Анастасия Долженко
Творческий проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «В гостях у сказки»
Вид проекта : творческий, информационный
Продолжительность проекта : краткосрочный с 13.03.19г. – 28.03.19г.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. За фантастикой и вымыслом в сказке, скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети верят в сказку, а значит через неё легче обучать и воспитывать.
Темочки:
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества теряется воспитательная ценность сказки.
Проводя беседы с детьми и родителями нашей группы, выяснилось,что не только дети,но даже некоторые родители не понимают смысла и воспитательной ценности сказок.
Гипотеза проекта :
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Они с одной стороны развлекают нас, а с другой стороны учат нас. Сказки могут объяснять ребенку «Что будет, если. ?».
Систематическое использование сказок в работе с детьми может стать источником формирования нравственных ценностей.
Цель проекта :
Формирование у детей положительных качеств характера и представлений о нормах поведения в обществе посредством ознакомления детей со сказками.
Задачи проекта :
Воспитательные:
- поощрять стремление ребёнка совершать добрые поступки;
- воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что – то для других людей, принести им пользу;
Развивающие:
- развивать уверенность в себе;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
- развивать коммуникативные навыки и умение общаться с взрослыми и
сверстниками в разных ситуациях;
- развивать устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства;
Образовательные:
- познакомить детей с жанровыми особенностями сказок;
- формировать умение и желание сочинять сказки;
- формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
Методы проекта :
-утренний круг;
-презентации;
- чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок;
- рассматривание репродукций картин:
-изобразительная деятельность;
- лепка сказочных персонажей
- пантомимы;
- драматизация;
- конструирование сказочных замков;
-дидактические игры ;
-подвижные игры;
- сочинение сказок детьми;
- викторина «Угадай сказку»;
- изготовление книжек-самоделок ;
Содержание проекта :
1 этап – мотивация:
Во время утреннего круга мы играли с детьми в игру «Угадай из какой сказки фраза?», затем я предложила детям ситуацию: «Вы любите сказки? А что такое сказка? Знаете ли вы,как «рождается» сказка? Для чего сказки нужны?»
2 этап – разработка совместного плана работы над проектом :
Для составления плана работы над проектом были использованы модели трех вопросов Л. В. Михайловой – Свирской.
Что мы знаем о сказках? Что мы хотим узнать о сказках? Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Сказка – это такие рассказы интересные, которые читают детям (Вика Р.)
- Сказка- это выдумки (Алина В.)
- Сказки – это волшебный мир (Дарина К.)
- Со сказкой можно познакомится в книге. (Антон К.)
- Сказку сочиняют сказочники (Аня М.)
- Сказки можно читать перед сном (Зарина С.)
- Сказки это выдумка. (Даша Б.)
- Сказки нужны, чтобы их рассказывали (Юля Н.)
- Как делают сказки? (Вика Р.)
- Кто пишет сказки? (Даша Б.)
- Как зовут тех, кто пишет сказки? (Милана А.)
- Как придумывают персонажей сказки? (Данил Б.)
- Зачем сказки нужны? (Аня М.)
- Как придумать сказку? (Зарина С.)
- Можно прочитать об этом в книге (Женя А.)
- Посмотреть в телевизоре передачу про сказки. (Максим С.)
- Поискать в интернете. (Мерри К.)
- Посмотреть в планшете (Настя Б)
- Спросить у взрослых (Алина В.)
- Спросить у родителей (Милана А.)
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагог, родители.
Центр науки:
• Просмотр презентаций: «Какие бывают сказки», «Репродукции картин художников к русским народным сказкам»
• Просмотр мультфильмов (Вика Р.)
• Слушание аудиосказок (Е. В.)
Центр книги и общения:
• Чтение сказок (Алина В.)
• Рассматривание иллюстраций к сказкам (Аня М.)
• Составление сказок с помощью мнемотаблиц (Даша Б.)
• Рассматривание репродукций картин художников к русским народным сказкам (Дарина К.)
Центр игры:
• Д/и «Угадай сказку» (Вика Р.);
• Д/и «Что сначала, что потом» (Мерри К.) :
• Д/и «Назови сказку по предмету» (Юля Н.);
• Д/игра «Какие сказки перепутались?) (Лера Г.);
• Д/игра «Кто лишний?» (Настя Б.)
• Настольные игры «Собери сказку» (родитель Алины В.);
• Настольная игра «угадай сказочного персонажа» (Женя А.)
• Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Костюмеры» (Милана А.)
Центр математики :
Посчитать персонажей в сказке (Юля Н.);
Игры на внимание «Найди отличия» (А. А.);
Дидактическая игра «Сложи из геометрических фигур» (А. А.)
Центр конструирования:
Построить сказочный замок из конструктора (Юля Н.)
• Сделать с помощью конструктора сказочных персонажей (Данил Б.)
• Сконструировать домики трех поросят (Лера Г.)
Центр творческая мастерская :
Раскрашивание раскрасок по теме «Сказки» (А. А.)
НОД: рисование «Моя любимая сказка». «Конек горбунок» (А. А.)
• Слепить сказочных персонажей (Женя А.)
• Нарисовать картинки к сказке (Вика Р.)
• Сделать оригами сказочных персонажей (А. А.)
• Изготовление книжек- самоделок (Алина В.)
Театральный центр:
• Показ сказок в разных видах театра (дети)
• Сочинение сказок детьми с помощью персонажей театра (А. А.)
• Драматизация сказки детьми (А. А.)
• Пантомима (А. А.)
Взаимодействие с семьей:
Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка» (А. А.)
Конкурс «Книжка- самоделка» (А. А.)
Сочинение сказки с ребенком. (дети)
3 этап Практический
Просмотрев презентации по теме проекта дети узнали о том, что сказки на Руси появились задолго до того, как люди научились читать и писать. Сказки передаются из поколения в поколение. Их популярность заключается в том, что они придуманы обо всем, что известно человеку и даже неизвестно. Дети узнали, что сказки делятся на : сказки о животных, на волшебные сказки и бытовые. Но все сказки объединяет одно- каждая сказка преподносит нам урок.
На следующем этапе, мы уделили внимание коллективному и индивидуальному сочинению сказок. Вначале детям предлагалось готовое название сказки, место действия и количество персонажей для нового произведения или модификации знакомого. После этого деятельность детей приобрела полную самостоятельность – они сами придумывали название сказки, персонажей, их количество, место действия, смысловую нагрузку, наделяя каждого из них соответствующими нравственными качествами.
На ежедневных утренних сборах рассказывала детям о том,какие материалы и пособия приготовлены в каждом центре. Наблюдения за детьми показали, что наиболее востребованы оказались: центр науки, центр творческая мастерская, центр общения и книги, центр игры.
Центр науки
Презентации «Откуда сказка появилась»
Презентация «Репродукции картин к сказкам»
Презентация «Викторина по сказкам»
Центр «Творческая мастерская»
-рисование «Моя любимая сказка», «конек горбунок»
-Конструирование из бумаги –оригами
- раскраски на тему «Сказки»
- рисование иллюстраций к сказкам
Центр книги и общения
Чтение сказок
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Составление сказок с помощью мнемотаблиц
Рассматривание репродукций картин художников к русским народным сказкам
Театральный центр:
Сочинение сказок детьми с помощью персонажей театра
Показ сказок в разных видах театра
Драматизация сказки детьми
4 этап итоговый
Итоговое мероприятие проекта :
- Сочинение сказок детьми и родителями, изготовление книжек- самоделок
- Викторина «Угадай сказку»
- Инсценировка сказки «Репка»
Вопросы детям:
1. Сумеете ли вы теперь рассказать для чего нужны сказки?
2. Что нового узнали о сказках?
3. Чему научили вас сказки?
4. Чему вы научились в ходе реализации нашего проекта?
5. Что больше всего вас удивило в ходе проекта?
Вопросы родителям:
1. Как вы считаете, чему научились дети?
2. Трудно ли сочинять сказки вместе с ребенком?
3. Будете ли Вы продолжать сочинять сказки совместно с ребенком?
Ожидаемые результаты по проекту Полученные результаты по проекту
для детей:
1. Развитие умения понимать смысл сказки, чему она учит;
2. Приобщение к общепринятым в обществе нормам поведения, создание модели поведения.
3. Умение передавать эмоциональное состояние героя сказки
4. Умение использовать различные средства выразительности
5. Сплочение детского коллектива для детей:
1. расширение знаний детей о сказке- как жанре устного народного творчества;
2. Формирование умения детей сочинять сказку с опорой на наглядные материалы или по схеме;
3. развитие у детей чувства любви и привязанности к своей культуре, интереса к художественному творчеству;
4. Получение эмоционального отклика от своей работы;
для педагога:
1. Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности;
2. Создание и систематизация методических и дидактических материалов по знакомству детей со сказками
3. Самореализация, повышение творческого потенциала. для педагога:
1. Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями;
2. Оформление проекта;
Для родителей:
1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе влияния сказок на воспитание и развитие детей;
2. Развитие совместного творчества родителей и детей;
3. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с детским садом. для родителей:
1. Рост уровня информационности родителей о деятельности МДОБУ;
2. Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Гипотеза проекта подтвердилась :
В ходе проекта было доказано, что предназначение сказки : не только развлекать,но и учить. В сказках читатели получают урок доброты и мудрости. Наши предки вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего можно вразумить и воспитать. Систематическое использование сказок в работе с детьми может стать важнейшим источником формирования нравственных и патриотических ценностей.