Наталья Полунина
Проект «В мире сказки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.
Темочки:
Сказка, в некотором роде, – поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность создания проекта
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Стратегическая цель: обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Тактические цели:
1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
2. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и толерантности).
Задачи проекта :
образовательные:
помогать детям в освоении духовно-нравственных ценностей, формирование нравственных качеств;
помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека;
учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки;
закреплять умения использовать средства выразительности: позы, жесты, мимику, интонации, движения и разные виды театров: бибабо, пальчиковый, театр картинок, настольный при передаче содержания сказки;
развивающие:
развивать способность детей отличать добро и зло в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор;
развитие эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту;
развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;
воспитательные:
воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям;
пробуждать интерес к сказкам.
Ожидаемые результаты для детей:
• получение дополнительных знаний о сказках;
• знать и называть прочитанные сказочные произведения, персонажей, мораль;
• узнавать сказку по загадке, иллюстрации, стихотворению, содержанию, описанию событий;
• уметь использовать различные средства выразительности;
• уметь самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания;
• развивать творческие способности – рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Ожидаемые результаты для родителей:
• проявлять интерес к совместной деятельности с ребенком по данной теме;
• помогать развивать творческие способности ребенка;
Продукт
1. Совместный досуг родителей и детей на тему: «В стране сказок».
2. Выставка детско-родительских работ: «Наши любимые сказки».
Аннотация проекта
Тип проекта : познавательный, творческий, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации: октябрь 2020г. - май 2021г.
Участники проекта : дети (5-6 лет, воспитатели, родители.
Автор проекта : воспитатель Полунина Н. П.
Руководитель проекта : воспитатель Полунина Н. П.
Работа по проекту проводится : во время организованной образовательной деятельности, бесед, продуктивной деятельности, в играх (подвижных, хороводных, пальчиковых, дидактических, словесных, сюжетно-ролевых, при чтении художественной литературы, рассматривании картинок и иллюстраций, режимных моментах. В группе организуются выставки творческих работ детей и родителей.
В основу данного проекта положена следующая идея:
• выстраивание всех видов детской деятельности вокруг данной темы.
В основу проекта положены принципы :
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:
1. Подготовительный этап
• Изучение методической литературы.
• Разработка плана проектной деятельности на тему: «В мире сказки».
• Подбор иллюстративного материала по теме: «Наши любимые сказки».
• Подбор раскрасок по сказкам для дошкольников.
• Рассматривание иллюстраций, картинок по сказкам.
• Чтение произведений: колыбельных песенок: «Ночь пришла, темноту привела», «Люли-люли-люленьки, где вы, где вы, гуленьки»; сказки «Лиса и козел»; сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом»; русской народной сказки в обработке В. И. Даля «Война грибов с ягодами»; русских народных сказок : «Лисичка-сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Бычок, смоляной бочок», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей», «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Как коза избушку строила», «Кот, Петух и Лиса».
• Беседы: «Народная сказка – волшебная, про животных, бытовая»; «Какие бывают сказки?»; «Чему нас учат сказки?»; «Герои сказок – какие они?»; «Что такое шутки, потешки, прибаутки»; «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».
• Дидактические игры: «Какой персонаж сказки лишний»; «Назови сказочного героя ласково»; «Собери картинку»; «Узнай сказку по иллюстрации»; «Сказочные предметы»; «Кто больше назовет русских народных сказок».
• Сюжетно-ролевые игры: «В магазин за игрушками»; «Книжкина больница»; «Интервью у сказочного героя»; «Семья»; «Двое из ларца».
• Подвижные игры: «Зайцы и волк»; «Лохматый пес»; «Охотник и зайцы»; «У медведя во бору»; «Кот и мыши»; «Водяной»; «Бабушка Маланья»; «Волк и семеро козлят»; «Гуси-лебеди».
• Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2. Основной этап
Работа с детьми:
октябрь:
- беседа «Какие бывают сказки?»;
- дидактические игры: «Моя любимая сказка», «Собери сказку» (пазлы);
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Библиотека», «В гости к сказке»;
- чтение колыбельных песенок: «Ночь пришла, темноту привела»; «Люли-люли-люленьки, где вы, где вы, гуленьки»;
- выжигание на доске силуэтов сказочных героев;
- рассматривание иллюстраций по сказкам;
- родительское собрание: круглый стол на тему «Как привить любовь детям к книгам»;
ноябрь:
- беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?», «На кого из сказочных героев я похож»;
- аппликация «Заюшкина избушка»;
- показ пальчикового театра «Заюшкина избушка»;
- составление творческих рассказов : «Если бы я попал в сказку»;
- литературный досуг с показом сказки «Заюшкина избушка»;
- пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками;
декабрь:
- беседы: «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам»;
- дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Найди иллюстрацию к произведению», «Цифра три в любимых сказках»;
- сюжетно-ролевые игры: «В магазин за игрушками», «Книжкина больница»;
- показ настольного театра «Лисичка со скалочкой»;
- моделирование русских народных сказок с помощью счетных палочек;
- рассматривание книг со сказками (совместно с родителями);
- чтение детям и пересказ сказки : «Лисичка со скалочкой», рассматривание иллюстраций;
январь:
- беседы: «Какие бывают сказки», «Стихотворные сказки»;
- сюжетно-ролевые игры: «Лесной концерт», «Чаепитие в теремке»;
- выставка детско-родительских работ «Зимние сказки»;
- вернисаж «Новогодняя игрушка»;
- рисование и раскрашивание героев сказок;
- литературная викторина, посвященная великому русскому поэту А. С. Пушкину и показом сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»;
февраль:
- беседа «Что такое бытовые сказки, волшебные и сказки о животных?»;
- дидактические игры: «Разрезные картинки (русские народные сказки, «Узнай по описанию»; «Сказки Пушкина А. С.»;
- чтение детям сказки : «Три медведя»;
- показ театра Би-ба-бо «Три медведя»;
- просмотр мультфильма по сказке;
- лепка из пластилина по мотивам сказки «Три медведя» :
- конструирование с помощью конструктора по мотивам сказки «Три медведя»;
март:
- беседа «Как устроить книжный уголок»;
- дидактические игры: «Придумаем сказку с новым концом», «Что есть, было, будет», «А если бы…», «Салат из сказок», «Мои друзья», «Дорисуй картинку»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Двое из ларца»; «Детки в клетке»;
- выкладывание из геометрических фигур сказочных героев;
- просмотр диафильма «Волк и семеро козлят»;
- рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят»;
- выставка книг «Русские народные сказки»;
- путешествие в мир сказки, посвященное Дню Театра: инсценировка сказки «Колобок на новый лад»;
апрель:
- беседа «Как сыграть сказку»;
- дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?» «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница»;
- сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Театр»; «Колобок идет в гости»;
- игры с конструктором: «Сказочный дом»; «Зоопарк»;
- рассматривание альбома «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей);
- загадки о сказках, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте;
- выставка детско-родительских работ: «Наши любимые сказки»;
май:
- беседа «Какие бывают театры»;
- настольно-печатные игры: «Любимые сказки», «Мои любимые сказки» (узнай по тени, «Сказки животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками, кубики «Любимые сказки»;
- дидактические игры: «Продолжи сказку», «Угадай, из какой сказки»; игра - пазл «Грибок-теремок»;
- рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»;
- презентация: «Что за прелесть эти сказки»;
- досуг для детей на тему: «В стране сказок».
Работа с родителями:
• Рекомендовать родителям:
- Рассмотреть вместе с детьми иллюстрации к книгам.
- Чтение детям по вечерам русских народных сказок.
• Провести цикл консультаций для родителей: «Как подружить ребенка с книгой», «Роль сказок в развитии детей», «Особенности чтения сказок о животных», «Как рассказывать сказки», «Почитай мне сказку», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку», «Как выбрать полезную сказку для малыша».
• Предложить принять участие:
- в выставке рисунков и поделок, посвященной творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина;
- в выставке рисунков «Наши любимые сказки»;
- в досугах: показ сказки «Заюшкина избушка», сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», сказки «Колобок на новый лад»;
- в итоговом досуге на тему: «В стране сказок».
Ресурсное обеспечение проекта :
Информационные ресурсы: интернет-ресурсы
Учебно-методические ресурсы:
1. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб. : Детство-пресс, 2015.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб. : Речь, 2008.
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
6. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2017.
7. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
8. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
9. Поляк Л. Я. Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб. : Детство-пресс, 2008.
10. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М. : Скрипторий 2003, 2011.
11. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014.
Материально-технические ресурсы:
• литературный материал;
• наглядный и демонстрационный материал;
• материалы для продуктивной деятельности;
• куклы би-ба-бо, плоскостные куклы, настольные куклы;
• настольная ширма;
• маски животных;
• дидактические игры;
• геометрические фигуры;
• конструктор (любого вида);
• выставки рисунков, поделок;
• аудиотека;
• компьютер;
• принтер;
• создание условий для проведения мероприятий (оформление групповой комнаты).
Критерии оценивания проекта :
1. Удовлетворенность родителей результатом работы ДОУ.
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательно-образовательного процесса.
Выводы:
1. Проект показал, что систематическое включение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.
2. В ходе подготовки и реализации проекта :
• дети научились понимать смысл сказок;
• отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
• с чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины;
• дети стали менее застенчивы; не боясь, выбирали любую роль;
• произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
• наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : УЦ Перспектива, 2014.
2. Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб. : Детство-пресс, 2015.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. Гербова В. В. Ознакомление с художественной литературой. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
6. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. 2-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб. : Речь, 2008.
8. Иванова Э. И. Расскажи мне сказку. Литературные сказки для детей. – М. : Просвещение, 2001.
9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
10. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
11. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2017.
12. Малова В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. – М. : ВЛАДОС, 2013.
13. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
14. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
15. Поляк Л. Я. Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб. : Детство-пресс, 2008.
16. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М. : Скрипторий 2003, 2011.
17. Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014.