Елена Николаева
Проект в подготовительной группе «Осень — чудная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Осень — чудная пора
По доминирующей деятельности: познавательно-речевой
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: краткосрочный (с 18.10. по 26.10.)
Заявитель: дети подготовительной группы
Автор проекта : Николаева Елена Вячеславовна
Публикация «Проект в подготовительной группе „Осень — чудная пора“» размещена в разделах
Проблема: Во время совместной прогулки, бесед с детьми мы обнаружили, что дети плохо ориентируются в знаниях о съедобных и несъедобных грибах и ягодах окружающих нас в наших окрестностях. Мы считаем, что незнание природных живых объектов, может вызывать опасность для их здоровья.
Актуальность: В настоящее время, совершая прогулки в лес, мы видим картину потребительского отношения к природе: разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники… Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу. Дети в недостаточной степени имеют представление о многообразии деревьев, грибов, ягод, которые растут в наших лесах. Общение с природой, познание её, облагораживает человека, делает его более чутким. Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочее достижение технического прогресса, очень важно помочь ребенку, увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней. Чем больше ребенок узнает природу своей Родины, тем больше начинает любить ее.
Объект проектной деятельности : живая не живая природа
Предмет проектной деятельности : лес, грибы, ягоды. (через речевое развитие)
Цель проекта : Формировать знания детей о разнообразии растительного мира нашего леса, его пользе для здоровья, экологическую культуру, развитие положительных эмоций, интереса к миру растений в совместной деятельности с взрослыми, обогащение активного словаря.
Задачи:
• Углубить, представления об изменениях в природе осенью;
• развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечь внимания к окружающим природным объектам;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
• познакомить с живописью художников;
• воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря.
Гипотеза: В ходе работы над проектом, дети станут участниками познания окружающего мира совместно с взрослыми. Научатся наблюдать и правильно оценивать экологические ситуации.
Ресурсы проекта :
• Учебно-методическая литература;
• Аудио, видео проигрыватели;
• Интернет;
• Дидактические материалы;
• Воспитатели, дети, родители, логопед;
Этапы проекта :
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Взаимодействие с родителями
Организационный Подборка материала, пособий, литературы по теме. Изготовление дидактических игр, разработка конспектов. Проявление инициативы и желания участвовать в познавательной деятельности. Помощь в подборке материала.
Основной Чтение книг, проведение бесед по теме проекта, пополнение развивающей среды. Подбор загадок, стихотворений, пословиц, поговорок. Разучивание песен. Организация экскурсий в парк. Активное участие в реализации проекта : участие в беседах. Составление рассказа и загадок с родителями о грибах и ягодах, Составление описательного рассказа по схеме о деревьях. Участие в экскурсии. Участие в творческой деятельности коллективной работы по изготовлению книги «Правило поведения в лесу». Самостоятель-
ная деятельность. Консультация для родителей по экологическому воспитанию. Папка-передвижка на экологическую тему. Анкетирование. Составление с ребенком загадок о грибах и ягодах. Участие в экскурсии.
Заключительный Презентация проекта. Открытое занятие «Виртуальная экскурсия Осень – чудная пора» Активное участие в презентации проекта. Письменное пожелание от родителей по экологическому воспитанию детей в ДОУ.
Образовательные области Совместная образовательная деятельность педагога с детьми с учётом образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
Социально-коммуникативное развитие Д/и «Сбор грибов». Д/и «Чей силуэт?» Д/и «Съедобное – несъедобное». Д/и «Назови гриб». С/р игра «В лес за грибами». С/р игра «Семейный обед из грибных блюд». Д/и «Запасы зверей». Д/и «С какого дерева листок?». Д/и «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт?» Уборка сухих листьев, веток на участке. Настольно-печатные игры; атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Изготовление масок «Грибы, деревья».
Подборка дидактических игр по теме «Лес, грибы, ягоды».
Речевое развитие Чтение В. Даль «Война грибов».
Чтение сказки Сутеева «Под грибом». Д/и «Варим варенье». Р/и «Угадай по описанию (грибы, ягоды, деревья, дикие животные)». Р/и «Назови грибы и ягоды, растущие в наших лесах».
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», И. А. Бунин «Лес точно терем расписной…» Рассказ детьми «Как я ходил в лес». Беседа: «Грибы и ягоды – дары леса». Пословицы и поговорки о грибах, ягодах.
Загадывание загадок, чтение стихов, чистоговорок.
Беседа «Лекарственные растения». Беседа: «Зачем грибы и ягоды в лесу? Кому они нужны?». Беседа: «Берегите лес!». Иллюстрации по теме «Лес, грибы, ягоды; Художествен-
ная литература. Составление рассказа совместно с ребёнком о ядовитых, съедобных и несъедобных грибах.
Придумывание загадок-описаний про ягоды и грибы.
Познавательное развитие ОБЖ «Как стать друзьями природы». Беседа «Осторожно – лес! (ядовитые растения, грибы, ягоды). Конструирование: «Осенние деревья». Д/и «Что где растёт». Просматривание альбома «Времена года в лесу». Просмотр мультфильмов «Как грибы лес спасли», «В лесной чаще», «Однажды в лесу». Развивающий мультфильм про ягоды. Рассматривание картин о лесе. Иллюстрации «Правила поведения в лесу», «Строение гриба». Иллюстрации грибов, ягод, деревьев, диких животных нашего леса.
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Сказочный лес». Лепка «Грибы для белочки». Рисование: «Лесная поляна». Аппликация «В лесу растут грибы». Коллективная работа (аппликация) «Краски леса».
Рассматривание картин художников И. И. Левитан «Ранняя осень», И. И. Шишкин «Поздняя осень». Работа в уголке творчества с раскрасками, трафаретами, иллюстрациями Прослушивания песен «Грибочки», «Грибы – ягоды», «Ягодная полянка», «Сказочный лес», «Берегите лес». Прослушивание музыки «Звуки леса», «Пение птиц». Раскраски, силуэты, обводки, карандаши, краски, фломастеры, мелки, пластилин, альбомы для рисования Изготовление книги «Санитары леса».
Физическое развитие М/и «Боровик». П/и «Найдем грибок». М/и «Грибной марш». П/и «У медведя во бору». П/и «Белкины запасы». П/и «Хитрая лиса». Физминутка «По тропинке в лес», «На лесной опушке в ряд». Пальчиковая гимнастика «Кого встретили в лесу». Дыхательная гимнастика «Музыка леса». Утренняя гимнастика «Отправление в царство грибов», «Поездка в лес», «Звери делают зарядку». Гимнастика после сна «Прогулка в лес», «В лес на машине». Беседа «Зачем людям ходить в лес, если грибы и ягоды можно купить».
Мяч, маски, скакалка, обручи и другие атрибуты для подвижных игр.
Ожидаемый результат:
В конце проекта дети имеют представления об окружающем природном мире. Различают живую и неживую природу. Имеют представления взаимосвязи живой и неживой природы. Проявляют бережное отношение и заботу к объектам природного окружения. Могут отличить съедобные ягоды, грибы от несъедобных. Знают названия многих грибов, ягод и деревьев, которые растут в наших лесах. В ходе проекта у детей обогатился словарный запас.
Критерии оценки результатов по диагностике:
Низкий: Ребенок затрудняется назвать большинство названия грибов, ягод, деревьев. Не может определить от каково дерева листок. Не проявляет интереса в участии познавательной деятельности. Не знает о правиле поведения в лесу. Не проявляет бережного отношения к природе.
Средний: Ребёнок может назвать некоторые виды грибов, ягод и деревьев. Знает не о всех опасностях в лесу. Не всегда проявляет бережное отношения к природе. Проявляет творческий и познавательный интерес, но только в групповой деятельности.
Высокий: Знает все названия грибов, ягод, деревьев. Может определить от какого дерева листок. Принимает активное участие в познавательной деятельности. Знает о безопасном поведении в лесу. О взаимосвязи живой и неживой природы. О необходимости бережного отношения детей к природе. Активно участвует в творческой деятельности, как в самостоятельной, так и в коллективной. Охотно принимает участие в игровой деятельности. Проявляет бережное отношение к природе.
Продукт проекта :
• Выставка детских работ «Дары осеннего леса»;
• Маски;
• Консультация для родителей «Экологическое воспитание»;
• Анкеты для родителей;
• Коллективная работа изготовление книги «Правило поведения в лесу»;
• Составление загадок о грибах и ягодах.
Презентация проекта : Виртуальная экскурсия «Осень - чудная пора».
Рефлексия: В результате работы проекта, дети узнали о взаимосвязи живой и неживой природы. О значении бережного отношения человека к природе. Узнали о съедобных и несъедобных грибах и ягодах окружающих нас в наших окрестностях. Познакомились с живописью художников. Обогатили словарный запас названиями грибов, ранее для них не знакомыми. Стали проявлять бережное и заботливое отношения к природному окружению.
Список использованной литературы:
• Н. С. Голицына; «Конспекты комплексно-тематических занятий»;
• О. В. Дыбина: «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада», 2014год;
• Н. В. Коломина: «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», 2010год;
• Периодические издания;
• Интернет ресурсы;
• О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», 2014год.