Валентина Харсеева
Проект в подготовительной группе «Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством»
▼ Скачать +Заказ
Тип проекта:
групповой, творческий, среднесрочный
Состав:
воспитатели, дети и родители воспитанников
Срок реализации проекта:
октябрь-март
Актуальность проекта:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству. А ведь именно декоративно-прикладная деятельность может научить детей воспринимать прекрасное и доброе, ценить труд людей и творить самому.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить.
Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к культуре своего народа.
Цель проекта:
Формировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности;
Развитие творческих способностей детей.
Задачи проекта:
Расширять представления детей об истории возникновения народных промыслов, видах декоративно-прикладного искусства, народных тряпичных кукол и элементах русского народного костюма;
продолжать формировать представления об элементах росписей;
продолжать развивать умение создавать декоративные композиции по мотивам народных узоров;
развивать внимание, мышление, творческое воображение, композиционные умения, мелкую моторику;
развивать навыки художественного творчества детей;
воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров;
пополнить уголок народного декоративно-прикладного искусства;
привлечь родителей к совместной деятельности.
Формы реализации проекта:
беседы, видеоматериалы, презентации;
рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства;
стихи, загадки, легенды;
дидактические игры;
продуктивная деятельность;
мастер-классы;
посещение музея, библиотеки;
консультации для родителей;
совместные праздники;
обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Реализация проекта
Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством началось еще в прошлом году. Мы знакомили детей с различными видами матрешек: Семеновской, Загорской, матрешкой из Полохов –Майдана. Изготовили дидактические игры по теме, посетили библиотеку, где с детьми был проведен мастер-класс. Начали знакомить детей с глиняной игрушкой, Хохломской и Гжельской росписью. На мастер-классах с родителями познакомились с тряпичными куклами «ангел», «колокольчик» и «мартинички».
В этом году мы продолжили знакомиться с глиняными Дымковской и Филимоновской игрушками, Гжельской росписью. Познакомились с деревянной Богородской игрушкой, Городецкой и Жостовской росписями. Продолжили знакомиться с элементами русского народного костюма и тряпичными куклами.
Для реализации проекта была подобрана методическая литературы по теме, подобран и подготовлен наглядный материал: альбомы, иллюстрации, образцы росписей и народных костюмов.
Подобраны изделия народных мастеров, создана коллекция народных тряпичных кукол.
Создана картотека бесед: «Плат узорный», «Букеты из Жостово», «Сине – голубое чудо», «Веселый Городец», «Дымковская сказочная страна», «Чудо Филимоновских свистулек», «Куклы-обереги».
Картотека легенд: «Откуда появились знаки в рисовании», «Откуда в Гжели синий цвет», «Цветок – огонь и цветок-снежинка»
Картотека загадок, стихов по теме.
Изготовлены дидактические игры: «Лото «Народные промыслы», «Четвертый лишний», «Узнай узор», «Разрезные картинки».
Презентации: «Богородская резная игрушка», «Народные промыслы России».
Просмотр детской передачи «По секрету всему свету» на тему «Богородская игрушка»
Ребята занимались различными видами продуктивной деятельности:
Рисование: расписывали силуэты Филимоновских и Дымковских игрушек, создавали узоры по мотивам Городецкой росписи, украшали игрушку на мастер-классе в городской библиотеке;
Пластилинография: украшали поднос Жостовскими узорами;
Декупаж: украшали пиалу росписью Гжель;
Рисование цветным песком: создавали узор на силуэтах посуды по мотивам Гжельской росписи;
Аппликация: готовили открытку-косынку для мамы»;
Плетение из ниток: в процессе знакомства с элементами народного костюма-кушаком научились плести фенечки.
Для родителей были подготовлены:
Консультации «Всестороннее развитии личности ребенка посредством декоративно-прикладного искусства», «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».
Рекомендации «Как знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством».
Папки-передвижки: «Музей Бабинской игрушки», «Музей народной игрушки «Забавушка», «Знакомьтесь: Этномир».
Проведены мастер-классы : «Кукла Зерновушка», «Кукла Зайчик на пальчик».
Проведен праздник, посвященный Дню Матери, по теме «Платок узорный», на котором дети и родители совершили видео-путешествие в музей Павлопосадского платка, дети танцевали с родителями в народных костюмах, играли в игру «Наряди маму», а также ребята подготовили мамам открытку в виде косынки.
Результаты проекта
В ходе проекта все участники получили новые знания о различных видах декоративно-прикладного искусства, дети расширили свой словарный запас, проявили свои творческие способности, развили познавательное мышление, мелкую моторику, проявили интерес и любовь к народному творчеству;
родители получили возможности сотрудничества со своими детьми, пополнили свои знаний в области народной культуры, стали активнее включаться в совместную деятельность с детьми;
воспитатели получили опыт расширения образовательного пространства, придание ему новых форм, пополнили уголок народного декоративно-прикладного искусства новым методическим и дидактическим материалом, что позволило эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.