Агапи Арутюнян
Проект в средней группе «Осень — чудная пора!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе "Осень - чудная пора!"
Сроки проведения: 1 сентября -30 ноября 2017г Тип проекта : позновательный, творческий.
Цель:
• Формирование представлений детей об осенних изменениях в неживой природе. • воспитывать любовь к природе, желание оберегать её, охранять. • Развитие внимания, речи. • Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению. Активизация словаря детей: снег, дождь, осень, пасмурно,солнце, холодно,туман,листья желтые, красные, зеленые.
Публикация «Проект в средней группе „Осень — чудная пора!“» размещена в разделах
Формы организации проекта : Пословицы, загадки, поговорки, потешки. Беседы. Чтение и заучивание стихотворений об осени. Чтение сказки. Рисование. Аппликация. Создание коллажа из осенних листев Слушание : И. П. Чайковского «Времена года» Разучивание песен об осени. Наблюдение. Трудовые поручение. Пальчиковые игры. Дыхательная гимнастика. Сюжетно-ролевые,подвижные и дидактические игры.
Сентябрь Знакомство с приметами ранней осени.
Воспитатель: Какое время года сейчас? А месяц? (Сентябрь). Сентябрь – это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень. На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди?
Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менят окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. В сентябре наступают холода. Люди одеваются в теплую одежду, у животных вырастает теплый подшерсток, а на деревьях и кустах от холода лист желтеет. Давайте рассмотрим березку; рябину, тополь (Дети сравнивают цвет листьев разных деревьев).
«От воды туман» Ход наблюдения. Воспитатель предлагает детям полюбоваться туманом: - Это туман. - Какой он? - Потрогайте туман рукой, помашите руками перед собой, его не развеять, руками не поймать. Посмотрите на дома, на деревья. Расскажите, что вы видите, а что не видите. Потемнели ветви, Из воды туман Гонит тучи ветер Из холодных стран. (В. Степанов)
Чтение стихотворения Сентябрь, октябрь, ноябрь С дождем и листопадом. И птицы улетают, И детям в школу надо.
Беседы об осени. Рассматривание сюжетных картин. Составление описательных рассказов с картины «Времена года». Загадки Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает (Осенью)
Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят (Осень)
Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (Осень) Физкультминутки: «Клён»— Ветер тихо клён качает, Вправо-влево наклоняет:Раз – наклон. И два – наклон, Зашумел листвою клён.
Признаки «Золотой осени». Дети рассматривают картинку с изображением осеннего пейзажа и отвечают на вопросы: - Какое время года изображено на картинке? Какой осенний месяц? Почему вы так думаете? Сравните осень с летом. Скажите наоборот:
Летом солнце яркое, а осенью. Летом небо светлое, а. Летом день длинный, а. Летом деревья зеленые, а. Летом люди одеваются легко, а. Летом колхозники растят урожай, а. Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью» .
Рассматривание альбома «Времена года» Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова, Лепка «Фрукты». Пальчиковые игры <<Дождик>>, <<Мы капусту рубим >>. Дыхательная гимнастика <<Лети,листочик золотой>> Рисование<<Осень>> «Назови ласково>>
Задачи: Учить детей образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Яблоко — яблочко Морковь — морковочк Перец — перчик Апельсин — апельсинчик Лимон — лимончик Слива — сливка Мандарин — мандаринчик Вишня — вишенка Помидор — помидорчик Огурец — огурчик
"Хозяйка однажды с базара пришла". Хозяйка однажды с базара пришла, "Шагают" пальчиками. Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальч Петрушку и свеклу. Ох!
. Хлопок. Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают по одному пальч Петрушка иль свекла? Ох. Хлопок. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальч Петрушку и свеклу. Ох. Хлопок. Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Ладони складывают крест на кре Картошка, капуста, морковка, горох, Загибают по одному пальч Петрушка и свекла. Ох. Хлопок. И суп овощной оказался неплох! "Едят" суп.
Октябрь Заучивание стихотворения.
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца. Наблюдение на участке << Узнаем, теплое ли солнце?>>
На участок выносят резиновые мячи, мокрые от воды. Если солнце греет, то оно высушит лучами мячи. (Дети через определенный промежуток времени отмечают, что солнце не нагрело поверхность мячей, они мокрые).
Оглянитесь вокруг, на дорожках лужи, земля мокрая, много грязи. Это осеннее солнце не греет, не сушит дорожки и почву. Беседы. Знакомство с приметами осени.
Осень. Солнце светит мало, холодно. Ночью заморозило траву, листву. Холоден воздух. А в реке, ручейках, болотах, оврагах вода, она теплее, чем воздух. Поднимается от воды пар – это туман. Он тяжелый, стелется по земле, ползет. Туман белый, густой. Наступило утро, глянь, все бело.
- Ребята, по туману можно узнать какой будет день – пасмурный или ясный. Если туман утром поднимется к небу – будет пасмурно. Если туман прижмется к земле – жди солнца. ОКТЯБРЬ – грязник.
Почему его так называют?
Физкультминутки:
«Листопад»
— Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели…. Погода теплая или холодная? Почему вы так думаете? Какая одежда на людях? Где находится люди? Что они делают? Какого цвета листья в октябре? В октябре часто идут дожди? Какое небо? Как светит солнце? Много ли фруктов и овощей в октябре? Почему много листьев на земле!
Как называется явление природы, когда падают листья? Что делают птицы в октябрь Игры «Найди ошибку», Игры «Подбери слово», Комплекс упражнений: «Деревья» Игра лабиринт «Куда упали листья». Чтение стихотворения Скучная картина! Тучи без конца, дождик льется, Лужи у крыльца.
Цикл наблюдений, эксперименты…
«Ветер подул»
- Сравните две картинки:
Чем они отличаются?
-Почему ветви у дерева наклонены?
- Как определить наличие ветра? (Дети наблюдают за движением султанчиков, вертушки).
Ветер дует-развевает флажок, шуршит султанчиками, крутит вертушку.
-А высоко на небе ветер дует? (дети наблюдают за быстрым движением туч)
- Что заставляет тучи мчаться?
- Какая погода? Ветрено?
- Покажите карточку из календаря.
Ветер подул
Хлопнул ветер дверью сильный
Ветер громкий, ветер сильный,
Он с деревьев листья рвет,
Пыль несет он в огород.
Деревце в окно стучится
Может всякое случиться.
С. Егороd Игры «Назови правильно».
Игра лабиринт «Куда упали листья».
Дети наблюдают за кленом.
- Давайте полюбуемся нашим деревом. Оно живое, растет, дышит, питается.
Воспитатель пересказывает детям отрывок из рассказа "Последний лист" П. Молчанова.
… И вдруг клен почувствовал, что ему стало прохладно. Он поежился. Зашумел листвой. А вечером ему стало холоднее. Со всех сторон волнами накатывался ветер. Деревце никак не могло уснуть. А на утро, едва забрезжил рассвет, оно почувствовало, что горит.
Пробежал мимо ежик. Остановился, удивился:
- Чудно! И кто это перекрасил деревце в желтый цвет?.
Пролетела мимо сорока, затараторила;
- Откуда здесь такое яркое деревце?
И верно ведь! Все листья за одну ночь стали ярко желтыми. Шелестят на ветру, перешептываются.
И тут молоденький клен понял:
Это наступила осень.
Полюбуйтесь осенними желтыми листьями. Они мелькают среди зеленой листвы.
Отгадайте загадку:
Висят на ветке золотые монетки. (осенние листья)
Словесные игры:
Игра «Один – много»
Цель: образование от единственного числа существительных множественное число.
Лист — листья, лужа — лужи, дерево — деревья, ветка — ветки, туча — тучи, птица — птицы, цветок — цветы,дождь — дожди, огурец — огурцы,свёкла — свёклы,луковица — луковицы, морковка -морковки,яблоко – яблоки, груша – груши,лимон – лимоны, вишня – вишни.
(имитация движений) «Мы капусту рубим – рубим…» Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту режем, режем, Мы морковку трем, трем, Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмем, жмем!
Ноябрь Задание:
а) Закончите предложения:
-В октябре было тепло, а сейчас -. (холодно). -В октябре птицы начали улетать, а сейчас - .,. (все улетели). -В октябре солнце немного грело, а сейчас -. (не греет). -В октябре дожди шли редко, а сейчас -. (часто). -В октябре снега нет, а в ноябре выпадает. (первый снег, -Беседа по вопросам о времени года - осень - Как называется первый осенний месяц? — А второй? - Сейчас уже третий месяц осени. Как он называется? - На улице тепло или холодно? - Солнце часто светит? - Дожди часто идут? - Дожди теплые или холодные? - Трава растет или засыхает? - Что происходит с листьями на деревьях? - Какую одежду носят люди? Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». Игра «Что нам осень принесла». Дыхательная гимнастика: <<Чей листок улетит дальше?>> Пальчиковая гимнастика:<<Осенний букет>> Д\и «Чудесный мешочек», П\и «Найдите дерево», «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке. Найдите ошибки: В ноябре дети носят легкую одежду. В ноябре набухают почки, распускаются листья. В ноябре солнце сильно греет. В ноябре бывают заморозки и снег. В ноябре птицы прилетают из теплых краев. Описание поздней осени.
Воспитатель. Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небе серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду,
Дети по образцу описывают осень. Рисование «Яблоко спелое красное», Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке».К детям в гости приходит заяц, он давно не гулял с ними, поэтому просит рассказать, что изменилось.
Воспитатель: Я буду рассказывать, а вы, ребята, покажите зайчонку осенние изменения.
Осенью Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет Солнце не блестит, Ветер в поле воет Дождик моросит. Игра-лабиринт «Куда упали листья?».
Дети на картинке-лабиринте определяют, куда упали лист клена, дуба, рябины. Д\и «Когда это бывает», Упражнения ФЭМП «Пересчитай листья»,
п\и «Тучи дождевые.
Аппликация <<Зонтик >> Беседы. Знакомство с приметами осени.
Описание поздней осени
Воспитатель. Поздней осенью становится холдодно. Солнце светит редко и греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду. Беседа
- Какая погода осенью : холодная или теплая? - Когда бывает тепло? - Посмотрите на небо? Есть ли солнце? - Протяните ладони: тепло ли вам? Солнце не блестит, не яркое. Эксперимент: Туман поднимается от воды в холодный день. Давайте сами сделаем туман. (Выставляется таз с горячей водой. Дети наблюдают, как от воды поднимается пар).
- Что мы получили? Туман! Он клубится, поднимается над водой и расползается, стелется по сторонам. - Что у нас над головой? - Какое сегодня небо: ясное или пасмурное? - Видно ли на небе солнце? - Дует ли ветер? - Холодная или теплая погода? - Почему вы одеты тепло, рукавицы на руках? - Расскажите про пасмурную осеннюю погоду.
Осенью небо низкое, темное, синее, фиолетовое, серое. Тучи большие, медленно плывут по небу. - На что похожи тучи?
Я смотрю на небо и представляю грозное, холодное, бушующее море, по нему плывет пароход, из трубы валит серый дым клубами. -У-у-у – воет ветер, гудит пароход. - А вы, что представляете? - Что несут тучи? - Какой дождь осенью : крупный или мелкий, моросящий? - Дождь теплый или холодный? -Сегодня холодный, моросящий, колючий дождь.
Дождик
Дождик, дождик моросит осенний. Дождь художник: он рисует лужи, Выкладывают лужи из И на трубах он играет не хуже дождинок Вот и серый снег пошел, лег густо. Кружочки - снег До чего же хорошо и грустно. Сугробы. Игра <<Дождик-солнце>>. Аппликация<<Осенний лист>>. Дидактическая игра-<<Овоци и фрукты>>. Подвижная игра<<Овоци-фрукты>>. Сюжетно-ролевая игра <<Овощной магазин>>. Ежедневные наблюдения в природе на прогулках:
- Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет);
- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);
- Наблюдения за цветами на клумбе ( познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью);
- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);
- Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи);
- Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду);
- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);
- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина);
- Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»);
- Наблюдения за сбором урожая (расширять представления детей об овощах);
- Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью);
- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).