Наталья Жарикова Борисовна
Проект в первой младшей группе «Домашние животные»
Проект для детей 1 младшей группы
по теме: «Домашние животные»
Жарикова Наталья Борисовна, воспитатель
МБДОУ ДС № 40 «Дюймовочка» г. Туапсе
Тип проекта : социально – нравственный, информационный, среднесрочный (2 недели).
Участники проекта : дети 1 младшей группы, педагоги и родители
Публикация «Проект в первой младшей группе „Домашние животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Любовь, понимание и забота — это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.
Актуальность проекта :
Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Не следует забывать, что домашнее животное в семье — это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
С самого раннего возраста необходимо побуждать детей к общению и ухаживанию за домашними животными вместе с родителями. Участвуя, в этом проекте дети и их родители должны научиться:
• формированию эмоционально-положительного отношения к домашним животным;
• положительным эмоциям от совместной работы и полученного результата.
Проблемой в общении детей раннего возраста с домашними животными является незнание правил этого общения.
Привлечение внимания к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни мой проект «Домашние животные», цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
Цель проекта :
- формирование начальных форм коммуникации и познания у детей раннего возраста;
- обогащать знания детей о домашних животных;
- прививать детям любовь к животным, побуждать заботиться о них.
Задачи:
- дать представление о потребностях домашних животных (как говорят, что едят, части тела);
-учить узнавать животных и их детенышей, живущих рядом с человеком;
-формировать понятия домашние животные, ввести в активный словарь существительные: животные, звери;
- научить детей правильному общению с домашними животными;
- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
- воспитывать добрые чувства и гуманное отношение к животным.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать названия домашних животных, что за домашними животными ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям;
дети научатся ухаживать за домашними животными;
дети должны уметь использовать в речи названия домашних животных, частей их тела, действий, отгадывать загадки, сравнивать;
дети должны знать, как говорят домашние животные, и уметь различать их по голосу;
привитие детям любви и бережного отношения к животным.
Механизм реализации проекта
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап.
II. Основной этап - осуществления проектной деятельности.
1. Работа с детьми;
2. Работа с родителями;
I. Заключительный этап.
Этапы работы над проектом.
1 этап -подготовительный
В силу отсутствия у ребенка раннего возраста жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому.
Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности).
Мероприятие Объект Ответственный
1. Проблематизация и выбор темы:
создание у детей мотивации к проектной деятельности;
ознакомление родителей с задачами проекта;
совместная деятельность с детьми.
2. Постановка целей и задач, предварительная работа с детьми и родителями.
Воспитатели
2. Создание условий и организация предметно-пространственной развивающей среды:
• Выбор оборудования и материалов.
• Работа с познавательной и художественной литературой.
• Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физминуток.
• Подбор наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины).
• Оформление центра «Развитие речи» по теме.
• Наблюдения за домашними животными.
• Составление вопросов для бесед. Конспекты занятий Воспитатели
3. Диагностическое обследование детей: «Знаем ли мы о домашних животных?» Дети Воспитатели
2 этап – осуществления проектной деятельности :
1. Работа с детьми
Формы организации совместной деятельности по теме Дидактическое обеспечение
Познавательное развитие
• познавательное занятие «Животные и их детеныши»
• беседа о домашних животных и их детенышей;
Речевое развитие
• Рассматривание иллюстраций, наборов открыток к темам: «Домашние животные»
«Чей домик» - автор-художник И. Першина;
«Лесные друзья» - художники Н. и А. Снегирёвы;
«Что любят животные» - художник М. Бондаренко.
«Кошкин дом» - художник С. Михайлов;
«Запомни картинки» - художник И. Дорошенко.
• Слушание и заучивание потешек и считалок: «Котик с пряником», «Жили у бабуси», «Скок – поскок», «Как у нашего кота», «Киска», «Коза», «Упрямые козлы», «Пошёл котик на терлок», «Ходит кот по лавочке», Котенька – коток», «Кот на печку пошёл».
• Загадывание и отгадывание загадок «Лесные загадки» - П. Синявский.
• Чтение детям художественной литературы: «Узнай меня» - С. Подгорная; «Идёт бычок качается», «Сторож», «Котёнок», «Лошадка», «Козлёнок» - А. Барто; «Милые сони» - О. Александрова; «Забавы зверят» - В. Лясковский; «Разные собачки» - Б. Заходер; «Телефон», «Котауси и Мауси» - К. Чуковский; «Детки в клетке», «Усатый-полосатый», «Воробей в зоопарке» - С. Маршак; «Как Хома зарядкой занимался» - А. Иванов; «Катя и бычок» - Л. Воронкова; «Про Томку» - Е. Чарушин; «Это кто?» - Т. Лопухина; «Слонёнок в зоопарке» - А. Парчинская; «Щенок» - Ю. Разумовский; «Кто это?», «Находчивый бобр» - В. Степанов; «Песенка друзей», «Бараны», «Трезор», «Фома» - С. Михалков; «Кто сказал мяу», «Кошкин дом» - Н. Носов; «Приключение котика и пёсика» - И. Чанек.
Социально-коммуникативное развитие
• Дидактические игры: «Чей малыш», «Кто что ест?», «Кто как разговаривает?», Кто где живёт», «Кто, как кричит?», «На скотном дворе», «Помоги животным найти свой завтрак», лото «Домашние животные», «Зоологическое лото», разрезное лото «Животные».
• Игровые упражнения: «Дорисуй животное», «Выбери животное», «Обведи животное по точкам», «Магазин игрушек».
Художественно-эстетическое развитие
• Изобразительная деятельность Рисование «Дорисуй лошадке хвостик», «Усы для котенка».
«Потерявшиеся котята» -лепка;
- «Заборчик для козлят» - конструирование.
• Слушание и пение русских народных и колыбельных песен: «Козочка», «Сидит белка на тележке», «Ладушки».
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Лохматый пес», «Воробушки и кот», «Кот и мыши», «Ты собачка, не лай».
Пальчиковая гимнастика: «Кот на печи», «Собачка», «Коза рогатая», «Котята».
Утренняя гимнастика «Кошечка».
2. Работа с родителями
Формы организации Методическое обеспечение
1. Анкетирование родителей. «Домашние животные в Вашей семье»
2. Информационный стенд размещены стихи, пальчиковые игры для детей по теме.
3. Консультация для родителей «Домашние животные и ребенок»
4. Памятки для родителей «Чем опасны домашние животные для детей?», «Как защитить ребенка от паразитов, передаваемых животными?» «Чем опасны домашние животные для детей?», «Как защитить ребенка от паразитов, передаваемых животными?»
3 этап – заключительный:
Мероприятие Объект Ответственный
Подведение итогов реализации проекта Дети, Воспитатели
Защита и презентация проекта на педагогическом совете Педагоги
выставка детских рисунков
фотовыставка «Я и мой четвероногий друг».
Развлечение для детей «В гости к бабушке в деревню» дети
Продукт деятельности:
наглядные пособия, альбомы, рисунки, создание макетов, презентация, картотеки стихов, загадок.
Развлечение для детей: «В гости к бабушке в деревню».
Дальнейшее развитие проекта : изучение и распространение опыта работы в дошкольных группах ДОУ.
Адресность: педагоги ДОУ, родители.
Непосредственно образовательная деятельность
«Животные и их детенышей».
Программное содержание: учить детей различать взрослых животных и их детенышей; способствовать воспитанию звуковой выразительности речи; закрепить знания о домашних животных; воспитывать гуманное отношение к животным.
Материал: машина-грузовик, игрушки: корова, лошадь, кошка, собак, картинки из серии «Домашние животные».
Ход.
В группу въезжает грузовик, а в ней игрушки (собака, кошка, корова, лошадь)
Воспитатель. Дети, посмотрите кто это к нам в гости приехал? (Рассматривают животных, обращаем внимание на внешний вид, и где они живут)
Предлагаем детям картинки с изображением взрослого и его детеныша. Сравнивает с человеческими семьями.
Читает. Кто ребенка нежно любит? Кто малышку приголубит? Кто от ветра защитит? Поругает и простит? Кто укроет одеяльцем? Напоит кто молочком? Кто расскажет сказку на ночь тихим, добрым шепотком? Ты конечно догадался – это мамочка твоя!
Ну, а как же у других –у котенка, у теленка, у щенка, у жеребенка. Есть ли мамы у них? (Вместе с ребятами рассматривают картины на которых изображены взрослые и их детеныши)
Корова с теленком. Корова большая, а теленок маленький. У коровы рога – она бодается. У теленка нет рожек, они еще не выросли. Как корова мычит? (дети подражают) «Му –у –у» - кричит, но он не плачет, мать-коровушку зовет. Молоком поит она и теленка, и тебя.
Аналогично идет рассматривание картин «Лошадь с жеребенком», «Кошка с котенком», «Собака со щенком».
«Выгнул шейку жеребенок сильный лошади ребенок. Только на копытца встал, вслед за мамой побежал».
«Посмотри играют в прятки шаловливые котятки. Притаились у окошка. Тихо – тихо мама кошка учит деточек играть, мячик по полу катать. Мышкой мяч воображают, то подбросят, то поймают.
А сей час мы с вами поиграем в игру «Кто спрятался?»
Дети внимательно смотрят и запоминают всех, кого они видят. Затем дети отворачиваются и воспитатель убирает одну фигурку животного.
Непосредственно образовательная деятельность.
Чтение детям рассказов «Слушай меня, мой пес…»
Л. Н. Толстого и «Собака» Е. И. Чарушина.
Цель: повторить с детьми знакомый им рассказ- миниатюру («Слушай меня, мой пес…»); познакомить с новым художественным произведением; воспитывать умение слушать литературный текст без наглядного сопровождения, помочь малышам понять содержание рассказа.
Ход.
Воспитатель демонстрирует с помощью картинки на знакомый детям сюжет: «маленькая Оленька и ее щенок».
Малыши называют девочку и щенка, объясняют, что Оленька наказала щенку лаять на воров и не пугать детей.
Воспитатель дважды читает рассказ Л. Н. Толстого. Затем читает детям английскую народную песенку в пересказе В. Левина:
Гулял по улице щенок – не то Пушок, не то Дружок.
Гулял в метель и солнцепек, и под дождем гулял и мок,
И если даже шел снежок, гулял по улице щенок.
Гулял в жару, в мороз и сырость, гулял, гулял, гулял и вырос.
Воспитатель показывает детям картинку с изображением взрослого пса. Объясняет, что это Оленькин щенок, который «гулял, гулял и вырос». Теперь это большая собака и зовут ее Шарик. А это ее дом – собачья будка (конура).
Далее воспитатель читает рассказ «Собака» (в сокращении) : «У Шарика шуба густая, теплая – он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки – просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему и не холодно. Шарик лает, злых людей да воров во двор не пускает, - за это его все любят да сытно кормят». (Е. И. Чарушин). Воспитатель читает рассказ еще 2-3 раза. В заключении он приглашает детей повнимательнее рассмотреть щенка, который вырос и превратился в большого пса Шарика.
Дни Формы работы Задачи Срок
1 Рассматривание иллюстраций «Кто живет в доме?
Дидактическая игра «Чей малыш?»
Подвижная игра «Лохматый пес»
Показ сказки «Репка» (на фланелеграфе) Развивать зрительное восприятие; формировать у детей понятие о семье: мама, папа, дети – на примере домашних животных; воспитывать интерес к домашним животным, отмечать их характерные признаки.
Учить называть детенышей домашних животных.
Формировать умение изображать определенные действия.
Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем. Понедельник
2 Беседа о домашних животных и их детенышей.
Дидактическая игра «Кто что ест».
Пальчиковая гимнастика «Котята».
Подвижная игра «Воробушки и кот».
Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к русским народным сказкам и потешкам.
НОД «Заборчик для козлят» - конструирование. Учить детей различать взрослых животных и их детенышей; воспитывать гуманное отношение к животным – «братьям нашим меньшим».
Дать знания об особенностях питания домашних животных.
Учим сочетать слова с движениями.
Совершенствовать ходьбу, бег, побуждать к подражанию, развивать двигательную активность.
Учить детей эмоционально воспринимать художественное произведение.
Учить строить по показу взрослого несложную постройку (заборчик,
Ставить кирпичики короткой, узкой стороной, один возле другого. Развивать интерес к конструированию. Вторник
3 Рассматривание картин «Домашние животные».
Дидактическая игра «Кто как разговаривает».
Пальчиковая гимнастика «Собачка».
НОД «Животные и их детеныши».
Вечер загадок (о домашних животных). Развивать и активизировать словарь; поддерживать инициативу вступать в речевое общение; закрепить и расширить знания о домашних животных и их детенышей.
Учить детей в звукоподражании.
Развитие мелкой моторики.
Учить детей различать взрослых животных и их детенышей; способствовать воспитанию звуковой выразительности речи; воспитывать гуманное отношение к животным.
Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок; способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки; развивать познавательный интерес. среда
4 Чтение стихов С. А. Антонюк о домашних животных.
Дидактическая игра «Чей голос?»
Пальчиковая гимнастика «Кот на печи».
НОД. Художественное творчество. «Потерявшиеся котята». Рисование пластилином.
Инсценировка потешки «Кисонька – мурысонька».
Рассматривание книг в книжном уголке о домашних животных. Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных; учить понимать стихотворные произведения.
Обогащать словарь детей новыми терминами, учить узнавать животных по их голосу.
Развиваем мелкую моторику рук.
Закрепить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего вида; развивать интерес к новым способам рисования. Развивать мелкую моторику рук.
Учить изображать характерные движения животных, развивать диалогическую речь.
Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к произведениям о животных. четверг
Утренняя гимнастика «Кошечка».
Ходьба, упражнение для рук: «лапки», «хвостик», «ушки», крадется, бег.
Подскоки, ходьба.
1. «Котенок просыпается». Вот проснулся наш котенок. Потянулся, потянулся, выгнул спинку, улыбнулся.
2. «Любопытный котенок». Что справа? Что слева? (Повороты головы в сторону и вверх, вниз).
3. «Пошла кошка погулять» Пошла кошка в магазин и купила апельсин (приставные шаги влево и вправо, руки вперед).
4. «Вот какие лапки». Апельсин я положу, лучше лапки покажу. Вот какие лапки, а в лапках царапки (присесть, круговые движения кистями рук).
5. Рисовать умеет кошка крестики и нолики (руки над головой крестиком и внизу кружочком).
6. Танцевать умеет кошка, может вы не верите? Потанцуйте с ней немножко и тогда поверите (танцы и прыжки)
Спокойная ходьба, упражнение на дыхании.
Непосредственно образовательная деятельность.
Рисование пластилином. «Потерявшиеся котята».
Цели: Закрепить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего вида. Развивать интерес к новым способам рисования. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: силуэт котенка, пластилин, салфетка для рук, доска для лепки, картина «Кошка с котятами» - из серии «Домашние животные».
Ход. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Этот зверь живет лишь дома с этим зверем вы знакомы.
У него усы, как спицы, он, мурлыча песнь поет,
Только мышь его боится… Угадали? Это (кот)
Воспитатель показывает детям картину «Кошка с котятами».
Кошка – домашнее животное, она привязана к своему дому, своим хозяевам, любит тепло и уют. Если кошка сыта, здорова и в хорошем настроении, она ласково мурлычет, а если кошка сердится, то выпускает коготки. Кошка очень чистоплотное животное, любит умывать свою пушистую мордочку.
Ребята, а рядом вы кого видите? (Котят)
Воспитатель: Правильно, котята очень озорные, любят играть и еще спать. (Слышится слабое мяуканье).
Воспитатель: Ребята, смотрите, к нам пришла кошечка и она чем – то расстроена.
Кошка: Я такая несчастная кошка, у меня случилась беда, пропали мои детки. Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель: что случилось?
Кошка: я оставила их дома, сама пошла за молоком. Пришла. А их нигде нет.
Воспитатель: поможем Мурке отыскать своих котят?
Дети: поможем.
Воспитатель: давайте мы сейчас поиграем, а котята услышат и прибегут к нам.
Физминутка «Киска, киска, брысь…»
Киска, киска, киска, брысь (гладят свои ручки)
На дорожку не садись. (грозят пальчиком)
Наши деточки пойдут, (шагают)
Через киску упадут. (садятся на корточки)
Воспитатель: мы я вами поиграли, а котята так и не нашлись. Теперь мы сядем на свои места, нас ждет очень интересное задание. Прежде чем мы приступим к работе, давайте разогреем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика с мячиками.
Хитрый маленький котенок (мячик зажат между ладонями)
Только вылез из пеленок (открывают ладошки)
Натворил немало дел (закрывают ладошки)
У енота рыбу съел (круговые движения мячиком)
С хомяком затеял драку (сжать мяч правой рукой)
Испугался лишь собаку (сжать мяч левой рукой)
Невоспитанный ребенок (катаем мяч по столу круговыми движениями
Этот маленький котенок. Правой левой рукой).
Воспитатель: вот мы подготовили пальчики для работы. Посмотрите внимательно на эти рисунки. Что здесь не хватает?
Дети: глаз, усиков, носика и хвостика.
Воспитатель: правильно, какие вы внимательные. А давайте теперь с помощью пластилина нарисуем им глазик, носик, ротик и хвостик. Показ воспитателем последовательность выполнения).
Воспитатель: а теперь давайте выставим наши работы на доску и внимательно рассмотрим. Что мы нарисовали пластилином?
Дети: мы котятам дорисовали глазки, носик, ротик, усики и хвост.
Воспитатель: а для чего они нужны?
Дети: глазками они смотрят, усиками чувствуют, носиком нюхают, хвостиком виляют.
Дети и воспитатель зовут кошку посмотреть, не ее ли это котята? Кошка узнает своих котят и благодарит ребят.