Жанна Стригунова
Проект «В мире профессий» для детей от 3 до 4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь».
Актуальность: Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Публикация «Проект „В мире профессий“ для детей от 3 до 4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
Ранняя профориентация позволит развивать интерес ребёнка и сформировать отношение к профессиональному миру в доступных видах деятельности.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности. Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, водителей, поваров, продавцов. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. От воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях.
Тип: Ролево -игровой, информационно-творческий.
Участники проекта : Воспитанники и их родители (законные представители, педагогические работники.
Цель проекта : Создание условий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников, включающую формирование позитивных установок к труду, формирование представлений о труде взрослых (родителей) с учетом особенностей профессионально-трудовой деятельности, через организацию предметно – игровой среды и включение детей в сюжетно-ролевые игры с вариативными производственными сюжетами.
Сроки проведения: с 10 сентября по 20 ноября
Методы проведения:
1. Непосредственно-образовательная деятельность;
2. Художественное творчество;
3. Чтение художественной литературы;
4. Целевые экскурсии на территории детского сада;
5. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Задачи проекта :
1. Организовать предметно-игровую среду в соответствии с возрастными особенностями и современными требованиями (к её содержанию; материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) к ранней профессиональной ориентации детей;
Планируемый результат:
Для детей :
- формировать положительное отношение к труду взрослых;
- активизировать познавательную деятельность дошкольников, о понятных им профессиях;
- расширять и обобщать представления о трудовых действиях, результатах труда родителей;
Для родителей:
- успешное взаимодействие со своими детьми;
- повышение психолого-педагогических компетенций.
Для воспитателя:
- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
-совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Предполагаемые результаты проекта : Знание детьми информации о таких профессиях, как повар, врач, шофер, строитель; Понимание детьми значимости этих профессий;
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний; Проявление признательности и уважения к труду взрослых; Создание дидактических игр «Профессии»; Организация фотовыставки «Профессия моих родителей».
1. этап: Подготовительный
Пополнить уголок «Кухня» следующими атрибутами: фартуки, посуда, овощи, фрукты.
Пополнить игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп, медицинские халаты;
Разработать дидактические игры из фетра: «Профессии», «У кого что?», «Что в мешочке лежит?».
Пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе», К. Чуковский «Айболит».
Оформить папку со стихами «Профессии».
Оформить иллюстрации «Врач», «Повар», «Строитель», «Шофер» «Полицейский»
Добавить в уголок мальчиков транспорт: грузовые машины, легковые машины, трактор.
2. этап: Реализация проекта.
На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире профессий средствами предметно – игровой профсреды :
Вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений;
Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;
План реализации проекта
Месяц Тема
Сентябрь Изучение методической литературы в рамках ознакомления с новыми технологиями и интересными идеями по ознакомлению детей с профессиями
Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д).
Составление перспективно-тематического плана
включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей
Беседа «Кем работают мои родители» Возникла проблема (дети не знают кем работают их родители)
Повар Чтение художественной литературы о профессиях.
Тема: «Кто готовит нам обед?»
Беседа «Профессия повар»
Пальчиковая гимнастика «Капуста» «Компот»
Водитель Чтение художественной литературы о профессиях.
«Кто сидит за рулем?»
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Физкультминутка «Мы шоферы»
Полицейский Чтение художественной литературы о профессиях.
Беседа по ПДД
Сюжетно-ролевая игра «Мы шоферы»
Дидактическая игра «Профессии».
Октябрь «Врач» Чтение стихотворения «У каждой профессии запах особый»
Организация сюжетно-ролевых игр и дидактических упражнений в игровых центрах и зонах.
Профессии в детском с
аду Экскурсии по детскому саду, беседы, рассматривание илюстраций;
Чтение художественной литературы о профессиях.
Строитель Беседы, дидактическая игра «Что нужно?»
Чтение художественной литературы
Продавец Беседы, наблюдения, сюжетно ролевая игра «Магазин»
Ноябрь Дидактическая игра «У кого что?» -игры из фетра
Совместное творчество «Папка профессий»
Фотовыставка «Профессии наших родителей»
План по взаимодействию с семьями воспитанников
Месяц Тема Цели
сентябрь Консультации
«Профориентация детей в дошкольном образовании» Познакомить родителей с планом работы по
профориентации детей.
октябрь «Профессии родителей». Привлечение родителей к созданию выставки
ноябрь Консультация «Трудовое воспитание в семье» Привлечение родителей к с совместной деятельности с детьми.
III этап - рефлексивно – обобщающий (результативный)
Срок реализации: ноябрь 2022 г.
1. Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
2. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
3. Дети знают и называют большое количество профессий, орудиях труда, могут рассказать о профессии.
4. Дети стали более самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют получение знания.
5. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы/
Заключение
У детей сформировалось понимание значения слова «профессия», появилась возможность найти друзей по интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности. Прослеживается положительная динамика развития трудовых навыков и умений у дошкольников. В результате реализации проекта у педагогов сформированы положительная мотивация и навыки овладения методикой игрового взаимодействия с детьми.
Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей с профессиями. Подготовлена презентация. Оформлена выставка «Работа наших родителей». Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
Литература
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Издательство «Просвещение», 1992.
2. Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» М. : «Просвещение», 1987.
3. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Издание 2-е – Ростов, Н. Д. : Феникс, 2007.
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
5. Потакова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М. : Творческий центр, 2005.