Анастасия Кащеева
Проект в первой младшей группе «Народная игрушка — Матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : Краткосрочный. (20 апреля - 24 апреля).
Тема: «Народная игрушка - Мартешка».
Вид проекта : творческо-познавательный.
Актуальность проекта :
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.
Темочки:
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
С чем играют наши дети? У каждого малыша в ящике игрушек обязательно есть пластиковые пирамидки с колечками, которые надо подбирать по диаметру, модные сегодня развивающие «головоломки», например, полые кубики и шарики с отверстиями разной формы. И совершенно незаслуженно остается забытой яркая и интересная детская игрушка – матрешка, любовно выточенная из настоящей живой древесины и раскрашенная добрыми руками художников.
Наших бабушек и прабабушек в солнечном детстве радовали звонкие липовые куклы-матрешки – игрушки для детей, помогали им придумывать разнообразные игры и приключения, расцвечивали сочными красками самый хмурый день. А современные специалисты по детскому здоровью и психологии с уверенностью утверждают: матрешка не просто красива, она очень полезна для детского развития!
Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша:
• Выполненные из дерева куклы, окрашенные безопасными красками и лаками, помогают малышам познавать мир в тактильных и зрительных ощущениях.
• Игра с разъемными матрешками развивает ловкость пальчиков, точность движений, многие другие аспекты мелкой моторики.
• Многоместная способствует развитию пространственного восприятия, основ логического мышления (понятия больше/меньше, выше/ниже, внутри/снаружи и так далее).
• Одна-единственная русская красавица сочетает в себе функции сразу нескольких игр – это и конструктор, и набор кукол для ролевых игр, и задачка «найди отличия в рисунках», и целый комплект потайных шкатулочек, и многое другое, что подскажет ребенку его фантазия и советы родителей.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: развивать интерес к русской народной игрушке – матрешке, создать условий для активного использования матрешки в деятельности детей. Формировать интерес к народной игрушке и любовь к русскому народному творчеству, приобщать детей к национальной культуре, воспитывать у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа.
Задачи:
• Развивать связную речь, активизировать словарный запас.
• Развивать творчество, фантазию, воображение.
• Создать у детей эмоционально-позитивный настрой.
• Побуждать детей к выражению эмоций.
• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности;
• развивать творческие и познавательные способности; мелкую моторику рук.
• формировать представления о русской народной игрушке;
Поэтапная реализация проекта :
Подготовительный:
• Формулировка цели и задач проекта;
• Составление плана реализации проекта;
• Подбор художественной литературы, стихи, загадки, потешки, считалки, пальчиковые игры, подвижных игр, дидактических игр)
• Подбор материала, дидактических, пальчиковых и подвижных игр;
• Рассматривание игрушки матрёшки; рассматривание иллюстраций.
Основной:
• разучивание потешек;
• раскрашивание народной игрушки - матрешки;
• выполнение лепки;
• выкладывание матрешки из пазлов;
• разучивание песен и танцев;
По итогам работы:
• Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;
• Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;
• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Понедельник
Речевое развитие:
Тема: Знакомство с матрёшкой.
Цель: Развитие устной речи у детей 2-3 лет.
Задачи:
Познакомить детей с народной игрушкой «Матрешка», формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением, выполнять простые действия с предметами, продолжать вводить понятия «большая», «маленькая», «один», «много». Закреплять представления об основных цветах (синий, красный, зеленый).
Предварительная работа – чтение потешек, чистушек.
Материалы и оборудование: Деревянная матрешка, иллюстрации.
Ход занятия:
Воспитатель:
- К нам в гости пришла новая игрушка. Посмотрите, у меня в руках яркая игрушка — это веселая. (Матрешка.)
- Здраствуйте, ребятки! Я — Матрешка! В гости к вам пришла! (Воспитатель обыгрывает появление матрешки, дает возможность рассмотреть, привлекает детей к рассматриванию игрушки.)
- Леон, какой сарафанчик на ней? (Разноцветный)
- А какой платочек? (Красивый)
Воспитатель берет матрешку, показывает на ее лицо (обводящий жест, и говорит:
- У матрешки-голова, и у меня голова. А у вас есть голова? Покажите. (Дети показывают)
- У матрешки глазки, и у меня глазки. А у вас есть глаза? (Дети показывают)
- У матрешки носик, и у меня носик. А у вас есть носик? (Дети показывают)
- У матрешки щечки, и у меня щечки. А у вас есть щечки? (Дети показывают)
- У матрешки ручки, и у меня ручки. А у вас есть ручки? (дети хлопают в ладошки)
- Стефания, а у матрешки есть ножки? (Есть, под сарафанчиком)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть костюм матрешки, и сравнить, во что одеты сами дети.
Воспитатель:
Издалека, издалека, гости к нам пришла матрешка. (Предлагает малышам поиграть с матрешкой, спеть ей веселую песенку:
Вот матрёшки озорные
Фартучки расписные!
Это главная Матрешка
Старше всех она немножко,
Ну, а младшая Матрешка,
Очень маленькая крошка!
Матрешка : Предлагает детям поиграть и потанцевать:
«Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Ладушки да ладушки (хлопают в ладоши)
Воспитатель:
Мы сегодня с вами играли с матрешкой. Понравились вам матрешки? (Да)
- И матрешкам тоже очень понравились детки. А теперь матрешкам пора уходить. Давайте попрощаемся с ними. Скажите: «До свидания, матрешки!» (Дети прощаются с матрешками)
Вторник:
Художественно-эстетическое развитие (рисование) :
Тема: Матрёшка.
Цели:
Закрепить знание цветов.
Расширить знания детей о матрёшках.
Закрепить понятия «большой», «меньше», «еще меньше», «самый маленький».
Закрепить понятия «один», «много», «ни одного».
Задачи:
Развивать изобразительное творчество детей.
Создать радостное настроение.
Учить составлять узор, заполняя картинку по краям и середине.
Материал и оборудование: заранее вырезанные из бумаги Матрешки (по 1 на каждого ребенка, гуашь, ватные палочки).
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, кто же это к нам сегодня пожаловал?
Послушайте загадку.
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)
Правильно, в гости к нам пришла матрешка.
Матрешка : «здоровается» с детьми и рассказывает им стих:
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка.
Воспитатель: А какие сарафан и косынка у матрешки?
Дети: Разноцветные.
Воспитатель: А что есть на сарафане?
Дети: Цветы.
Ребята, а вы знаете, что кукла матрешка с секретом. Хотите посмотреть?
Воспитатель достаёт поочерёдно матрёшки и выставляет перед детьми.
Матрешка : Я к вам в гости пришла и подружек позвала. Только вот беда матрёшки убежали. Давайте вместе их найдем?
Воспитатель: Конечно мы поможем найти матрешек.
Воспитатель показывает нераскрашенных матрешек детям.
Что же делать? Как же быть? Как матрешек нарядить? Может нарисуем? (воспитатель объясняет и показывает детям, что нужно делать)
А сейчас давайте вы сами попробуете украсить сарафаны наших озорных матрешек.
Дети выполняют задание, воспитатель помогает и подсказывает тем, у кого что-то не получается.
Среда:
Познавательное развитие ФЭМП:
Тема: Народная игрушка Матрёшка.
Цель:
Закрепить представления о понятиях «один – много», «большая – маленькая».
Воспитывать любовь к русской народной кукле – матрешке.
Задачи:
Продолжать учить сравнивать предметы, обозначать результаты сравнения словами больше-меньше, закреплять цвета: красный, желтый, зелёный, синий.
Материал и оборудование: матрёшка, вмещающая еще 2 матрёшки, последняя из которых не разборная.
Ход занятия
Воспитатель читает загадку про матрёшку :
Загадка
Эти яркие сестрички
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы - … (матрешки)
Воспитатель обращает внимание детей на красивые матрёшки и предлагает взять каждому ребенку по одной.
Далее встряхивает матрёшку, имитирует голосом стук, открывает матрёшку, а там внутри еще одна матрёшка.
Предлагает детям сделать тоже самое, кто из детей затрудняется открыть, помогает. Когда дети открыли и нашли вторую матрёшку, воспитатель предлагает детям закрыть первую, самую большую матрёшку (кто затрудняется помогает). И предлагает сравнить, какая из матрёшек больше.
Далее действие повторяется и со второй матрёшкой. Когда на столе оказываются все три матрёшке, воспитатель предлагает опять сравнит, какая из матрёшек больше, а какая меньше.
Физкультминутка
Все нарядные сестрички,
На ногах есть черевички,
Любим петь и танцевать
И с ребятами играть.
Хлопают в ладоши
Выставляют поочередно ноги
Присесть, встать, руки на поясе
Прыжки вокруг себя.
Затем когда на столе у детей окажется по три матрёшки, воспитатель предлагает показать, какая из матрёшек самая маленькая, какая чуть побольше и какая самая большая. Затем из трёх сделать одну.
В конце занятия собранные матрешки ставят обратно на стол.
Четверг:
Познавательное развитие ФКЦМ
Тема: «Русская матрёшка».
Цель: формировать интерес к матрёшке, как символу русского народного искусства, народному творчеству, народным игрушкам; познакомить с историей матрёшки; приобщать к национально- культурным традициям.
Задачи: закрепить название основных цветов: жёлтый, красный; развивать внимание, речь детей; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Материал и оборудование: игрушка Матрешка из 4-х предметов, Магнитофон, USB флеш-накопитель.
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите, ребятки, какая красивая игрушка сегодня пришла к нам в гости? (показать детям).
Воспитатель: Кто знает, как ее зовут?
Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская (матрёшка)
Воспитатель: Правильно! Это – матрёшка, русская народная игрушка.
Рассказ о матрёшке :
Матрёшку знают во всём мире. Это одна из самых популярных русских игрушек и сувениров. Её изготавливают из липы и берё зы: дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают, покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная : она легко разбирается. В каждой большой матрёшке «живёт» маленькая, а в маленькой – ещё меньшего размера.
Физкультминутка: «Мы весёлые матрёшки»
Весёлые матрёшки, (хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку, вперёд.)
Сарафаны пёстрые, (Руки к плечам, повороты туловища враво-влево)
Яркие платочки,
Любим танцевать.
Раскраснелись наши щёчки (наклоны головы влево-враво)
Мы весёлые матрёшки, (топают ногами, трут щёчки)
Мы похожи, словно сёстры. (хлопают в ладоши)
Воспитатель: А вы знаете что у нашей матрешки – есть секрет? Вместе с ней к нам пришли ее подружки. Только где же они? (потрясти матрешку) Может быть они внутри?
Воспитатель: Посмотрите сколько подружек привела с собой наша красавица матрешка.
Эта матрёшка большая. (показать на большую)
А эта? (самая маленькая).
Давайте поиграем с матрешками в прятки и снова спрячем их?
(ребенок открывает матрешку, прячет меньшую – воспитатель помогает, обращать внимание детей на размер матрёшек).
Пятница:
Художественно-эстетическое развитие (лепка) :
Тема: Наряд для матрешки-неваляшки.
Цель:
Сформировать у детей знания о матрешке как об одном из главных символов народной культуры России.
Познакомить детей с особенностями внешнего вида и декора матрешки, материалом и способом изготовления.
Дать представление о многообразии видов матрешек, о наиболее известных промыслах.
Задачи:
- Развиваем мелкую моторику;
- Продолжаем учить детей отщипывать кусочки пластилина;
- Учим работать на заданном пространстве;
Материал и оборудование: игрушка Матрешка, заготовки матрешки, пластилин.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла гостья, а кто она вы скажите сами, послушайте загадку:
Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь – хочет встать.
Поупрямее барашка
Кто же это? ….(неваляшка)
Воспитатель показывает нераскрашенных матрешек-неваляшек детям.
Что же делать? Как же быть? Как матрешек нарядить? Скорее поспешим лепить наряд!
Но прежде чем приступить, к работе давайте с вами вспомним, как мы будем лепить. (воспитатель показывает правильный прием лепки в воздухе, дети повторяют за ним).
Воспитатель: Раскатать кусочек пластилина круговыми движениями до получения формы шара.
Воспитатель: А вот и слепили наряды для нашей гостьи, давайте полюбуемся… и поиграем с ними.