Приложение МААМ

НОД по развитию речи «Осень — чудная пора»

Елена Лисейкина
НОД по развитию речи «Осень — чудная пора»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД «Осень-чудная пора»

Цель:

Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Создавать условия для успешного речевого развития, активизировать познавательные способности детей в процессе занятия.

Программные задачи:

• учить грамматически правильно формулировать свои ответы;

• развивать общую и мелкую моторику, память, внимание, умение сочетать речь с движением;

• воспитывать умение детей слушать и слышать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, взаимопомощь.

Публикация «НОД по развитию речи „Осень — чудная пора“» размещена в разделах

Методы и приёмы:

• наглядные – использование ТСО; рассматривание гербария «Листья деревьев», показ картин «Осень»;

• словесные – художественное слово, беседа, речевой образец, повторение, словесное упражнение «наоборот», чистоговорки, словесные игры;

• практические - дидактические упражнения Кот-наоборот, игра «Не зевай!» (с мячом, метод наглядного моделирования (использование картинок-символов, пальчиковая гимнастика «Грибок»).

Словарная работа:

подберезовик, осень, сентябрь, кукуруза, чеснок, свёкла, капуста…

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа

: беседы об осени, рассматривание картин на тему «Осень», слушание музыки «Времена года. Осень», чтение и разучивание стихотворений об осени.

Виды деятельности:

игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Ход занятия

:

I. Вводная часть.

Приветствие гостей.

-В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем

И работать мы начнем.

Дети садятся полукругом на паласе

II. Основная часть.

1. Какое сейчас время года (после теплого солнечного лета пришла щедрая разноцветная осень)

2. Какой сейчас месяц (сейчас первый месяц осени – сентябрь)

-Дети, сегодня всё занятие мы будем говорить об осени. Что мы знаем об осени? (если дети затрудняются, в-ль задает наводящие вопросы)

Дети: Осенью желтеют и опадают листья. Осенью становится холодно. Птицы улетают в теплые края. Животные готовят запасы на зиму. Люди собирают урожай.

- Осень- это очень красивое время года. Под впечатлением красоты осени поэты писали стихи, композиторы - музыку, художники картины.

А сейчас давайте послушаем музыкальное произведение русского композитора П. И. Чайковского под названием «Осень» и постараемся понять, какая по характеру музыка в этом произведении. (звучит музыка)

Дети: Это очень грустная музыка.

-Какой вам представилась осень, когда вы слушали это произведение?

Дети: Идет дождь, падают листья, птицы улетают на юг, сыро, холодно т. д.

-Да, в ней сожаление об увядающей природе. Вот такой видел осень композитор П. И. Чайковский.

А вот поэты и писатели своё отношение к осени выражали через слово. У А. С. Пушкина осень- это любимое время года, и ей он посвятил очень много стихов. Мы с вами знаем стихотворение «Уж небо осенью дышало», давайте прочитаем его. (дети читают стихотворение хором)

-Назовите приметы осени, которые звучат в стихотворении.

Дети: Реже солнышко блистало, короче становился день; ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу и т. д.

Дидактическое упражнение «Размытые слова» - показать письмо, мокрое от дождя.

- Ребята, мне сегодня принесли письмо, но оно какое-то мокрое. Откроем? Прочитаем? Ничего не понимаю, здесь половина слов не видна, размыта…Может вы мне поможете его прочитать?

«Пришла золотая …. Налетели тучки, поэтому реже появляется … в небе. Листья приобрели … цвет. Идет, и становится мокрой земля. Птицы улетают в … края.»

Вы научились подбирать подходящие по смыслу слова в предложении.

А теперь задание. Я буду показывать вам листочек, а вы говорите, с какого дерева он упал. Глядя на листок, можно сказать, с какого он дерева. Вот листья (гербарий). Будем говорить вот так: Рябиновый лист упал с рябины…. Показать лист, назвать, выстроить предложение

Вот мы с вами и научились правильно называть дерево и листья

.[/b]

А в какое время года бывает самый большой урожай?

Дети: Осенью. Значит, осень наступила?

Дети: Да!

А ну-ка, скажите, какие овощи растут на огороде?

Дети: морковь, свекла, картофель, помидоры, капуста, лук, чеснок, кукуруза.

А какие фрукты поспели в саду?

Дети: яблоки, груши.

- У меня есть для вас гостинцы, посмотрите, в какой красивый мешочек я их положила. А ну-ка, отгадайте, что за овощ или фрукт я вам приготовила? Я приготовила карточку-схему, она поможет рассказать, что спрятано в мешочке.

Один ребенок по мнемотаблице- схеме описывает овощ или фрукт. Другой ребенок ищет отгадку в мешочке.

[b

]Вы научились описывать по схеме овощи и фрукты

[/b]

Ой, ребята, что же такое? Я сегодня целый день собирала овощи для хранения. В одной кошелке у меня были овощи, в названии которых есть звук «З», вот на ней комар нарисован. А в другой кошелке у меня были овощи, в названии которых есть звук «С». Перепутать эти кошелки нельзя, потому, что они будут храниться в разных хранилищах. А теперь эти овощи все разбросаны. Вы мне поможете, ребята, правильно разложить продукты? (артикуляция звуков С, З)

Давайте вместе пропоем песенку комара. Дети произносят звук з.

А теперь давайте пропоем песенку воды. Дети произносят звук с.

Давайте разложим продукты правильно. (выходит ребенок). Что ты выбираешь? В какую корзинку нужно положить этот предмет? Почему? Скажи слово так, чтобы мы услышали этот звук. Дети раскладывают кукурузу, чеснок, свеклу, капусту.

Ну вот, весь урожай собрали, на всю зиму запаслись мы витаминами! Спасибо щедрой осени! Спасибо, ребята!

Физминутка.

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Дети садятся за столы

- Я знаю игру «Кот - Наоборот!» А зовут кота так потому, что все, что ему не скажешь, он скажет наоборот. Например, он говорит, что осенью редко идет дождь. Ведь это же не так?

Дети: Нет!

А как надо сказать?

Дети: Осенью часто идут дожди.

Он говорит: осенью веселое настроение.

Дети: Нет, грустное настроение.

Осенью солнечные дни…

Дети: Нет, пасмурные дни.

Осенью короткие ночи…

Дети: Нет, длинные ночи.

Жаркая погода

Дети: Нет, холодная погода.

Осенью дожди теплые…

Дети: Нет, дожди холодные.

Птицы прилетают…

Дети: Нет, птицы улетают.

Сейчас поздняя осень…

Дети: Нет, ранняя осень.

Вы научились находить слова с противоположным значением.

Игра «Назови ласково» с массажными мячиками (катаем между ладоней).

Комок массажный ты поймай,

Да словечко приласкай.

Солнце- солнышко, дождь - дождик, облако – облачко, гриб – грибок, лист - листочек, ветер – ветерок, лужа- лужица, птица- птичка, яблоко-яблочко…

Вы научили меня подбирать ласковые слова.

[/b]

- Хочу рассказать вам одну историю. (Решение проблемных ситуаций)

Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».

«Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?

– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)

– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)

– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?

– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей? Каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).

– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.

Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».

– А теперь давайте вернемся к нашему грибу. Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)

– Около березы, у березы, под березой.

– Какое слово мы можем образовать с помощью частички «около» и слова? (Околоберезовик) Аналогично: уберезовик, подберезовик.

– Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.

– У нас получилось три названия грибу. Какое же из них правильное? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)

Проверка в словаре: подберезовик. «Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)

Чистоговорка:

Шу-шу-шу – Я листочками шуршу.

Су-су-су – Под листком грибок в лесу.

Работа на листочках.

Упражнение «Узор из точек» - обведи гриб.

III. Заключительная часть.

Итог: Ребята, вам понравилось занятие? (Поднимите сигнальные круги: красный, желтый или зеленый) Чему мы сегодня научились? Что было для вас интересным? Что было самым трудным?

Мне очень понравилось с вами сегодня заниматься, вы такие любознательные, добрые, умные.

А в следующий раз мы с вами поговорим уже о другой осени.

Публикации по теме:

Лето — чудная пора (фотоотчет)Лето — чудная пора (фотоотчет) Лето это чудная пора. Дети могут проводить целый день на улице, дышать свежим воздухом, активно двигаться, играть,наблюдать. Мы можем.

Фотоотчет «Лето — чудная пора!»Фотоотчет «Лето — чудная пора!» Фотоотчет прогулки в летний период "Лето - чудная пора!"Лето - чудная пора! Просыпайся, детвора! Быстро умывайся, На прогулку собирайся.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «Зима, чудная пора» Тема: «Зима, чудная пора». Коррекционно-образовательные: уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Уточнить и активизировать.

Лето-чудная пора!Лето-чудная пора! Лето это самое прекрасное время года для получения заряда бодрости и здоровья на весь год. Летом закаляя свой организм на свежем воздухе.

НОД по развитию речи «Осень» Цель: 1. Активизировать словарь по теме. 2. Закрепить навык словоизменения. 3. Учить работать с деформированным предложением. 4. Упражнять.

Осенний утренник во второй младшей группе «Осень — чудная пора»Осенний утренник во второй младшей группе «Осень — чудная пора» Осень – чудная пора. 2016 г. Музыкальный руководитель: Готчиева Н. В., МДОУ №10 "Дюймовочка" (Под музыку дети с листьями входят в зал.) .

Познавательно-творческий проект «Осень — чудная пора»Познавательно-творческий проект «Осень — чудная пора» Участники проекта: Дети  младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель   Вид проекта: групповой, познавательно-творческий,.

Проект «Что за чудная пора веселится детвора» (для детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Сценарий осеннего утренника в старшей группе «Осень-чудная пора»Сценарий осеннего утренника в старшей группе «Осень-чудная пора» Уважаемые коллеги! Поиск чего-то "свеженького" на утренник привел меня к этому сценарию. Саму идею о том, что дети хотят продолжить лето.

Сценарий праздника «Осень чудная пора» Осень чудная пора Осень :Здравствуйте ребята я осень пришла к вам в гости я. Хочу снгодня пригласить вас вас в гости к себе в лес. Но туда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию речи «Осень — чудная пора»
Опубликовано: 2 октября 2017 в 13:31
+49Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по развитию речи «Осень — чудная пора»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лисейкина (УИ 344579) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД