Инна Кутепова
Сценарий мероприятия в рамках информационно-практического проекта в подготовительной группе «Карельский костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение - детский сад №20 г. Сегежи
Проект
Тема: «Карельский костюм»
Тип проекта : Информационно-практический, групповой, краткосрочный
Образовательная область: Познавательный
Участники: Дети подготовительной группы «Радуга», родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель Тютюшкина Е. А, специалисты Музейного центра г. Сегежи, Детская Центральная библиотека.
Темочки:
- Маски, театральные костюмы, уголки ряжения
- Подготовительная группа
- Республика Карелия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2017
Руководители проекта : Педагоги подготовительной группы Кутепова И. П., Локкина Е. Н.
Актуальность:
В настоящее время одним из важнейших приоритетов в дошкольном образовании является приобщение детей к национальной культуре своего края. Возвращение к корням, изучение культуры Карелии, способствует сохранению традиций и обычаев.
Традиционный Карельский костюм – важнейшая часть традиционной культуры. У Карельской национальной одежды вековая история. Карельский костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры.
Из поколения в поколения передавались традиции его изготовления и использования.
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Именно поэтому мы решили более углублённо и доступно для детей раскрыть тему «Карельский костюм».
Проблема:
Большинство родителей и тем более детей не проявляют интереса и не знакомы с особенностями Карельского костюма
Цель: Воспитание у детей интереса и любви к Карельской национальной культуре, исследование особенностей Карельского костюма.
Задачи:
Воспитывать в детях чувство любви к родному краю.
Воспитывать у детей интерес к национальной мужской и женской одежде.
Расширить знания детей о назначении вышивки на национальной карельской одежде.
Познакомить детей с карельским орнаментом, научить использовать его в разной технике (аппликации, рисовании, лепке).
Научить использовать в речевой деятельности слова, характеризующие качества и особенности различных предметов быта.
Познакомить и разучить с детьми пословицы, поговорки, загадки.
Привлечь родителей к созданию мини-музея «Карельский орнамент
Разучить с детьми Карельскую пляску, хоровод, карельские игры
I этап подготовительный
Предварительная работа
o Подбор литературы
o Оформление стенда для родителей:
«Мой край родной», «Карельский орнамент»
o Консультация для родителей:
«Карельский костюм»
o Работа с родителями:
(изготовление кукол в карельских костюмах)
o Беседы с родителями
o Коллективные беседы с детьми
o Экскурсия в музей:
Темы: «Как жили наши предки», «Карельский костюм», «Культура Выгозерья», «Орнамент и вышивка в Карельском костюме»
o Посещение библиотеки
o Посещение Карельской горницы
o Чтение Карельских народных сказок и фольклорных произведений
o Отгадывание загадок
o Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий о Карелии
o Демонстрация картинок, альбомов
o Просмотр презентаций: «Моя Карелия», «Карельская вышивка», «Некоторые этнографические сведения об одежде и обуви Пудожских крестьян», Наш рукотворный мир: от мира природы к миру вещей», «Карельский национальный костюм»
o Чтение стихов Карельских поэтов
o Чтение эпоса Калевала
Предполагаемый результат:
o Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок
o Умение играть в Карельские народные игры
o Знание Карельских сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства
o Знание об элементах Карельского костюма
o Умение определять значение вышивки на одежде
II этап основной
o Экскурсия в Карельскую горницу
o Познавательное занятие «Карельский костюм», «Карельская вышивка»
o Создание мини-музея «Карельский орнамент»
o Проведение занятия по рисованию «Карельская вышивка», «Мужская рубаха», «Сарафан», «Карельское полотенце»
o Пластилинография «Карельская рукавица», «Карельский фартук»
o Проведение занятия по аппликации «Рукавичка»
o Разучивание Карельских игр : «Веркко да калат» (Сеть да рыба, «Мамма се ляхти торилле» (Пошла мама на базар, «Сиди, сиди, Яша», «Часовенка», «Курилка», «Туле кижамахт» (Иди со мной играть)
o Разучивание некоторых Карельских слов (необходимых для подвижных игр, приветствия друг друга)
o Оформление книжки «Карельские загадки»
o Пополнение уголка краеведения в группе дидактическими играми
o Дидактическая игра «Что значит?», «Назови правильно», «Раскрась одежду орнаментом», «Сложи узор»
o Просмотр фильма «Калевала»
IIIэтап заключительный
o Создание презентации из опыта работы над проектом
o Музыкальное развлечение «В гостях у Айно и Насто»
o Карельские посиделки «Бабушкины калитки»
Список используемой литературы:
1. «Карельские и финские народные загадки» (Петрозаводск «Карелия» 1987г.)
2. «Песенный открою короб» Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся школ РК (Петрозаводск «Карелия1993г.)
3. «Потешки, считалки, небылицы» (Москва «Современник»1989г.)
4. «Русский детский фольклор Карелии» (Петрозаводск «Карелия»1991г.)
5. «Фольклор и его использование в работе с дошкольниками» (ПетрозаводскКГПУ,2001г.)
6. «Где цветок, там и медок»(Петрозаводск 1993г.)
7. «Карельские пословицы, поговорки, загадки» (Гос. издательство КАССР Петрозаводск 1959г.)
8. «Карельские сказки»(Петрозаводск «Карелия»1982г.)
9. «Карельские народные сказки» (Москва «Детская литература» 1989г.)
10.«Калевала» Карело-финский эпос (Петрозаводск «Карелия»1985г.)
Музыкальное развлечение «В гостях у Айно и Насто»
Под Карельскую мелодию дети «змейкой» входят в зал, встают полукругом.
Входит Красавица Насто.
Насто: Терве тулоа (добро пожаловать) Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады вас видеть у себя в гостях.
Айно: Хювяя пяйвя (добрый день) Милости просим!
Мы сестры Насто и Айно, и живём мы в Карельских песнях и сказках.
Дети: Здравствуйте Айно и Насто
Насто: Присаживайтесь, и мы начнем наши Карельские посиделки.
Скажите ребята, а как называется наша Республика?
Дети: Карелия
Насто: Как люди называют наш Край?
Дети: Край голубых озёр
Насто: Как называют людей живущих в Карелии?
Дети: Карелы
Насто: Чем богата наша Республика Карелия?
Дети: лесами, озерами, реками, камнями, ягодами, грибами и т. д
Ребенок читает стих:
Лес, лес – до небес, да озёра - словно синие чаши.
Да лесные скалистые горы.
Это край наш – Карелия наша.
Насто: Карелия – наша родина, потому что мы здесь родились. А знаете ли вы, ребята, карельские пословицы о родном крае?
Дети:
Родина – что земляника, а чужбина- что черника
Свои поля всех родней, свои леса всех милей
На родной стороне даже камни кланяются
В своем краю и вода слаще
На чужой сторонушке, рад своей воронушке
На родной стороне каждый кустик знаком
Без корней даже горькая правда не растёт
Насто: Ребята, а на каких ещё языках говорят в Карелии?
Дети: Русском, карельском, финском, вепсском
Ребенок читает стих:
Столь велик наш дом народов,
Где веками в дружбе жили
Поколенья наших предков!
Душу нам согрей, веселье!
Сердце нам порадуй, пляска!
Танец: «Хоровод»
Насто: В старину, в Карелии, наши бабушки и дедушки собирались все в одной избе, одевались по-праздничному, играли в игры, танцевали, разговоры вели. А ребятишкам, которые прибегали посмотреть на взрослых, загадывали загадки. Вот и я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Будет их не очень много
И не много и не мало.
Всех загадок – две лишь только,
И ещё две – те в придачу!
Загадки:
Кто рассыпал бусы на зелёный мох?
Кто рассыпал бусы, и собрать не мог?
Мы их собираем час, и три, и пять.
Но и нам, мы знаем, всех их не собрать. (осень рассыпала клюкву на болоте)
Что за ягода созрела синяя такая?
На кусточке, под листочки
Бусы кто- то бросил.
Все поляны в синих точках
У зелёных сосен? (черника)
Скачет ночью, подлунной,
В белой шубе зверь лесной.
Ест кору сырой осины,
Служит снег ему периной,
А когда весна наступит,
Платье серое он купит? (заяц)
Устелет мхом она дупло,
Зимою будет в нём тепло,
Натащит вдоволь для детишек
Грибов, семян, еловых шишек
И нагрызет их мелко – мелко
Заботливая мама (белка)
Насто: Молодцы! А сейчас ребята загадают загадки своим родителям.
Птичка маленькая,
хвостик льняной,
сквозь стены пролезает (иголка с ниткой)
Чёрный кот, красный язык (печь, огонь)
На землю падает
с земли не поднимается….(дождь)
Маленький Иван попрыгает, поскачет,
в одном углу присядет….(веник)
На белом поле, чёрное сеют (книга)
Айно: Всех ребят я награждаю,
доброй славой, милым взглядом.
И за это вам смышлёным
Расскажу сейчас я сказку
Айно: (читает сказку на карельском языке)
Эливят эннен укко я акка. Я оли хейля колме пойкуа.
(Жили- были старик со старухой, и было у них три сына)
Насто: Что ты Айно, ребята ничего не поняли, из того что ты сказала. Давай будем говорить на русском языке, который все знают.
Айно: Карельский народ очень трудолюбивый и одним из промыслов была рыбалка, люди радовались, когда улов был очень большим, так они могли долго кормить свою семью.
А для того чтобы улов удался люди использовали заговоры на удачную рыбалку. Сейчас ребята вам их прочтут.
Дети читают заговоры:
Вот крючок возьми его,
Проглоти железный крюк.
Моя леска гладкая,
А наживка сладкая.
Мои крючки прямые.
Дай мне, Антти, окуньков,
Пекка, подари мальков,
Дай крупнее рыбу, Юсси!
Рыбка плюнь скорей,
Я рыбак Андрей.
Наживка моя сладкая,
Леска моя гладкая,
Покрепче ухвати,
Побыстрее проглоти!
Айно: Молодцы! Может кто-то из ваших отцов возьмут себе на заметку Карельские заговоры для удачного улова.
Ну а мы с вами давайте поиграем в Карельскую игру, которая называется.
Игра: «Веркко да каллат» (сеть да рыба)
Айно: Поиграли, отдохнули, а теперь для вас станцуем…
Танец:
Айно: После трудового дня взрослые и молодежь, а особенно дети любили играть в игры. В играх можно показать свою стать и удаль, а тому же познакомиться поближе. В игре Карелы особенно ценили силу, ловкость, находчивость и хитрость.
Игры:
Сейчас мы поиграем в Карельскую игру, которая называется…
«Часовенка»
«Сиди, сиди, Яша!»
Айно: А сейчас ребята покажут вам интересный танец-игру который называется….
Игра-танец: «Мамма се ляхти торилле» (Пошла мама на базар)
Айно: Вот спасибо вам, ребята. Вы играли очень дружно.
На прощанье вы станцуйте: пусть ваш танец будет лучшим!
Танец:
Насто: Детвора! Живи и смейся!
Люди! Будьте все здоровы!
С радостью всегда встречайтесь,
Расставайтесь - ненадолго!
Чай отпить мы вас приглашаем,
Калитками вкусными вас угощаем
Они на блюде расписном
С Карельским рушником
Калитки подносим,
Поклоняясь, отведать просим!