Светлана
Проект «В мире доброты, вежливости и дружбы»
▼ Скачать
Проект
В мире «В мире доброты, вежливости и дружбы»
Паспорт проекта :
Название проекта «В мире доброты, вежливости и дружбы»
Образовательные области ООП ДО:
Публикация «Проект „В мире доброты, вежливости и дружбы“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Речевое развитие, Социально коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие.
Тип проекта : Социально-творческий, коллективный, долгосрочный.
Продолжительность проекта : сентябрь 2021 год – май 2022 год
Социальный партнёры проекта : воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, родители
Актуальность проекта :
Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольного воспитания на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе семье, к друзьям.
В процессе духовно – нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье - родители, братья или сестры, бабушки и дедушки, прививаются навыки доброжелательного общения со своими сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении - дом, двор, улица, город, страна.
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми и навыками культурного поведения - в виде проявлений вежливости, внимания к сверстникам и взрослым, оказания помощи нуждающимся, приветливых форм общения в общественных местах. Воспитателю и родителям нужно научить ребенка понимать смысл и значение правил этического поведения человека, и в доступной игровой форме раскрывать их.
Обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повышается эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, повышается компетентность воспитателей, воспитанников, родителей, расширяется воспитательное пространство и обеспечивается активный выход в общество.
Проблема проекта :
Из личных наблюдений за детьми, приходящими ко мне в группу в возрасте 4-5 лет я увидела и поняла, что большая часть детей не имеет даже малейших представлений о нормах и правилах поведения в обществе, при общении друг с другом. Когда провела тематическую беседу с детьми увидела, что дети знают, что такое добро, как нужно общаться друг с другом, что нужно делать когда человек нуждается в помощи, но на практике, в играх, прогулке дети не всегда применяют эти правила, не знают, как помочь друг другу и взрослым, часто ссорятся.
Все это способствовало возникновению идеи создания социально-творческого проекта для детей дошкольного возраста в средней группе.
Гипотеза проекта : Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему и совершать добрые поступки, и будут вежливыми друг с другом.
Цель проекта
Основной целью духовно-нравственного воспитания является становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, человека - гражданина России, уважающего традиции русского Православия по средствам коммуникативной деятельности и активной речевой практики детей. Создание условий для формирования первоначальных представлений у детей о нравственных чувствах и эмоциях, воспитание у детей положительных качеств способствующих к мотивации детей на совершение добрых поступков.
Задачи для детей
Познавательные:
1. создать атмосферу и условия доброжелательности в группе для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, состраданию и адекватному проявлению этих чувств.
2. Формировать у детей положительное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
3. Формировать первоначальные навыки и знания об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, чтение книг, творческой деятельности.
4. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь, через игровые ситуации, побуждая детей к положительным поступкам и делам.
5. Расширение представлений о родном городе, крае, достопримечательностях.
Воспитательные:
1. Способствовать воспитанию любви к близкому человеку, животному миру.
2. Дать элементарные представления о правилах поведения дома, на улице, в общественных местах, на природе и в детском саду.
3. Дать элементарные правила по отношению к своему здоровью, здоровью сверстников, родителей и здоровому образу жизни, через физическую активность детей, для понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его самообразования, труда и творчества.
4. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа, через творческую и познавательную деятельность.
Образовательные:
1. учить детей формулировать правила поведения, анализировать собственные поступки, через игровую деятельность;
2. учить детей на примере жизненных ситуаций находить правильный выход из ситуации и формировать привычки нравственного поведения, через ситуационные разговор и проблемные ситуации;
3. учить детей быть вежливыми друг с другом при общении;
4. расширять представления о важности и необходимости просить прощения, быть добрым и вежливым, испытывая в этом внутреннюю потребность, через расширение словарного запаса и активизации речи детей.
Развивающие:
1. развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения со сверстниками, понятие о дружбе, друзья, через совершенствование коммуникативных навыков (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность);
2. развивать логическое мышление, познавательную сферу, обогащать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету.
Задачи для педагогов:
- Повысить уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями;
- Организовать просвещение родителей по теме проекта, через листовки, брошюры, конкурсы.
Задачи для родителей (законных представителей) :
- Повысить родительскую компетенцию в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, через участие в конкурсах, анкетировании.
- Создать условия для обмена информации между родителями и педагогами по теме.
- Побудить родителей вне детского сада закреплять полученные знания о положительных поступках и делах.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды:
- Тематические альбомы, иллюстрации, фотографии, театр, художественная и методическая литература по теме;
- Дидактические, сюжетно – ролевые, познавательные игры (известные ранее детям и разработанные и созданные педагогом в ходе проекта);
- Аудио записи для проведения занятий в музыкальном сопровождении, слушания песен на физкультминутках духовно-нравственного направления, (о дружбе, доброте, правилах поведения и т. д.)
- картотека познавательных мультфильмов и презентаций, подбор книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;
- Интернет ресурсы.
Мероприятия в рамках проекта :
Для детей:
Работая с детьми в разных областях - это способствует более глубокому расширению духовно-нравственных качеств личности ребенка, которые содействует обретению им нравственного опыта. Оно включает следующие формы:
— непосредственно-образовательную деятельность;
— дидактические, познавательные и сюжетно – ролевые игры;
— беседы;
— экскурсии;
— развлечения, спортивные мероприятия.
Познавательное направление работы ставит целью знакомство детей с основами православной культуры русского народа через формирование лексико-грамматического строя и связной речи у детей.
Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектно — исследовательской деятельности, экскурсий, просмотр иллюстраций, ситуационные беседы, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов, прослушивание музыкальных произведений.
Для родителей:
Беседы со своим ребенком в домашних условиях об основах духовности народа и традиция уклада жизни, а также об особенностях подготовки и проведения праздничных дней, через духовные праздники, совместную творческую деятельность - участие в конкурсах, в тематических выставках, фотовыставках («Рождественская звезда», «Пасха», «Пасха Красная», «Масленица» и т. д.). Учить детей правильному поведению в социуме, традициям православных праздников, через личный пример, беседы.
Планируемый результат:
Для детей:
- Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках, и правильном поведении в социуме
- Ребята умеют оценивать свои поступки и поступки окружающих
- Развились коммуникативные навыки детей, через желание вступать в контакт, умение организовать общение между собой и взрослыми, знание норм и правил общения и поведения в социуме.
- Научили детей различать понятия «добро» и «зло», их важности в жизни людей.
- Дети стремятся к положительным поступкам и делам и вежливому общению между собой, избегают ссор, уступают и договариваются друг с другом.
- Дети стали бережнее относится к живому миру природы
- Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках, через конкурс «Книга – наш друг»
- Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки, правила вежливого тона.
Для педагогов:
- Повысили уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями;
- Организовали просвещение родителей по теме через родительские собрания, брошюры, рекомендации, совместные праздники
Для родителей (законных представителей) :
- Повысили родительскую компетенцию в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
- Способствовали повышению значения семейных ценностей;
- Создали условия для обмена информации между родителями и педагогами по теме, через сайт детского сада, родительские чаты, мероприятия разного уровня.
- Родители стали активнее включаться в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Продукты проекта :
- «Мои добрые дела» : Изготовление кормушек, подарок «Пасхальное яйцо», открытка «Свет рождественской звезды», «Изготовление платья для принцессы Несмеяны, Изготовление открытки «Ангел-хранитель», показ сказки для малышей «Под грибом».
- «Уроки вежливости» : День рождение, Масленица, Пасха, Новый год, Мая мама, День семьи.
Формы организации проекта :
Образовательная деятельность: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, ИЗО, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
Совместная деятельность: дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры, ситуационные беседы
Самостоятельная деятельность: трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.
Структура проекта :
1 этап – подготовительный (сентябрь 2021г.)
- Изучение методической литературы и подготовка методического сопровождения проекта.
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала, аудио и видео материалов по данной теме.
- Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Определение цели и задач проекта;
- Анкетирование родителей по данной теме;
- Разработка плана работы по ознакомлению детей по духовно-нравственному воспитанию;
- Разработка НОД по проекту.
- Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр, презентаций, картин.
2 этап – организационно-практический (октябрь 2021г. – апрель 2022 г.)
- Организация непосредственно образовательной деятельности по всем по всем образовательным областям: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» по теме проекта;
- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по теме проекта.
- Организация работы с родителями: консультирование, вовлечение в проектную деятельность, организация совместных выставок, экскурсий, участие в творческих конкурсах, фото конкурсах.
- Пополнение и обновление развивающей предметно-
пространственной среды по направлению духовно – нравственное развитие детей (подбор книг, наглядно-демонстрационного материала, загадок, поговорок и т. п.).
- Разработка брошюр, памяток, оформление родительского уголка для родителей по теме проекта.
План мероприятий по проекту :
Октябрь.
1-ая неделя.
• Беседа «Добрые дела делают человека добрее».
• Проведение с детьми бесед: «Уроки доброты».
• Заучивание стихотворений, мирилок, поговорок, пословиц
• Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».
• Д/и «Путешествие по стране вежливости».
2-ая неделя
• Чтение А. Барто «Вовка- добрая душа».
• Проведение подвижных, сюжетно-ролевых и дидактических игр: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке».
• Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
• Рисование «Ладошка добрых дел».
• Прослушивание песни из мультфильма про Фунтика «Дорогою добра».
3-ая неделя
• Словесная игра «Все профессии хороши».
• Ритуал – «Сундучок» «Мы положим в копилку результат добрых дел».
• Чтение сказки «Два жадных медвежонка».
• Аппликация «Подари прохожему солнышко».
4-ая неделя
• Просмотр мультфильма «Кот Леопольд».
• Прослушивание песни из мультфильма «Кот Леопольд».
• Беседа «Что такое доброта».
• Квест «Ищем добрые слова».
• Ситуационный разговор «Что такое хорошо, а что такое плохо»
Ноябрь
1-ая неделя
• Беседа «Какие добрые дела я могу делать?»
• Ситуационная игра «Скажи вежливое слово другу».
• Конструирование из бумаги «Гирлянда добрых сердец».
• Аппликация «Открытка для дедушки и бабушки».
2-ая неделя
• Д/и «Оцени поступок».
• Аппликация «платье для принцессы Несмеяны»;
• Просмотр серий из мультфильма про Лунтика.
• Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»;
• Оригами «Журавлик добра»
3-ая неделя
• Беседа «Ссоры это не хорошо».
• Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».
• выставка «Дерево добрых поступков».
• Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы»
4-ая неделя
• Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.
• Праздник урожая «Осенины»
• П/и «Найди свою пару и обнимись»;
• Игровая ситуация «Помогаем другу в беде».
Консультация для родителей: «Как воспитать ребенка вежливым и добрым».
5-ая неделя
• Беседа «Почему нужно уметь уступать».
• Дидактические игры: «Закончи предложение», «Скажи ласковое слово другу»; «Вежливые слова».
• Аппликация открытка «Цветок для мамы».
• просмотр и осуждение мультфильма "Цветик- семицветик".
Декабрь
1-ая неделя
• П/и «Найди свою пару и обнимись»;
• Рисование «Цветик-семицветик».
• П/и «Круг пожеланий и благодарений».
• Просмотр мультфильма «Морозко»
• Слушание звуков природы.
3-ая неделя
• Беседа «Добрый человек не оставит в беде».
• Трудовая деятельность «Больница для книг» (ремонт книг).
• Ситуативный разговор «Как бы я поступил если меня обидели».
• Составление рассказа по сказкам «Мой любимый сказочный ерой».
• Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».
4-ая неделя
• Конструирование из бумаги «Снежинка добра».
• Рисование «Королевство вежливости и добра».
• Просмотр мультфильма «Крошка Енот».
• Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей».
Январь
1-ая неделя
• Чтение сказки «Снежная королева».
• Просмотр познавательного фильма тётушки Совы «Уроки доброты».
• Д/и «Путешествие по сказкам», найди положительного героя.
• Выставка детских работ «Рождественская открытка»
• Игра малой подвижности «Ручеёк».
2-ая неделя
• Беседа-обсуждение «Тон вежливого поведения за столом».
• Конкурс «Кормушка для птиц»
• Акция “В гости к малышам” (помощь в уборке участка от снега, подари игрушку в группу);
• Рисование «Елка с новогодними игрушками добрых поступков».
3-ая неделя
• составление группового альбома «Наши эмоции».
• Просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал».
• Д/и «Скажи наоборот»
• Составление рассказа «Почему добро побеждает зло».
• «Колядки»
Февраль
1-ая неделя
• Составление загадок о доброте.
• Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
• Интервью с детьми «Что такое доброта».
• НОД: «Зимующие птицы»
• Лепка «Добрая фея».
2-ая неделя
• Чтение сказки «Золушка».
• С/р игра «Больница», «Магазин», «Кафе».
• Трудовая деятельность «Чистота в нашей группе».
• Просмотр познавательного фильма «Уроки тётушки Совы».
3-ая неделя
• Беседа «Помощь птицам».
• Конструирование из бросового материала: «Кормушка для птиц»;
• Чтение рассказов А. Яшина «Покормите птиц зимой», Г. Скребицкий «Зимняя стужа»;
• Проблемная ситуация «Буратино, который не знает добрых слов».
• Гуляние «Масленица»
4-ая неделя
• Рисование ладошкой «открытка для папы на 23 февраля».
• Акция «Поможем нашим войнам».
• Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят».
• Консультация для родителей: «Воспитание дружеских отношений в игре».
• С/р игра «Спасатели».
Март 1-ая неделя
• Пальчиковая гимнастика «Ты мой друг и я твой друг».
• Просмотр видеофильма «Природа любит чистоту», беседа: «Правила поведения в природе», «Наши добрые дела для природы»;
• Чтение сказки «Красная шапочка».
• Лепка «Красная шапочка».
• Дидактические игры «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке», «Цветок добрых дел»;
2-ая неделя
• Д/и «Назови ласково».
• Ситуативные беседа «Почему нужно уметь уступать», «К чему ведут ссоры».
• Аппликация «Цветок для мамы» (открытка»
• Просмотр серий из мультфильма про Лунтика.
3-ая неделя
• Рисование «Свет Рождественской звезды»
• Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».
• Д/и «Путешествие по сказкам».
• Рассказы из опыта: «Мои добрые дела».
• Чтение сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце».
4-ая неделя
• Аппликация «Весеннее солнышко добра»Солнышко лучистое улыбнулось весело».
• показ сценки для малышей «Репка».
• Рисование «Улыбнись не сердись».
• Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой».
• Игровая ситуация «Почему Баба Яга злая и как ей помочь».
Апрель
1-ая неделя
• Беседа «Пожелаем друг другу доброе утро»
• Оформление выставки детских работ «Страна доброты»
• Чтение сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит».
2-ая неделя
• Аппликация «Репка».
• Чтение пословиц и поговорок о добре.
• Прослушивание песен о доброте.
• П/и «Вежливые жмурки».
3-ая неделя
• Труд посадка рассады
• рисование «Пасхальные яйца»
• Беседа «Что такое пасха»
• Чтение С. Маршак «Ежели ты бываешь груб.».
4-ая неделя
• Рисование «Ромашка вежливой и доброй группы».
• Акция «Помоги животным»
• Акция «Весенняя неделя добра»
• П/и «Найди свою пару и обнимись».
3 этап – Заключительный (май 2022 год)
- Оформление альбома по проекту
- Проведение итогового открытого занятии по духовно – нравственному воспитанию детей в средней группе «В мире доброты, вежливости и дружбы»
- Совместное мероприятие с родителями «Заходите к нам в гости»
Список используемой литературы.
1. Егорова М. В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. - Волгоград: Учитель.
2. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. : АРКТИ, 2006.
3. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
4. Карпинская, Н. С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. М. : 1955
5. Лопатина, А. А. Скребцова, М. В. 600 творческих игр: практическое пособие / – Москва, Амрита-Русь, 2011
6. Островская Л. Ф. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
7. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
8. Соколова, Е. Р. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: метод. -практич. пособие / Е. Р. Соколова – Москва, Учитель, 2016
9. Шорыгина, Т. А. Детям о самом важном – моя семья: метод. пособие / Т. А. Шорыгина – Москва, ТЦ Сфера, 2012
10. “Хрестоматия для старших дошкольников”, под редакцией И. Логиновой, М. : Просвещение, 1990 г.
11. Интернет ресурс: https://orthodox-magazine.ru/numbers/at125 5. Интернет ресурс: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyjstandart-doshkolnogo-obrazovaniya/