Наталия Кирпичёва
Проект в подготовительной группе «Волшебный мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7»
Проект «Волшебный мир театра»,
проведенный в подготовительной группе №12
МБДОУ «Детский сад №7»
Музыкальный руководитель:
Тихомирова Е. В.,
Педагоги: Алексеева Г. Г. ,
Кирпичёва Н. Ю.
2020
«Театр - это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и
нравственности. И чем богаче, тем успешнее
идёт развитие духовного мира детей…»
Публикация «Проект в подготовительной группе „Волшебный мир театра“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
(Б. М. Теплов)
Актуальность проекта :
Современное дошкольное образование обозначает проблему формирования художественно - эстетической культуры дошкольников как одну из актуальных проблем развития личности. В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования транслируется необходимость формирования всех компонентов художественно - эстетической культуры:
-развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия в понимании
прекрасного;
-реализация самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, музыкальной, театрализованной).
Как мы знаем, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - это
игра. Самым лучшим видом искусства, который может восприниматься
ребёнком как игра и обучать его – это театр. Это лучшее средство для
общения людей, для понимания их сокровенных чувств по утверждению К. С.
Станиславского. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие
задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать
телесную пластичность, формировать творческую активность;
способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.
Вся жизнь ребёнка насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою
роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире,
законах общества, красоте человеческих отношений, но учится жить в этом
мире, строить взаимоотношения с окружающими.
По мнению исследователей проблемы развития детей театрализованная
деятельность (Л. В. Артёмовой, А. И. Бурениной, М. Д. Маханёвой и др.)
позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно - эстетического развития и восприятия детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Несомненно, театрализация помогает избавиться от страхов, решить проблемы духовно-нравственного воспитания.
Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Исследователи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Артемова Л. В. доказывали, что в саду необходимо создавать оптимальные условия для детей в плане развития, образования и установления отношений со сверстниками. Педагогическая целесообразность театрализованной деятельности заключается в том, что она даёт детям возможность развивать творческие способности, создавая свой собственный продукт (танец, выразительное исполнение своей роли, изготовление декораций и т. д.). В процессе создания спектакля организовывается коллективная (совместная) творческая деятельность.
Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает герой, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Данный проект имеет художественно эстетическую ценность и
направлен на развитие творческих способностей детей через приобщение их
к театральному искусству. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов театрализованная деятельность доставляет детям радость, способствует их общему и художественному развитию.
Цель проекта : Развитие способности к творческому самовыражению детей средствами театрализованной деятельности.
Тип проекта :
а) по содержанию: творческий.
б) по составу участников: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
в) по срокам реализации: краткосрочный.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей интерес к игре драматизации средствами театрально-игровой и музыкальной деятельности;
- углублять знания детей о театре и его видах;
- совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей;
- пополнить и активизировать словарь детей.
Развивающие:
- создать условия для развития творческой активности детей, привлекая их к совместной театрализованной деятельности;
- развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческое воображение и фантазию;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к устному народному творчеству через театрализованную деятельность;
-воспитывать артистичность и умение преодолевать застенчивость и включаться в театрализованную игру;
- воспитывать театральную культуру.
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта дети смогут :
- исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами;
- разыгрывать действия с применением разнообразных движений (повороты туловища, головы, движения рук);
- согласовывать свои действия с действиями партнёров;
- находить выразительные средства для исполнения роли своего персонажа;
- сочинять этюды по сказкам;
- выразительно читать диалогический стихотворный текст;
- оформлять место действия персонажей некоторыми элементами декорации.
- у родителей повысится интерес к жизни детей в ДОУ.
Дети смогут проявлять самостоятельную творческую активность, будут владеть исполнительским творчеством соответственно возрасту, будут осуществлять удачный выбор для импровизации и самовыражения.
Новизна и практическая значимость:
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных сторон из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Формы организации образовательного процесса:
- НОД;
- рассказы и беседы о видах театра, диалоговое общение, об истории его возникновения, устройстве, о профессиях людей, работающих в театре, о театральном этикете;
- чтение сказок, стихов;
- драматизация сказок;
- игры - представления разных видов кукольного театра;
- игры – имитации;
- психогимнастика;
- мимические этюды;
- театрализованные игры;
- просмотр презентации «Путешествие в театр»
- творческая мастерская по изготовлению атрибутов и декораций;
- сюжетно - ролевые игры;
- беседа с детьми, показ педагога способа исполнения роли;
- подготовка и проведение спектаклей, разыгрывание этюдов, импровизации, упражнения, изготовление декораций;
- КВНы и литературные викторины;
- игры на выражение различных эмоций;
- участие в праздниках и развлечениях;
- премьера спектакля;
- участие в конкурсах и т. д.
Условия реализации проекта :
1. Создание предметно - пространственной среды;
2. Методическое обеспечение программы;
3. Сотрудничество с другими педагогами ДОО;
4. Тесная взаимосвязь с семьёй.
Перспективно - тематический план реализации проекта :
Познавательное развитие
Задачи:
- продолжать знакомить детей с театральной культурой (театральный этикет);
- познакомить с разными видами театра
- учить пользоваться моделями;
- учить языку мимики и жестов;
- учить детей ориентироваться в пространстве, считать.
Использованные технологии:
- беседы и разговоры с детьми «Как мы ходили в кукольный театр»,
«Путешествие в мир театра» (какие бывают театры, театральный этикет).
- дидактические игры «Громко - шёпотом», «Из какого театра куклы», «Театральное лото», «Назови одним словом» :
- просмотр презентации «Волшебный мир театра» (Фото №1);
- рассматривание театральных костюмов;
- рассматривание энциклопедии.
Социально - коммуникативное развитие:
Задачи:
- расширять представления детей об окружающей действительности;
- уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях;
- воспитывать бережное отношение к игрушкам, куклам, костюмам, декорациям;
- познакомить с профессиями людей, которые служат в театре;
- воспитывать уважение к труду взрослых.
Использованные технологии:
- беседа «Какой спектакль мы смотрели»;
- игры на развитие эмоциональной отзывчивости («Назови ласково», «Скажи комплимент», «Придумай загадку»);
- игры на развитие коммуникативных навыков общения;
- психогимнастика;
- игры на выражение различных эмоций: «Гадкий утёнок», «Разъярённая медведица, «Пожар», «Любопытный», «Карабас – Барабас», «Плакса», «Злюка» и т. д. (Фото №2, №3)
Речевое развитие.
Задачи:
- понимать основную идею сказки выделять главных героев;
- давать словесную характеристику персонажам сказки, используя эпитеты, сравнения, образные выражения;
- использовать выразительные средства интонационно-образной речи;
- пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках;
- развивать диалогическую и монологическую речь.
Использованные технологии:
- чтение А. Барто «В театре», «На школьном утреннике», «Квартет», С. Маршак «В театре для детей», В. Берестов «В кукольном театре».
- чтение и рассказывание русских народных сказок.
- д/игры «Угадай сказку», «Скажи как лиса (медведь)», «Назови героев сказки»;
- учить характеризовать персонажей сказки;
- дыхательная и речевая (артикуляционная) гимнастика («Путешествие язычка», «Конфетка», зарядка для губ «Весёлый пятачок»;
- пальчиковые игры: «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Раз, два, три, четыре, пять! Будем сказки называть», «Веселые человечки» (Фото №4);
- разучивание диалогов между героями;
- викторина по сказкам;
- придумывание сказок с новым концом;
- объединение разных сказок в одну («Салат из сказок»)
- чтение сказок, стихов;
- драматизация сказок (Фото №5);
- чтение сказки «Теремок».
Художественно - эстетическое развитие.
Задачи:
- учить рисовать рисунки, отражающие героев сказки;
- учить использовать различные материалы для изготовления декораций;
- развивать потребность в творческой деятельности;
- развивать певческие данные и пластику исполнения роли.
Использованные технологии:
- музыкальные этюды, музыкально - ритмические движения «Покажи, а мы угадаем»;
- слушание и пение разных песен;
- изготовление карточек с разными выражениями лица;
- игры на выражение различных эмоций;
- мимические этюды;
- упражнения по формированию выразительности исполнения роли;
- продуктивная деятельность: сюжетное рисование «Стоит в поле теремок» (Фото №6, «Мой любимый сказочный герой»; аппликация «Большой театр» (Фото №7, «Теремок» (Фото №8); лепка «Построим новый теремок» (Фото №9, «Герои сказки Теремок» (Фото №10, 11); оригами «Животные» (Фото №12); пальчиковый театр «Сказочные герои» (Фото №13).
- оформление афиши и билетов (Фото №14).
Физическое развитие:
Задачи:
- учить детей самостоятельно регулировать свою активность, свободно выбирать позу, длительность выполнения некоторых движений и темпа.
- учить выполнять движения в соответствии с текстом;
Использованные технологии:
- подвижные игры с изображением повадок разных животных «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Хитрая лиса»;
- придумывание своих движений под музыку;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз, самомассаж;
- сочетание движения и речи.
Совместная работа с родителями:
- совместная организация предметно пространственной развивающей среды;
- домашнее чтение сказок;
- рекомендации: по развитию интонационной выразительности речи, по разучиванию диалогов между героями сказки, по развитию мелкой моторики;
- изготовление декораций и реквизитов для представления, пошив костюмов;
- подготовка материала для оформления стенгазеты (сбор фотографий из домашнего архива).
- выпуск стенгазеты «Мы с театром дружим!» (Фото №15.)
Взаимодействие с педагогами ДОУ и приглашенными специалистами:
- работа педагога – психолога Павловой О. А. и физ. орга Масловой М. А. с детьми.
- привлечение педагогов для просмотра стенгазеты и выставки рисунков детей «Мой любимый сказочный герой» и «Герои сказки Теремок»;
- участие педагогов в качестве зрителей в итоговом спектакле «Теремок».
Для реализации проекта мы наметили этапы реализации проекта.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
- постановка целей и задач проекта;
- изучение методической литературы;
- выбор сказки для проекта;
- составление плана работы с детьми и родителями;
- разработка сценария спектакля;
- чтение сказки «Теремок».
2. Основной этап:
На этом этапе мы проводили следующую работу:
1. Организация предметно – пространственной развивающей среды:
- организация центра театральной деятельности (ширма, подставки для кукол);
- подборка разных видов театра (настольный театр, пальчиковый театр, куклы Би-ба-бо, театр на дисках, теневой театр, шапочки, маски) (Фото №16, 17);
- разные дидактические и развивающие игры;
- изготовление театра способом «Оригами»;
- изготовление масок, костюмов, декораций;
- энциклопедия «История театра» и т. д.
- сказки, скороговорки, считалки, загадки, картинки с изображением сказочных героев и т. д. ;
- подготовка презентации «Волшебный мир театра»;
ТСО (Магнитофон, аудиозапись различной музыки, детские произведения);
- наглядные пособия (репродукции картин, книга «Иллюстрации сказок» Ю. Васнецова);
- детская художественная и познавательная (методическая литература).
2. Распределение ролей между детьми.
3. Непосредственная образовательная деятельность:
- чтение разных произведений, сказка «Теремок»;
- беседы, просмотр спектаклей;
- просмотр презентации «Волшебный мир театра»;
- драматизация русских народных сказок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения роли;
- игра «Сам себе режиссер»;
- подвижные игры «Кошки - мышки» (Фото №18, «Мишка косолапый», «Хитрая лиса». (Фото №19).
- игры детей с различными видами театра (Фото №20, 21).
4. Изготовление декораций для сказки «Теремок;
- оформление стенгазеты, афиши, билетов;
- индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по разучиванию роли;
- подбор музыкального сопровождения;
- психогимнастика, мимические этюды;
- пальчиковые игры;
- пошив костюмов;
5. Репетиции сказки «Теремок» и костюмированная репетиция («генеральная») (Фото №22).
3. Заключительный этап.
На этом этапе состоялась премьера спектакля «Теремок». Мы представили зрителям свой спектакль и спросили их о впечатлениях, которые они испытывали, во время показа спектакля. Планируем показать спектакль родителям и детям других групп (Фото №23).
Результаты проекта :
Итак, у детей появился интерес к театральной деятельности и драматизациям. Они научились выразительно исполнять свою роль, используя диалогическую и монологическую речь, согласовывать свои действия с действиями партнёров, а так же научились разыгрывать действия с применением разнообразных движений, мимики и различных интонаций. Дети - артисты получили множество положительных эмоций от волнения и восторга. И получив результат, услышав похвалу, аплодисменты, к ним пришло чувство удовлетворения, гордости и желания снова выходить на сцену и снова творить: играть роль, петь и танцевать.
На каждом этапе мы анализировали работу, делали выводы. Играя с детьми в театр, мы сами пережили много приятных минут, весёлых моментов. Для нас наградой служат творческие успехи каждого ребёнка. Таким образом, в результате реализации проекта мы отметили, что у детей обогатилась эмоционально - чувственная сфера, появилась творческая самостоятельная активность, они научились владеть исполнительским творчеством, осуществлять удачный выбор для импровизации и самовыражения. Дети узнали что-то новое о театре, его видах, театральных профессиях. В процессе создания спектакля родители стали ближе к своим детям, заинтересовались их жизнью в ДОУ. Можно сказать, что в группе повысилась театральная культура, взаимопонимание, сплоченность детского коллектива.
Наш проект хочется закончить словами:
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать
Все что на свете человечно.
Здесь все прекрасно - жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!
Список использованной литературы:
1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. Просвещение. 1991.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М: Педагогика,1991.
3. Горохова Л. А. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ. - М. Сфера, 2005.
4. Иванова Г. П. Театр настроений. ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
5. Лаврентьева И. А. Театральный дизайн в детском саду: от теории к методике и практике. Детский сад: теория и практика: научно методический журнал. -2014. №10.
6. ФГОС. Приказ Министерства Образования и науки от 17 октября 2013 г. https://yandex.ru/yands.
7. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. Сфера, 2001.
8. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М. ТЦ Сфера, 2009.
9. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд. – М. ТЦ Сфера, 2009.
10. Гончарова О. В. Театральная палитра : Программа художественного воспитания. М. – Сфера, 2010.
11. Интернет – ресурсы.
12. Ерофеева Т. И. Игра – драматизация. Воспитание детей в игре. М. – Просвещение, 1994.