Галимова Саяд
Проект по развитию речи во второй младшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
П Р О Е К Т
по развитию речи во второй младшей группе
«В гостях у сказки».
Воспитатель дошкольного отделения
МКОУ «Синявинская СОШ»
Галимова Саяд Рамазановна.
2020 год. Гр. 9. 3. 14.
Цель проекта : развитие, обогащение речи ребенка через литературно-художественное слово, художественные представления, впечатления.
Тип проекта : краткосрочный, групповой, познавательно-творческий, межпредметный.
Публикация «Проект по развитию речи во второй младшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Срок проведения: две недели.
Участники проекта : дети второй младшей группы, методист, воспитатели групп, родители, музыкальный руководитель.
Продукты проекта :
выставки работ (рисунки, предметы мебели, посуды из пластилина, бумаги, строительного материала, совместных с родителями работ (иллюстрации к сказке, поделки, аппликации, фотовыставка, детская презентация работ, памятка «Что можно, что нельзя», для родителей – советы по успешному речевому развитию ребенка, создание книжки-самоделки «Чему учит сказка?», драматизация сказки «Три медведя».
Место проведения: групповые помещения, методический кабинет, мини- музей «Русская изба».
Задачи проекта :
- речевые: развитие связной речи, диалогической формы речи, грамматического строя речи (употребление сущ. с предлогами в, на, за, из, около, с; употребление имен сущ. в форме ед. и мн. числа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребление притяжательных прилагательных); формирование умений употребления в речи распространенных предложений, имен собственных; расширение словарного запаса; воспитание звуковой, интонационной культуры речи, умения выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки, выделять и называть характерные признаки персонажей; развитие умений слушать и слышать, воспитание интереса к художественному слову, произведениям устного народного творчества;
- развитие умений сравнивать предметы по величине;
- развитие мелкой и крупной моторики детей;
- развитие эстетических представлений детей;
- формирование способности отражать лексическую тему в изобразительном искусстве;
- формирование основ нравственности, безопасного поведения;
- приобретение опыта самостоятельной и коллективной деятельности, навыков ролевого поведения;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Реализация проекта.
1. Подготовительный (организационный) этап:
-определение цели, задач проекта;
- организация книжной выставки (сказки, рассказы, стихи, загадки о лесных жителях, выбор сказки («Три медведя» по Л. Н. Толстому);
-формулировка проблемы, путей ее решения;
- выбор приемов работы с детьми по сказке;
- подготовка демонстрационных персонажей: 3 игрушки-медведя разных размеров, кукла; большой автомобиль для героев сказки;
- подбор иллюстраций к сказке «Три медведя»;
- подготовка демонстрационных образцов посуды (чашки, ложки, предметов кукольной мебели (столы, стульчики, кроватки) разной величины; строительного материала, материалов для конструирования мебели;
- подбор атрибутов, материалов для организации «Магазина мебели»;
- загадки о предметах мебели, «продающихся» в «Магазине»;
- организация экскурсии в мини-музей «Русская изба» с целью погружения в предметно-пространственную среду, быт русского народа, нашедших отражение в сказке;
- подготовка костюмов, масок, музыкального сопровождения, соответствующих атрибутов для драматизации сказки;
- подготовка мультимедийного оборудования для просмотра мультфильма «Три медведя»;
- дидактические игры, речевые игры;
- материалы для рисования, раскраски с изображениями персонажей сказки (для осуществления индивидуального подхода, пластилин, деревянные палочки разной толщины для изготовления ножек «стульчиков»; материалы для изготовления аппликаций, книжки- самоделки.
Загадки по теме «Мебель», «Дом».
Под крышкой четыре ножки,
На крышке суп да ложки.
(Стол.)
Широкий, мягкий.
На нем можно полежать и отдохнуть.
(Диван.)
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Мы не пони, хоть на нас
Вы садитесь много раз. (Стулья).
Четыре ноги да не зверь,
Есть перья, да не птица.
(Кровать с подушкой).
Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол).
С перьями, а не птица, сны дарить нам мастерица. (Подушка).
В дождик, слякоть или грязь он не даст вам в дом попасть,
Пока ноги не протрете, грязь с сапог не уберете. (Половичок.)
Пироги, блины печет, в чугунке обеды варит,
А зимой под ней сверчок песенку нам дарит. (Русская печь).
Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я… (табуретка).
О медведе.
Осенью ложится, всю зиму спит,
Не ест, не пьет, только лапу сосет.
Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
В теплой шубе дед-лесник летом ходит, зимой – спит.
Любит груши, любит мед, сладкоежкою слывет.
А еще могу сказать – очень любит он поспать!
Ляжет осенью. А встанет лишь когда весна настанет.
Ни в жару, ни в стужу не снимает шубу.
Лето гуляет, а зимой спит, отдыхает.
Разминки.
По дороге в магазин:
Мы по мостику шагаем,
Ножку к ножке приставляем! (боковой приставной шаг).
Кто как ходит? (Изобразить походки персонажей; дети предварительно проговаривают, как это сделать).
Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ…Как шли большие ноги? (Под музыку дети имитируют походку медведя).
Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ топ (произносим быстрее и тише, так же бежим).
Большие ноги шли по дороге: тупы-туп, тупы-туп…
Маленькие ножки бежали по дорожке: туп-туп, туп-туп…
(Отработка звуковой культуры речи, упр-е в произнесении
звукоподражаний с разной скоростью и громкостью).
Пришли в магазин:
Мы приходим в магазин (дети маршируют на месте,
В магазине нет корзин (дети удивляются,
В магазине этом разные предметы:
Сто-лы, шка-фы и та-бу-ре-ты! (Слова сопровождаются хлопками).
Пальчиковые упражнения (выполняются во время изготовления творческих работ).
2. Продуктивный этап.
Дети в группе. Раздается сигнал автомобиля.
- Что это? Кто это!
«Въезжает» большой игрушечный автомобиль, водителя и пассажиров не видно.
Воспитатель:
- Кажется, я догадываюсь, кто там! Послушайте мою загадку, если отгадаете, узнаете, кто водитель! (Загадки о медведе).
- Но водитель не один. Кто это там с ним еще в машине?
Подвести детей к ответам «пассажиры», «семья медведей», попросить детей их посчитать, описать.
- Но что же это за мишки? Давайте скорее узнаем из книжки!
(Посещение организованной в группе книжной выставки. Дети рассматривают книжки, пытаются найти книжку про медведей. Находят, объясняют свой выбор. При этом книжек со сказкой «Три медведя» - 3 разных по размеру: большая, средняя и маленькая. Проводим аналогию с мишками-игрушками, детям предлагается ситуация выбора:
- Какую книжку нам лучше почитать? («Большую, там картинки большие»).
- Что ж, отправляемся в гости к сказке …какой? (Ответы детей).
- Все садитесь рядом. Приготовьте ушки, глазки, начинаем нашу сказку!
Приемы работы по
сказке. Цель. Вопросы для обсуждения.
Приме-чание.
Выразительное чтение сказки. Учимся слушать, слышать сказку.
Чтение с опорой на зрительные образы
(куклы- игрушки). Способствовать лучшему запоминанию текста, происходящих событий.
Проговаривание имен собственных, деля их на слоги. Учить правильному произношению слов, способствовать развитию артикуляционного аппарата -Как зовут наших героев?
-Из какой они сказки? Обращается внимание на игрушечных медведей.
Словарная работа. Познакомить детей с новыми словами, расширить их словарный запас. Слова:
миска, похлебка, столо-вая, «ножка подло-милась, впору, медве-жьи повад-.ки
Словесное рисование. Развивать умение описывать героев словами,
развивать воображение. - Какие медведи?
-Как они выглядят?
-Кто как разговаривает?
-Кто как ходит? Проведение пальчиковой гимнастики (ходьба лесных зверей).
Рассматривание иллюстраций разных художников
(Г. Кравец, Ю. Кравец,
И. И. Хохлов). Способствовать зрительному восприятию сказки, расширению представлений о героях. Какие иллюстрации нравятся больше? Почему? Какие фрагменты сказки изображены? А вы бы как нарисовали? Кого бы нарисовали? Воспи-татель тоже выска-зывает свое мнение.
Разговор с детьми по сказке. Помочь восстановить события, героев сказки, выяснить уровень понимания сказки. -Зачем девочка пошла в лес?
-Что там с ней произошло?
-Почему она вошла в домик?
-Кто жил в этом домике?
-назови имена медведей: папы, мамы и сыночка.
-Что увидела девочка в столовой?
-Почему она решила попробовать похлебки?
-Какая похлебка ей понравилась и что она сделала?
-Что случилось, когда девочка наелась?
-Что девочка делала в спальне? Чья кроватка ей понравилась? Почему?
Чтение-рассказывание с элементами драматизации. Развивать имитационные, мимические движения, выразительность речи, способности передавать голосом и интонацией разные характеры и настроение персонажей.
Рассказывание с элементами инсценирования. Учить игровым действиям с игрушками, принимать на себя роль персонажа. -Что сказал Михайло Иванович и каким голосом, когда вернулся домой?
-Что сказала Настасья Петровна? Каким голосом?
-Как разговаривал Мишутка? Что он сказал? Инсце-нирова-ние с кукла-ми-игруш-ками.
Обсуждение, выводы по сказке. Развивать навыки делать выводы нравственного содержания, умения анализировать поступки героев, приобретать навыки безопасного поведения. -Как вы думаете, правильно ли вела себя девочка в доме медведей?
-Какой совет дадим девочке?
- Как следует поступать, если…
Запи-сать советы
(«Что можно, что нельзя»).
Дидактические игры по сказке : «Назови героя по иллюстрации», мозаика «Три медведя»; речевые игры: «У кого кто?», «Как могут звучать слова?», «Назови ласково».
Сюжетно-ролевые игры : «Мы приходим в магазин.», «Мы строители». Закрепить значение слов «спальня, столовая», употребление имен собственных, употребление сущ., обозначающих величину, размер, детенышей животных; развивать диалогическую речь в процессе конструирования домиков для мишек; упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с им сущ., развивать умения описывать предмет, узнавать предмет по его описанию, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.
Формулирование проблемы.
-Со сказкой и ее героями познакомились, узнали, что с ними произошло. Надо им помочь, но как это сделать? Что сделать, чтобы семья медведей не обижалась на людей из-за неправильного поведения девочки? (Дети отвечают).
Разработка плана действий:
- вылепим из пластилина новые миски, стульчик для Мишутки;
- домики построим со столовой и спальней;
- нарисуем их портреты и подарим, чтоб им было приятно;
- купим в магазине новую мебель и тоже мишкам подарим;
- отправимся в гости к семье медведей;
- расскажем девочке, как нужно вести себя в чужом доме, в гостях;
- наведем порядок в домике медведей;
- накормим их и уложим спать, попрощаемся;
- еще что-нибудь хорошее для мишек сделаем, придумаем с мамой и папой.
Поэтапное решение проблемы + 3. презентативный этап.
- конструирование, строительство домиков для медведей из различных материалов (по выбору детей, сюжетно-ролевая игра «Мы строители»; презентация домиков;
- лепка из пластилина предметов посуды, стульчика (стульев, презентация работ;
- рисование (раскрашивание) портретов, представление своих работ;
- идем в «Мебельный магазин» за мебелью для мишек (сюжетно- ролевая игра. В роли продавцов – 2 ребенка и методист (загадывает детям загадки о предметах мебели; отгадал загадку-забирай товар! Кому-то предлагается подробно описать предмет, который хочется купить);
Примечание: перед посещением магазина, приходом в гости дети проговаривают, как правильно, как нужно себя вести (воспитатель записывает ответы детей в книжку- самоделку «Чему учимся у сказки?»
- идем в гости к медведям с подарками (посудой, мебелью, портретами, бочонком меда);
- наводим порядок в домике после посещения девочки, расставляем новые стульчики, посуду, усаживаем мишек, угощаем медом, укладываем спать и прощаемся.
4. Итоговый этап.
Все дети собираются в зале (метод. кабинет или муз. зал) для совместного обсуждения хода и результатов проекта.
- У какой сказки в гостях побывали?
- Кто герои этой сказки? Как их зовут?
-Почему им понадобилась наша помощь? Может, что-то еще можем для них сделать? (споем, спляшем, к себе позовем, с мамой и папой что-нибудь придумаем).
- Жалко расставаться? Тогда давайте встретимся с ними снова, только на этот раз в мультфильме!
Просмотр мультфильма «Три медведя».