Светлана Баландеу
Проект в подготовительной группе «Мы родом из…»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 70 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Проект «Мы родом из…»
Тема проекта : «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию о культурно-исторических памятниках различных субъектов Российской Федерации».
Тип проекта : исследовательско-творческий, нравственно-патриотический
По количеству участников: групповой
Публикация «Проект в подготовительной группе „Мы родом из…“» размещена в разделах
Подготовительная группа (6-7 лет)
Сроки реализации проекта : 22.04.24 – 26.04.24
Автор проекта :
Баландеу Светлана Александровна
учитель-логопед
Санкт-Петербург
2024 г.
I. ВВЕДЕНИЕ
Участники проекта : дети подготовительной группы, учитель-логопед, родители.
Цель проекта : Развивать связную речь детей посредством знакомства их с культурно-историческим наследием городов России.
Задачи:
• расширять представления воспитанников о своей семье, о семейных традициях;
• углублять и уточнять представления детей о родном городе, его историческом прошлом, о Родине родителей, бабушек и дедушек.
• развивать у детей познавательно-исследовательские умения и навыки;
• развивать связную речь детей, активизировать и расширять словарный запас;
• побуждать детей совместно с взрослыми принимать участие в сборе необходимой информации (художественная литература, энциклопедии, Интернет, посещение с родителями музеев, просмотр телепередач, видеофильмов);
• вызвать желание представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, коллажи, художественно-творческие рассказы, и др.);
• воспитывать любовь и уважение к своей семье, к близким и родным людям;
• воспитывать чувство любви к своему городу, любовь и привязанность к стране;
• воспитывать толерантность по отношению к сверстникам в детском саду.
Актуальность:
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, к городу.
Таким образом, педагогам необходимо задуматься какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи огромную значимость приобретает знакомство дошкольников с малой Родиной и является приоритетной задачей.
Проблема:
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимания данной проблем, считают ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе и тем более о городах и селах из которых родом были их предки.
Методы и формы работы:
совместная деятельность взрослого и детей (занятия подгрупповые и индивидуальные);
самостоятельная деятельность детей;
совместная деятельность родителей и детей;
анкетирование родителей
информационные формы работы (педагогические беседы, тематические консультации);
Ресурсы:
Презентации из интернета, литература, необходимые фото и видео материалы, картины и иллюстрации.
Ожидаемые результаты:
Ребенок заинтересован узнавать больше о традициях и корнях своей семьи.
Ребенок может связно рассказать о достопримечательностях города близкого его семье.
Продукт проекта : Коллажи из фотографий и записанных рассказов детей об исторических памятниках различных субъектов Российской Федерации.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта :
1 этап-предварительный: (22.04.24. – 23.04.24)
- постановка целей,
- определение проблемы и значимости проекта;
-подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, ресурсы интернета);
-подбор наглядно дидактического материала;
- анкетирование родителей;
2 этап - основной: (24.04.24. – 25.04.24)
24.04
- Беседа о Родине
- Просмотр с детьми презентации о нескольких городах России, составление предложений
о достопримечательностях с опорой на иллюстрации.
- мастер класс для родителей: беседа, консультация, создание фотографического коллажа о выбранном городе.
25.04
Беседа о Санкт-Петербурге
Рассматривание с детьми коллажей, составление предложений по увиденному, письменная фиксация рассказов.
3 этап - заключительный: (26.04.24)
Выставка коллажей, устный пересказ материала детям других подгрупп под наблюдением педагога.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.
1. Выводы по изученным материалам.
2. Мониторинг новых навыков детей.
Вывод:
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений, который имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм и нравственность – это качества личности, которые питают жизненные силы человека, окрашивают поступки, влияют на мировоззрение, социальное поведение человека. Поэтому педагог обязан заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к традициям и корням своей семьи, родному городу, Родине в целом.
Приложения
1. Анкета для родителей:
1. Всегда ли ваша семья проживала в Санкт-Петербурге?
2. Из какого города вы переехали?
3. Как давно вы переехали?
4. Есть ли у Вас родственники в других субъектах Российской Федерации?
5. Готовы ли вы поделиться фотографиями из семейного архива, отражающими облик и самобытность других городов.
2. Беседа о Родине.
- Сегодня мы с вами поговорим о Родине.
- Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки).
- Да, каждый из вас правильно ответил на вопрос
– А сейчас послушайте стихотворение о Родине:
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
- Родина – это страна в которой мы живем.
- Как она называется? (Россия)
- Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)
- Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)
- Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
- В России много городов. Ребята, скажите, в каком мы живем?
- Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)
- Посмотрите – это герб России. Что изображено на нем? (ответы детей)
Государственный герб Российской Федерации выполнен в виде красного четырехугольного геральдического щита. Нижние его углы закруглены, а по краям он заострен. На щите изображен золотой двуглавый орел с распущенными и поднятыми вверх крыльями. Он увенчан тремя коронами, соединенными лентами. В левой лапе орел держит скипетр, а в правой - державу. На его груди изображен малый красный щит, в котором на серебряном коне и в синем плаще расположен серебряный всадник. Он поражает копьем из серебра черного дракона, который опрокинут навзничь. Цветовая гамма золотого двуглавого орла на красном фоне присутствует в гербе еще с XV-XVII веков. Что означает герб с изображением орла? Эта птица - самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.
- Второй символ РФ – это флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости.
- Какие цвета вы видите? (белый,синий, красный).
- А, что обозначают эти цвета? (ответы детей)
Белый цвет – символ чистоты, чести и мира;
Синий цвет – небо.
Красный цвет – цвет солнца, энергия, сила, жизнь.
- Третий символ – это гимн.
- Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)
- Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: – Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
- Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?
Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали о своем родном крае много нового. Правда?
- А именно: что ваша семья могла иметь свою малую родину, и не все семьи всегда жили в Санкт-Петербурге.
- Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
3. Беседа о Санкт-Петербурге.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
Ребята, о каком городе А. С. Пушкин написал такое торжественное и прекрасное стихотворение?
Дети: О нашем родном городе Санкт-Петербурге.
педагог: Конечно, это стихотворение о нашем любимом городе Санкт-Петербурге! Это один из самых больших и красивых городов мира. Ему исполнилось 300 с лишнем лет, и живет в нём 5 млн. жителей. Все люди разные, но все мы – петербуржцы и, конечно, все мы любим свой родной город Санкт-Петербург.
педагог: Ребята, а вы любите наш город? А что вам особенно нравится в нашем городе, за что вы его любите?
Дети: У нас в городе широкие и красивые улицы и проспекты. Высокие дома, много деревьев, много достопримечательностей в центре города.
– Наш город стоит на р. Неве – она полноводная, красивая, одета в гранитные берега.
– Здесь живут друзья, родные.
– В нашем городе много музеев, театров, есть замечательный цирк и т. д.
педагог: Ребята, я знаю, что вы не только любите наш город, но и очень хорошо знаете его. Но чтобы убедиться в этом, предлагаю вам совершить экскурсию по нашему любимому Санкт-Петербургу. Ребенок:
В полдень выстрелит хлопушка,
За стеной сторожевой,
Словно детская игрушка –
Это крепость над Невой.
педагог: Ребята, о какой крепости идёт речь, кто её построил, где и почему?
Дети: Это Петропавловская крепость – первое здание в Санкт-Петербурге, построена она на Заячьем острове для защиты города от врагов и называется так в честь святых Петра и Павла.
педагог: Предлагаю рассмотреть иллюстрации нескольких крепостей и найти среди них Петропавловскую крепость.
педагог: Подул морской ветер, стало свежо, где же мы ребята очутились?
(Показывает иллюстрацию с рекой Невой.)
Дети: Это наша река Нева.
педагог: Что вы знаете о Неве?
Дети: Вытекает из Ладожского озера. Очень глубокая и полноводная. При впадении в Финский залив разбивается на несколько речек. Между ними находятся острова. Весь наш город стоит на островах. Поэтому в Санкт-Петербурге 32 моста.
педагог: А можно представить наш город без Невы?
Дети: Нет! По Неве город перевозит грузы, людей. Мы пьём невскую воду.
Ведущий: Вы правы, конечно! Река Нева дала жизнь нашему городу. Город раскинулся на её берегах и островах. К Неве раскрываются его площади, ведут улицы, обращены фасады прекрасных зданий, ставших символами Санкт-Петербурга. Это Адмиралтейство, Смольный и Исаакиевский соборы, Эрмитаж.
педагог: На шпиле какого здания красуется кораблик?
Дети: Это – Адмиралтейство.
Ребенок: С Петровских времен здесь строились корабли для русского флота. Носовую часть корабля украшала скульптура: фигура или голова женщины, воина, дикого зверя, птицы. Это были красиво окрашенные, большие военные корабли.
педагог: Рядом с Адмиралтейством находится площадь. Как она называется и почему?
Дети: Дворцовая площадь. На этой площади стоит знаменитый дворец, где жили цари. Сейчас это самый большой музей России. В его коллекции 3 миллиона произведений: картины, скульптуры, монеты и медали, коллекции оружия и тканей. 3,5 миллиона человек посещают музей за год.
педагог: А какие вы еще знаете скульптуры, памятники нашего города, который недаром называют музеем под открытым небом?
Дети: Памятник Крылову в Летнем саду, сфинксы на набережной, львы украшающие мосты, фасады домов, памятник Петру I, грифоны на Банковском мосту, кони на Аничковом мосту.
Викорина «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?»
Кто основал наш город? (Петр I)
Что венчает шпиль Адмиралтейства? (кораблик – флюгер показывает направление ветра)
Как называется главная площадь Санкт-Петербурга? (Дворцовая)
Назовите главную улицу нашего города? (Невский проспект)
Как называется главная река Санкт-Петербурга? (Нева)
Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)
Для чего разводят мосты? (Для прохода кораблей)
На каком острове находится Петропавловская крепость? (На заячьем)
Как называется сказочное существо с головой человека и телом льва? (Сфинкс)
Почему колонны называют ростральными? (Колонны украшены рострами – изображениями носовой части корабля; ростра – нос корабля)
Где в 12 часов дня стреляет в нашем городе пушка? (На стене Нарышкинского бастиона Петропавловской крепости)
Как называют памятник Петру I на площади декабристов? (Медный всадник)
Что венчает золоченный шпиль Петропавловской крепости? (Флюгер в виде ангела с крестом; высота – 3м, размах крыльев – 4м)
Педагог: Вот наша экскурсия и подошла к концу, вы большие умницы, так много знаете о родном городе! Но признайтесь, ведь вы узнали сегодня что-то новое!
Презентация результатов
- выставка созданных пособий (коллажи о городах)
Список используемой литературы
1. Зеленова Н. Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М. : Скрипторий. 2003, 2008.
2. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. : Сфера, 2005.
3. Н. В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
4. Н. А. Синдаловский Петербург. Путеводитель. 2020г.
5. Александр Мясников: 100 великих достопримечательностей Москвы, ВЕЧЕ, 2018
6. О. В. Климова, Л. В. Ковальчук 100 лучших мест России, АСТ Москва, 2024
7. Интернет-ресурсы: презентации о городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Архангельск, Саранск)