка, бубен, гитара, осетинская гармошка.
Сказки осетинского народа : «Лиса и лисенок», «Коза и заяц»,
«Солнце и лягушка».
Февраль.
Песни русского народа. «Веснянка», «Испечем каравай», «Два веселых гуся», «Ах вы сени, мои сени», «Во саду, ли в огороде».
Март.
Беседа о масленице с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. Игра «Гори, гори ясно»
«Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны»
Апрель.
Беседа «История и традиции праздника Пасха», НОД по художественно-эстетичному развитию «Пасхальное яйцо».
Май.
НОД «Пеленание ребенка в люльку»
«Кукла пеленашка» сюжетно-ролевая игра.
Хороводные игры : «Мы матрешки», «Золотые ворота», «Горелки»,, «Плетень», «Ручеек», «Ходит Ваня», осетинская игра «Чепена».
Взаимодействие с родителями:
Подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания презентации по проекту) :
• Русские и осетинские народные костюмы (женские, мужские, обрядовые,
• Русские, осетинские народные игрушки (деревянные, глиняные игрушки, народные промыслы, тряпичные обрядовые куклы и т. п.,
• Русские и осетинские народные праздники, (Джеоргуба, Масленица, Пасха и т. д.)
• Быт (русская изба, осетинская сакля,
III этап – Заключительный
Проведение утренника
- Раскрепощение детей.
- Развитие элементов актёрского мастерства.
- Выразительность речи.
- Сплочённость детского коллектива.
- Вовлечение в проектную деятельность родителей.
- Доброжелательность во взаимоотношениях между детьми.
- Деятельность по осуществлению проекта.
Итоговый результат:
1. Познакомить детей с русской избой, осетинской саклей, с предметами старинного русского быта и осетинского быта.
2. Продолжить знакомить детей с русскими и осетинскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками.
3. Расширить представление о народном искусстве.
4. Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
5. Воспитывать интерес к фольклору, разучить детские частушки, потешки.
6. Организовать, совместно с родителями, в группе выставку – музей предметов народного быта и культуры.
7. Выставки детского творчества к праздникам.