Елена Моисеева
Экспериментальная исследовательская работа «Мир камней» в группе комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:
Бацких Ева
группа комбинированной
направленности для детей 6-7 лет №8
Руководитель:
воспитатель Моисеева Елена Ивановна
Актуальность
С древнейших времён камни играют значительную роль в истории человечества. Скребки, наконечники стрел, каменные топоры –
свидетельства того времени. Самая древняя ступень развития культуры
человечества называется каменным веком
человечества. Скребки, наконечники стрел, каменные топоры –
свидетельства того времени. Самая древняя ступень развития культуры
человечества называется каменным веком
Публикация «Экспериментальная исследовательская работа „Мир камней“ в группе комбинированной направленности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
человечества. Скребки, наконечники стрел, каменные топоры –
свидетельства того времени. Самая древняя ступень развития культуры
человечества называется каменным веком. Уже в те далёкие времена наши
предки знали, что камни имеют различные свойства,
Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень является украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов.
Цель
Познакомиться со свойствами камней с помощью экспериментальных действий. Расширить представления об их значении в жизни человека.
Задачи:
- Расширить представления о камнях, их свойствах.
- Развить умение определять признаки и свойства камней.
- Выполнить творческую поделку из камней.
- Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.
Гипотеза
Человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя.
Участники исследовательской работы
Воспитатель, ребенок 6 лет
Период проведения исследования
Февраль 2019 г.
Методы исследовательской работы
- изучение научной литературы;
- наблюдения;
- опыты;
- экспериментирование;
- беседы.
1. Подготовка к исследованию
Этим летом Бацких Ева побывала со своими родителями на Черном море в городе Сочи. На побережье она набрала разнообразные камешки и привезла их домой. Ева принесла их в детский сад показать ребятам. При рассматривании у Евы возник ряд вопросов: «Какие бывают камни?», «Какими свойствами обладают камни?».
И мы решили с Евой найти ответы на данные вопросы.
Перед тем, как начать исследование мы обратились к энциклопедии «Природа, человек, наука», где узнали о том, что камень – это минерал или твёрдая горная порода природного происхождения. Камни бывают разного происхождения. Это могут быть камни, образованные осадочными породами, а могут быть камни, появившиеся в результате застывания вулканической магмы. (Приложение 1, фото 1).
2. Проведение исследования
2.1 Опыты с камнями
Итак, для начала мы решили выяснить, как образуются камни из вулканической магмы. Для этого нам понадобились: пластилин, сода, лимонная кислота, гуашь и вода. Предварительно вместе с Евой мы сделали макет вулкана из пластилина. Затем в кратер добавили соду, а потом лимонную кислоту с водой и гуашью. В результате чего из кратера вулкана потекла лава. Лава — это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень-очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. (Приложение 1, фото 2- 3).
Дальше мы с Евой решили рассмотреть, какие бывают камни. Мы выложили камушки в ряд, похожие на круг, овал, четырехугольник и увидели, что они имеют разную форму и размер. Также мы решили определить характер поверхности камней. Ева по очереди погладила камешки. После чего она сделала вывод, что некоторые камни имели гладкую поверхность, а у некоторых она оказалась шершавой. (Приложение 1, фото 4).
Далее нам предстояло узнать следующее: рассмотреть камень через лупу? Для этого мы с Евой взяли камешек и рассмотрели его под лупой. Мы увидели, что на нем есть узоры, дорожки, крапинки, бугорки, дырочки. Этим мы доказали, что все камни разные по структуре, строению. (Приложение 1, фото 5).
Для того чтобы убедиться в том, что камни тяжелые и плотные, а также содержат воздух, мы проделали следующий опыт. В емкость с водой мы осторожно положили камень в воду, после чего он не всплыл на поверхность, а остался лежать на дне емкости. Также от него пошли круги с пузырьками, что говорит о наличии воздуха в камешке. Таким образом, Ева убедилась в том, что камни тонут в воде, потому что они плотнее воды и содержат воздух. (Приложение 1, фото 6).
Следующий опыт помог нам выяснить, что камни могут менять цвет. Мы взяли камешки разного цвета и поместили их в емкость с водой. После этого через минуту мы достали их из емкости. Мокрые камешки стали темнее. В результате чего, мы пришли к выводу, что мокрые камни меняют цвет. (Приложение 1, фото 7 - 9).
Затем мы решили выяснить, может ли камень издавать звуки? Для этого мы взяли два камешка: один из которых был тяжелее, а другой легче. Затем мы постучали камешками друг о друга. Легкий камень издал тихий звук, а тяжелый- громкий. Таким образом, можно сделать вывод, что разные камни издают звуки, не похожие друг на друга. (Приложение 1, фото 10).
Определить еще одно свойство камня нам помогло следующее исследование. Мы взяли камешек, и Ева приложила его к щеке, но он оказался холодным. После этого она подержала его в кулачке, тем самым согревая его. В результате камень стал теплым. Тем самым Ева убедилась, что камни могут быть теплые и холодные (Приложение 1, фото 11 - 12).
2.2 Определение значения камней в жизни человека
Камень - это первый из материалов, который применил для своей жизни человек, с течением времени постоянно менялась его роль. Первобытные люди использовали его буквально во всех сферах жизни: орудия труда, строительство жилья, оружие и другие, столь необходимые для жизнедеятельности вещи изготавливались из камня. Каменные пещеры защищали наших предков от непогоды и врагов, до сих пор человечество применяет камень для обустройства своего жилища. Натуральный камень применяется повсеместно в строительстве, в ландшафтном дизайне, для внутреннего убранства комнат, как украшение зданий. Он не только придает им красоту и запоминающую неповторимость, но и повышает долговечность. Его можно встретить, как облицовку в оформлении, как зданий, так и мостов, набережных, улиц и скверов. Облицовочный натуральный материал достаточно многообразен. Это может быть мозаика из камня или просто плиты, блоки. Облицовочный натуральный камень должен не только обладать высокими эксплуатационными свойствами, но и иметь особую декоративность. Именно последнее свойство делает натуральный камень одним из лучших материалов для оформления внутреннего дизайна помещений. И чем красивее камень, чем замысловатее его расцветка, тем выше он ценится. Интересно, что структура и внешний вид камней влияют на методы их обработки. Некоторые натуральные камни используются в необработанном виде. Цвет и восхитительный рисунок других раскрываются в полной мере лишь после полировки. Бесспорно знание особенностей камней и умелое их использование, позволяют применять натуральный камень для создания неповторимых интерьеров.
Веками параллельно с архитектурой природный камень достаточно активно использовался в скульптуре. Археологи доказали, что первые изображения людей и животных в камне появились вместе с развитием изготовления орудий труда и обороны. И, наверное, то, что многие из этих скульптур были изготовлены из натурального камня, помогло им дожить до наших дней.
2.3 Составление схемы «Применение камня в жизни людей»
При помощи проведенных опытов, экспериментов и наблюдений, а также положив за основу научные данные, нами была составлена схема «Применение камня в жизни человека» (Приложение 2). Она показывает, что сегодня натуральный камень используется в строительстве, скульптуре, дизайне, ювелирной отрасли и всегда находится у нас перед глазами.
2.4 Творческая поделка
Узнав много нового и интересного о камне, Ева решила изготовить «живые» камни своими руками. (Приложение 1, фото 9,10,11). Для этого ей понадобились: гуашевые краски, кисточка и камешки. Работа с камнями принесла Еве много удовольствия и радости. После этого Ева выполнила пальчиковую гимнастику «Веселые камешки», которая помогла снять напряжение с кистей и пальцев рук:
Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,
А шершавые какие! В руки камешки возьмем
и в руках мы их сожмем!
Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!
Заключение
По окончанию исследований Ева пришла к следующему выводу, что камень - один из наиболее широко распространённых материалов в мире, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов, мостов.
А также Ева определила, что камень:
- гладкий, шершавый;
- тонет;
- тяжелее воды;
- издает звуки;
- плотный материал;
- меняет цвет;
- удерживает тепло.
Проведенные нами наблюдения и исследования помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: изучение свойств камня позволило ребенку оценить важность этого материала в жизни человека.
Таким образам, в ходе выполнения данной исследовательской работы нами были достигнуты поставленные цели и решены соответствующие задачи.
Список литературы
1. Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 3, с. 24-26.
2. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
4. Интернет ресурсы: https://ds216.centerstart.ru/node/209
https://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/opyt-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-starshikh-doshkolnikov
5. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1994.- № 7. – С. 43.
6. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С. 31.
7. Нищева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах» Издательство: "Детство-Пресс" 2013г. - 320 с.
8. Природа, человек, наука: Энциклопедия ОЛМА. - М. : ОЛМА Групп, 2014.- 304 с.
Приложение №1
Фото №1
Фото №2
Фото №3
Фото №4
Фото №5
Фото №6
Фото №7
Фото №8
Фото №9
Фото №10
Фото №11
Фото №12
Фото №13
Фото №14
Приложение № 2