Прибыл Ирина
Проект в подготовительной группе «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДС ОВ «ЁЛОЧКА»
Г. ТАРКО-САЛЕ
Проект
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Подготовили воспитатели :
Сорокина С. В.
Прибыл И. М.
2019г
Публикация «Проект в подготовительной группе „Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Проект в подготовительной группе «Почемучки»
Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Тип проекта : познавательно-творческий, долгосрочный.
Участники проекта : воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: январь 2019 - март 2019 года.
Актуальность темы.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Цели:
Формирование у дошкольников элементов учебной деятельности, развитие художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
Помочь детям, овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Развивающие :
Развивать у дошкольников творческие способности через нетрадиционные техники рисования.
Апробировать нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Нетрадиционные техники рисования :
- рисование «тычком» обратной стороной кисти, ватной палочкой («пуантилизм»);
- рисование с помощью клея и соли;
- кляксография (выдувание через трубочку);
- рисование с помощью зубной щетки (набрызг);
- рисование мыльными пузырями;
- рисование пальчиками, ладошкой;
- оттиск или штампование (печать картофелем, поролоном, смятой бумагой, листьями);
- рисование с помощью восковых мелков и акварелью («граттаж»,
- монотипия и другие.
Формы проведения
1. Рисование с применением различных нетрадиционных техник : рисование пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом «тычка», рисование клеем и солью, монотипия, тампонирование, кляксография, набрызг, печатка, экспериментирование.
2. Выставки.
3. Викторина «Волшебная страна рисования».
Методы и приемы обучения нетрадиционному рисованию
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы.
6. Просмотр видео уроков.
7. Пальчиковые гимнастики.
8. Беседа с использованием загадок, стихотворений.
9. Игры.
10. Самостоятельная деятельность детей.
11. Физкультминутки.
Работа с родителями:
- Консультация «Роль изобразительной деятельности для развития дошкольников».
- Консультация «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».
- Консультация «Рисование в технике «Граттаж».
- Альбом «Кляксография – нетрадиционная техника рисования».
- Просмотр видео уроков по нетрадиционным техникам рисования, (ссылка на интернет ресурс).
- Беседа «Рисуя – играем».
- Подбор и изготовление альбома «Нетрадиционные техники рисования».
- Пополнение центра изобразительной деятельности нетрадиционными материалами для рисования (зубные щетки, ватные палочки, коктельные трубочки, свечи, пробки, соль, клей ПВА, поролоновые печати и т. д.).
Работа с детьми по проекту
I этап — подготовительный
Цель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.
II этап — основной
Цель: развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы, просмотр видео уроков.
На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, видео, музыка.
III этап — творческий
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, викторина, выставка детских работ.
Нетрадиционные технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми :
1. Печать от руки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
2. Использование оттиска.
Ребёнок прижимает штемпель к емкости с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
3. Рисование пёрышком.
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
4. Рисование пальцем.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
5. Монотипия.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
6. Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
7. Рисование методом «тычка» («пуантилизм»).
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
8. Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. Кляксу можно формировать выдувая изображение через коктельную трубочку.
9. Набрызг.
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
10. Граттаж.
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
11. Рисование мыльными пузырями.
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
12. Рисование мятой бумагой.
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
13. Ниткография.
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
14. «Пластилинография».
Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.
Литература
1. Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. — М. : «Издательство Скрип- торий 2003», 2007.
2 Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть II. — М. : «Издательство Скрип- торий 2003», 2007.
1. Аьченко 0. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.
2. Ковалицкая А. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. — М. : АРКТИ, 2008. (Развитие и воспитание).
3. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником — М. : ТЦ «Сфера», 2008.
4. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М. : Педагогическое общество России, 2005.
5. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб. : КАРО, 2008.
6. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционнойизобразительной деятельности. — СПб. : КАРО, 2007.
7. Утробина К. К, Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тыч-ка с детьми 3—7 лет. — М. : ГНОМ и Д, 2004.
8. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль:; Академия развития : Академия холдинг, 2004.
9. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. — М. : ТЦ «Сфера», 2008.