Куракина Мария
Проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Благодаря сказке ребёнок познаёт
мир не только умом, но и сердцем».
В. А. Сухомлинский
Введение
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка. Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Публикация «Проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Проект направлен на воспитание любви к сказке и развитие творческих способностей дошкольников посредством организации совместной деятельности детей и взрослых (родителей, педагогов).
Постановка проблемы: в настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Данные полученные в ходе опроса воспитанников и родителей ДОО, свидетельствуют о том, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формирует поведенческие стереотипы дошкольников. Поэтому мы решили уделить больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Обоснование проблемы: взрослые (родители, законные представители) не придают должного значения важной роли сказкам в воспитании детей.
Актуальность проекта
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей.
В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Цель проекта : формирование устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.
Задачи проекта :
для воспитанников:
• Способствовать формированию умения выразительно читать стихи, отрывки произведений, инсценировать эпизоды сказок.
• Содействовать обогащению и расширению словарного запаса детей; совершенствованию диалогической речи.
• Способствовать развитию у детей образного мышления, фантазии, творческих способностей.
• Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
• Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости и сопереживание героям произведений.
для родителей:
• Содействовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
• Способствовать развитию совместного творчества родителей и детей.
• Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.
• Заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней.
Вид проекта : краткосрочный, творческий, коллективный.
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, родители (законные представители, педагоги.
Прогнозируемый результат
Воспитанники имеют устойчивый интерес к художественной литературе;
-проявляют любовь к сказкам и театральной деятельности;
-владеют расширенным словарным запасом;
-пользуются выразительными средствами речи;
-владеют навыками продуктивной деятельности;
-владеют выразительными способами общения;
-получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
-способны выражать эмоции, поддерживать диалог.
Продукты проекта :
Лэпбук «В гостях у сказки».
Выставка совместных творческих работ «Моя любимая сказка».
Выставка книжек – малышек собственного сочинения.
Презентация проекта.
Этапы работы над проектом
I этап. Подготовительно-информационный:
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Информирование родителей о реализации данного проекта.
Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, поговорок.
Составление перспективного плана по данному проекту.
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр, игр - драматизаций с детьми.
Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.
Взаимодействие с родителями: беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к образовательному процессу в ДОУ.
II этап. Практический- познавательный:
Взаимодействие с воспитанниками
1. Познавательные беседы «Сказки - добрые друзья», «Мои любимые сказки», «Любимый сказочный герой», «Рассказ о прочитанной сказке дома».
2. Ситуативное общение «На какого героя я хочу быть похожим», «Положительные и отрицательные сказочные персонажи», «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
3. Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.
4. Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке.
5. Отгадывание загадок о сказочных героях.
6. Рассказы детей о посещении театров.
7. Рассказывание сказок собственного сочинения по книжке – малышке.
8. Заучивание отрывков из сказок.
9. Проведение игр - драматизаций, игр – имитаций по изображению образов животных, людей, литературных персонажей.
10. Театрализованная деятельность: пальчиковый театр, кукольный театр «Би-ба-бо», «Тантамарески», театр на палочках, конусный театр, театр на фланелеграфе, подготовка к инсценировке сказки «Репка».
11. Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр: «Лисичка - сестричка», «Волк и лиса», «Путешествие в мир добра», «Приключения мамонтенка», «Найди отличия», «Расскажи сказку по картинке», «Назови ласково», «Опиши героя сказки», «Что сначала, что потом?», игры с прищепками «Найди героя из сказки», домино «Мультгерои», лото «Любимые сказки», кубики по сказкам, пазлы «Сказки», игры с эмоциями.
12. Проведение игр по развивающей книге «В гостях у сказки».
13. Продуктивная деятельность: лепка «Репка», «Колобок», рисование «Колобок», аппликация «Заюшкина избушка», конструирование «Теремок».
14. Раскраски «Любимая сказка», «Сказочные герои».
15. Игры с лэпбуком «В гостях у сказки».
16. Проведение подвижных игр «У медведя во бору», «Гуси - лебеди», «Теремок», «Кот и мыши».
17. Разучивание пальчиковой гимнастики «Сказки».
18. Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов.
19. Проведение викторины «Путешествие по сказкам».
Взаимодействие с родителями
1. Анкетирование «Сказка в жизни вашего ребенка».
2. Создание мини – библиотеки по сказкам.
3. Создание атрибутов для игр-драматизаций.
4. Совместная деятельность дома: рассматривание и чтение сказок. 5. Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия».
6. Папка-передвижка «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Воспитание сказкой» .
7. Буклеты для родителей «Домашний театр», «Сказка – это важно!»
8. Выполнение творческих заданий: рисунок «Моя любимая сказка», создание книжки - малышки собственного сочинения.
III этап (заключительный) :
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Оформление выставки совместных творческих работ «Моя любимая сказка».
Оформление выставки книжек - малышек собственного сочинения.
Показ инсценировки русской народной сказки «Репка».
Презентация проекта.
Вывод
Я считаю, что проект прошел успешно. Все поставленные цели и задачи выполнены. Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому воспитанники с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. В ходе проекта были созданы условия для творческого самовыражения детей, обеспечивающие совершенствование связной речи посредством различных игр, инсценировок. Воспитанники внимательно слушали литературные произведения, с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах, рисовали, принимали участие в разных играх. Во время проведения проекта у детей появился интерес к театрализованным постановкам. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, развиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
Родители принимали активное участие в проекте, проявили инициативу и творчество в изготовлении книжек – малышек собственного сочинения и создании совместных с детьми рисунков. Родители получили методические рекомендации по домашнему чтению. Я считаю, что особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей по использованию в воспитании сказок, большой значимости семейного чтения при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённый проект подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2003 г.
3. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М. : Просвещение,2005г.
4. Поляк Л. Я. Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. : «Детство-пресс», 2008