Наталья Ивченко
Проект в подготовительной группе «Развитие критического мышления у дошкольников посредством кубиков Блума»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный.
По количеству участников: групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь 2023г. - май 2024г.).
Возраст детей: дети подготовительной группы.
Цель проекта : развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью кубика Блума.
Задачи проекта :
Публикация «Проект в подготовительной группе „Развитие критического мышления у дошкольников посредством кубиков Блума“» размещена в разделах
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме;
2. Подобрать и применить диагностический инструментарий для определения уровня развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
3. Изготовить и применить в работе с детьми кубики Блума для развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
4. Создать оптимальные условия для самостоятельной игровой деятельности детей при использовании кубиков Блума;
5. Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем; учить детей задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
6. Повысить родительскую компетентность по вопросам необходимости развития критического мышления старших дошкольников;
7. Привлечь семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах познавательного развития детей;
8. Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
19. Оценить эффективность проделанной работы с помощью итоговой диагностики.
Актуальность.
Цели современного образования, обозначенные в ФОП ДО и ФГОС ДО, направлены на то, чтобы научить ребенка учиться. Если раньше педагог воспринимался как один из главных источников информации, и его роль была учить своей науке, то теперь источников информации огромное количество и роль педагога – не позволить детям запутаться в этом потоке информации. Акцент сместился на позицию – учить детей учиться. Для этого нужны активные методы обучения, которые помогают развить у ребенка критическое мышление. Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получением ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формирование собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Цель критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Задачи критического мышления :
• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями.
• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем.
• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое. Для развития критического мышления ребенка я решила использовать один из популярных приемов игровой технологии, разработанный ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Бенджамин Блум известен, как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
Работа с кубиком строится следующим образом:
Формулируется тема и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
Актуальность данной технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка.
Инновационность проекта : Использование кубиков Блума формирует навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Возможность применения данного оборудования, как в образовательном учреждении, так и в домашних условиях. Изготовить можно из подручных материалов, не прибегая к большим затратам.
Участники проекта : Дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет МБДОУ «Детский сад № 29», родители и педагоги.
Формы реализации проекта :
Проект реализуется через организацию групповых и индивидуальных занятий с детьми.
Методы и приё мы:
1. Наглядные: наблюдение, просмотр иллюстраций, личный пример.
2. Словесные: рассказы педагога, родителей, беседы, объяснения.
3. Практические: двигательная и игровая деятельность.
Ожидаемые результаты:
Дети умеют рассуждать, устанавливать логические связи, самостоятельно искать ответы на вопросы, доказывать свою точку зрения, сформируется критичность мышления, повысится уровень готовности к обучению в школе.
Повышение уровня компетенции педагогов и родителей по вопросу формирования критического мышления детей при использовании «Кубика Блума».
Дополнение предметно-развивающей среды группы «Кубиками Блума» по разным образовательным областям.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА :
Сроки Содержание работы с детьми Работа с родителями
1. Подготовительный этап.
Сентябрь 2023г.
2. Основной этап.
Октябрь - ноябрь 2023г. - Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме;
- Подобрать и применить диагностический инструментарий для определения уровня развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- Изготовление кубиков по разным образовательным темам.
- Знакомство с кубиком Блума, обсуждение и рассматривание граней кубика, объяснение правил.
- Дидактические игры на развитие логического мышления : «Подбери пару», «Найди ошибку», «Верю-не верю», «Чем похожи и чем отличаются».
- Применение в НОД кубика Блума по темам : «Моя родина - Россия», «Моя малая Родина», «Золотая осень», «Неделя здоровья», «Транспорт», «Моя семья», «Что за прелесть эти сказки».
- дидактические игры с кубиком Блума «Времена года», «Профессии», «Цветы» и т. д.
- Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием кубика Блума.
- Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения» - Консультация в родительский уголок: «Как развивать критическое мышление у детей».
- Оформление родительского уголка.
- Родительское собрание «Возрастные особенности детей шестого года жизни»
- Памятка для родителей "Ребенок-почемучка.
Критическое мышление у детей дошкольного возраста".
-Участие родителей в изготовлении шаблонов граней для кубиков.
Декабрь – февраль
2023г. -2024г. - Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности кубика Блума.
- Игры на развитие критического мышления : «Домики вопросов», «Удивительный вопрос», «Пресс-конференция», «Корзина идей».
- Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр : «Рассели птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение».
- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД игр на развитие логического мышления.
- Использование в индивидуальной деятельности и в НОД упражнений «мозговой штурм».
- Использование кубика Блума на занятиях по темам: «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Зимушка-зима», «Народные промыслы», «День Защитника Отечества», «Все начинается с семени», «Зимние развлечения». - Родительское собрание «Авторитет родителей. Поощрение и наказание».
- Консультация для родителей «Кубик Блума
- технология развития критического мышления»
- Консультация «Развитие критического мышления в семье»
Март-апрель
2023г.
- Игры на развитие внимание и логического мышления : «Четвертый лишний», «Кто кем был и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори».
- Игры на развитие познавательных интересов: «Запоминайка», «Рассыпанные цифры», «Выложи по памяти», «Игра-головоломка».
- Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности приемов «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы», «Шесть шляп мышления».
- Использование кубика Блума на занятиях по темам: «Перелетные птицы», «Идет красавица Весна», «Театр», «Цветы небывалой красоты», «Насекомые», «Космос далекий и близкий», «День победы», «Здравствуй, лето!». - Памятка для родителей «Как организовать игры детей дома на развитие критического мышления»
3. Заключительный этап.
Май 2023г. - диагностика
- мастер-класс для педагогов «Кубик-Блума»
- создание мини-центра «Подумай». - Включение родителей в создание мини-центра «Подумай».
Литература:
1. 3агашев И. О., Заир-Бек С. И., Муш-тавинская И. В. Учим детей мыслить критически / пособие для педагогов / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Мушта-винская - 2-е - С. П. : Альянс Дельта». 2003 - 192 с.
2. Дж. Стил, Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С., Популяризация критического мышления /пособие / Дж. Стил, К. Мередит, 4. Темпл, С. Уолтер - 2 - М., 1997.
3. Абишева, И. В. Критическое мышление – навык будущего [Текст] / И. В. Абишева // Интеграция методической (научно-методической) (22 апреля 2019). – Челябинск: ЧИП и ПК РО, 2019. – С. 250-254.
4. Астахова, Л. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности [Текст] / Л. В. Астахова, Т. В. Харлампьева. – М. : РАН, 2012. – 136 с.
5. Клустер, Д. Критическое мышление и новые виды грамотности [Текст] / Д. Клустер. — М. : ЦГЛ, 2014. — 80с
6. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
7. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически. -С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.
8. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление [Текст] / Г. Линдсей, Р. Ф. Томпсон, К. С. Халл // Хрестоматия по психологии: психология мышления. – М. : АСТ, 2018. – С. 111-114.
9. Седова, А. С. Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования [Текст] / А. С. Седова, О. И. Ваганова, М. М. Кутепов // Инновационная экономика : перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 2 (36). – С. 79-85