Надежда Шимко
Проект в подготовительной группе «Толерантность — путь к миру»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
• этика и стратегия ненасилия;
• идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
• необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Толерантность — путь к миру“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В России, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимают проблемы взаимоотношений, решить которые можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.
В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не преходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".
В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
Проведённая диагностика родителей воспитанников группы показала невысокий уровень осознания проблемы толерантности. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения. Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.
Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие «толерантность» философы, педагоги, учёные; исходя из этого, определяются принципы воспитания.
Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в дошкольном возрасте немного. Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные традиции.
Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта : «Толерантность – путь к миру».
Цель проекта :
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Задачи проекта для детей :
• Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
• Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
• Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
• Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.
Задачи для педагогов и родителей:
• повышение компетентности родителей по правовым вопросам;
• оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
• применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
• взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
Вид проекта : творческо-исследовательский, групповой, долгосрочный.
Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.
Актуальность проекта.
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
• этика и стратегия ненасилия;
• идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
• необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В России, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимают проблемы взаимоотношений, решить которые можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.
В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не преходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".
В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее, как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
Проведённая диагностика родителей воспитанников группы показала невысокий уровень осознания проблемы толерантности. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения. Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.
Педагогические идеи воспитания толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. По-разному трактуют понятие «толерантность» философы, педагоги, учёные; исходя из этого, определяются принципы воспитания.
Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в дошкольном возрасте немного. Возможности дошкольного детства хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно-досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные традиции.
Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта : «Толерантность – путь к миру».
Цель проекта :
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Задачи проекта для детей :
• Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
• Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
• Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
• Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.
Задачи для педагогов и родителей:
• повышение компетентности родителей по правовым вопросам;
• оснащение предметно-развивающей среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
• применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
• взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
Вид проекта : творческо-исследовательский, групповой, долгосрочный.
Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.
Дата Темы Мероприятия
В течение года оснащение и обогащение
предметно – развивающей среды
в группе,
организация информационного пространства среди родителей приобретение картин художников мира;
создание картотеки подвижных игр народов мира;
создание альбома об обычаях и традициях народов России
Ноябрь Анкетирование родителей на тему «О способах воспитания»
«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание на тему «Воспитание толерантного ребенка»
Ноябрь
Декабрь «Игры народов мира» Подвижные игры на прогулке
Декабрь «Новогодние обычаи стран и народов мира» Настольные и напольные игры
Мультимедиа-презентации по темам;
сюжетные игры;
творческие рассказы по теме
Январь «Моя страна»
«Символика нашей страны»
«Мой город»
«Русские народные праздники и традиции»
«Обрядовая кукла» Создание альбома о городе, о людях, живущих в нашем городе, о том, какие религии исповедаются в нашем городе;
рассматривание альбомов;
неделя зимних игр и забав;
чтение русских народных закличек, песенок, потешек;
посещение музея семьи Цветаевых, занятие для детей старшего дошкольного возраста «Обрядовая кукла», изготовление куклы-оберега
Февраль «Моя родословная»
«Наши защитники» творческие игры
сюжетные игры;
разучивание пословиц и поговорок о дружбе;
мини-проекты о своей семье
выставки
музыкально-спортивное мероприятие, посвященное Дню Защитников Отечества
Март «Семейные династии»
«Права детей» • творческие рассказы детей об обычаях в семье;
• создание папок-передвижек о правах и обязанностях взрослых и детей
Апрель «Толерантность – путь к миру»
«Поклонимся великим тем годам» проведение открытого занятия, инсценировка сказки;
посещение школьного музея;
участие в районной выставке, приуроченной к 70летию Победы
Май «День Победы» • беседы об участии в ВОВ людей разных национальностей;
• музыкальное мероприятие, посвященное празднованию 70-летия Победы;
• поход к памятнику павшим воинам, возложение цветов;
• участие в флешмобе, посвященном Дню Победы
• конкурс чтецов стихов о войне;
• рассказы-презентации о своих прадедушках и прабабушках - свидетелях войны;
• участие семей воспитанников в создании «Книги памяти», посвященной родственникам-свидетелям и участникам ВОВ
Результатом проведенной работы стало то, что наши выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.