МАРИНА ФОКИНА
Проект «В гостях у Мастерицы»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у Мастерицы»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 12 «Сказка»
городского округа город Фролово
Исследовательско – творческий проект
«В гостях у мастерицы»
Разработала:
Фокина Марина Анатольевна
воспитатель первой квалификационной категории
Фролово – 2019
Направление проекта : «Искусство родного края»
Вид проекта : исследовательско - творческий
Публикация «Проект „В гостях у Мастерицы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Содержание проекта : дети, общество и его культурные ценности.
Характер участия детей в проекте : участники проекта от зарождения идеи до получения результата.
Характер контактов проекта : открытый, в контакте с мастерицей, с семьей, с учреждениями культуры.
Количество участников в проекте : групповой, фронтальный.
Продолжительность проекта : краткосрочный - 3 недели.
Участники проекта : дети подготовительной группы (6-7 лет, воспитатели, родители, мастерица декоративно-прикладного творчества города Фролово Старцева Лилия Петровна.
Цель-результат: у детей сформируется познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с декоративно-прикладным творчеством мастерицы родного города.
Задачи проекта :
• познакомить с мастерицей родного города, занимающейся декоративно-прикладным творчеством;
• создать условия для приобщения детей и их родителей (законных представителей) к народной культуре;
• систематизировать знания детей о народных художественных промыслах, его видах и направлениях;
• формировать почтительное и уважительное отношение к народным традициям и обычаям людей в родном городе;
• воспитывать нравственно-здоровую, культурную и ответственную личность, гражданина и патриота своей Родины.
Актуальность проекта :
Впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. С самого раннего возраста дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путём накопления чувственных впечатлений от окружающих ребёнка вещей. Знакомство с народной культурой способно обогатить впечатлениями от подачи совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не мог встретить в доступной ему деятельности.
За ум, золотые руки и светлую душу, жителей края, добившихся особого мастерства в ремесле и рукоделии, называли мастерами (мужчин) и мастерицами (женщин). Их изделия, сохранившиеся с давних времен, можно увидеть в краеведческих музеях нашего края, а иногда и в наших домах – как семейные реликвии, доставшиеся от прабабушек и прадедушек. Но не перевелись мастера в Нижнем Поволжье. И сегодня в городах и селах, станицах и хуторах можно встретить таких людей, которые создают своими руками полезные и красивые вещи: корзины и вазы из лозы, вышитые рубашки и платья, кружевные скатерти и салфетки, вязаные шали и шарфы, варежки, куклы-обереги.
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, ведь народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные традиции, этот живой родник современной культуры.
И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать культурные традиции.
Поэтому, разрабатывая проект «В гостях у мастерицы», я надеялась, что встреча с мастерицей нашего города окажет большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка, разовьет его любознательность, воспитает чувство прекрасного, сделает ребенка чутким, добрым, мудрым.
Рождение проблемы.
В воскресный день родители и дети посетили праздник, посвященный дню рождения города Фролово. На площади Городского Дворца культуры развернулась декоративно-прикладная ярмарка народных умельцев нашего города.
Взрослые и дети были в восторге от уведенного! С большим интересом они рассматривали работы рукодельниц. Все пришедшие на выставку почувствовали дух старины, словно побывав в прошлом, и пришли к выводу, что рукодельницы, создавая свои прекрасные ручные работы, вносят огромное значение в развитие культуры нашего города.
Придя в детский сад, дети поделились впечатлениями о празднике, особенно рассказывали они об увиденных на ярмарке сувенирах из бересты, бисера, тряпичных куклах. Девочкам очень понравились вязаные крючком ажурные салфетки, кружевные воротнички и скатерти. А картины, вышитые крестиком – просто загляденье!
На вопрос воспитателя, а кто же все это смастерил, дети ответили, что какие-то тети и бабушки в красивых нарядных одеждах, мамы называли их мастерицами. Когда воспитатель спросила у детей, хотели бы они познакомиться с мастерицами нашего города, они очень обрадовались и проявили такое желание.
Так возник наш проект «В гостях у мастерицы!»
Прогнозируемые результаты:
• сформируется устойчивый интерес детей к истории и культуре нашего народа; эмоционально – положительное отношение к народному творчеству и культурной жизни родного города;
• сформируются представления о народных промыслах и умения их различать;
• в ходе совместной проектной деятельности разовьются умения общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
• разовьются творческие способности детей, практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
• дети начнут ценить и уважать ручной труд взрослых, станут гордиться работами своих земляков, сформируется уважение к историческому наследию;
• глядя на работы мастерицы, у ребенка появится стремление и желание участвовать в этом процессе.
Содержание практической деятельности по реализации проекта
I. Этап – Организационный.
• Актуализация темы для родителей, заинтересованность идеей детей. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
• Диагностика детей о русских народных промыслах.
Методы диагностики:
собеседование с детьми;
наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
анализ результатов продуктивной деятельности.
• Анкетирование родителей «Народное искусство в жизни вашей семьи»
• Изучение литературы об истории народных художественных промыслов в России, определение их значимости в культурной жизни народа.
• Сбор информации о людях нашего города, занимающихся декоративно-прикладным творчеством.
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи).
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр.
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов.
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
II. Этап – Практический.
1. Встреча с руководителем народной студии декоративно-прикладного творчеств «Чудесные фантазии», расположенной в МБУ ГДК, Фук Верой Ивановной.
В ходе встречи, Вера Ивановна рассказала, как создавалась их студия, как выявлялись и поддерживались народные умельцы нашего города. И пригласила наших детей на экскурсию в ГДК на праздник «Город мастеров».
2. Экскурсия в МБУ ГДК на праздник «Город мастеров»
Каждая рукодельница рассказала ребятам о своем творчестве. Девчонки и мальчишки с интересом наблюдали, как в руках мастериц простые лоскуты превращались в кукол, они смогли поближе рассмотреть, подержать в руках понравившиеся поделки. Одна из мастериц, Старцева Лилия Петровна, пригласила детей к себе в гости домой.
3. «В гости к мастерице!»
Лилия Петровна радушно встретила гостей : детей, воспитателей и родителей. Она показала свои творческие работы: вышивку крестом, бисером, вязание крючком. Рассказала об используемых приемах и инструментах при создании своих чудесных работ. Дети пригласили Лилию Петровну к себе в детский сад, она с удовольствием приняла приглашение.
4. «Принимаем гостей!»
В детский сад пришли мастерицы Старцева Л. П. и Зубкова В. Н. Да не с пустыми руками! Они провели с детьми мастер-класс «Оберег «Кукла-закрутка». Дети с интересом мастерили куколок без помощи ножниц, а только из лоскутков и ниток. Народные мастерицы рассказали и показали игрушки, которые мастерили в давние времена матери для своих детей: «куклы-пеленашки», соломенные куклы, куклы-травницы, различные обереги для дома. Лилия Петровна предложила детям и их родителям поучаствовать в конкурсе оберегов «Оберег моей семьи».
5. Конкурс оберегов «Оберег моей семьи»
В конкурсе оберегов участвовали 8 семей. Дети с помощью родителей изготовили обереги своей семьи, используя разные виды декоративно-прикладного творчества: вязание, вышивку, плетение из ниток и соломы, из природного и бросового материала.
6. Награждение победителей конкурса «Оберег моей семьи»
Победителями конкурс «Оберег моей семьи» стали 5 семей. Награждение проходило в студии «Бумажные фантазии» в ГДК. Лилия Петровна вручила детям грамоты и сладкие призы.
7. Творческая акция «Хоровод дружбы»
Родители и дети посетили мастер-класс «Кукла-пеленашка», который проходил в МБУ ГДК в рамках творческой акции «Хоровод дружбы». Дети с помощью народных умельцев мастерили куколок из лоскутков и создавали из них хоровод. Сколько радостных эмоций доставило детям такое творческое занятие!
8. Непосредственно-образовательная деятельность (НОД) по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в России с древности до наших дней.
Беседы с показом презентаций:
• Художественная роспись: «Жостовская», «Хохломская», «Городецкая»;
• Изделия из ткани: «Вологодское кружево», «Павлово-Посадские шали», «Русский народный костюм»;
• Народные игрушки: «Матрешка», «Богородская игрушка», «Дымковская», «Кукла-самоделка» и др. ;
• Рукоделие: «Вышивка, вязание, плетение».
9. Отображение детьми полученных знаний о видах декоративно - прикладного творчества в продуктивной деятельности (приложение) :
• рисование: «Золотая хохлома», «Жостовский поднос», «Голубая гжель» и др.
• аппликация: «Павлово - Посадский платок»,
• лепка: «Дымковские игрушки»,
• дополнительное образование детей: «Матрешка» (папье-маше).
10. Картотека художественного слова: стихи, рассказы о народных промыслах.
11. Народные игры, хороводы: «Заплетися плетень», «Узелок», «Кузовок», «На горе-то мак», «Ловишка, бери ленту», «Горелки», «Воротца» и др.
III. Этап – Заключительный.
1. Создание презентации проектной деятельности «В гостях у мастерицы» ( ответственные: воспитатели)
2. Создание фотоальбома «Творческие работы Старцевой Л. П.» ( ответственные: воспитатели)
3. Организация выставки детских рисунков, поделок, посвященных декоративно-прикладному творчеству.
4. Создание мини-альбома «Народные художественные промыслы в городе Фролово» ( ответственные: родители (законные представители) воспитанников)
5. Подготовка консультаций для родителей (законных представителей) «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», «Влияние народных промыслов на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
6. Подготовка наградных материалов (дипломов) для родителей (законных представителей, принимавших активное участие в реализации проекта «В гостях у мастерицы».
Результат проекта.
Презентация проекта «В гостях у мастерицы» для педагогического коллектива МКДОУ.
Викторина для детей на закрепление полученных знаний «Что мы знаем о народных художественных промыслах России?» (с показом презентации).
Презентация фотоальбомов: «Творческие работы Старцевой Л. П.», «Народные художественные промыслы в городе Фролово».
Выставка детских рисунков, поделок, посвященных народному декоративно-прикладному творчеству.
Награждение дипломами родителей (законных представителей, принимавших активное участие в реализации проекта.
Досуговое мероприятие «В городе мастеров».