Юлия Сычева
Проект «Уроки доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Уроки доброты»
(для детей второй младшей «А» группы)
Авторы проекта : воспитатель
Сычева Юлия Сергеевна
п. Салым
2018 г.
Оглавление
1. Актуальность 3
2. Паспорт проекта 3
3. План реализации проекта 4
4. Материалы и литература 6
1. Актуальность.
Публикация «Проект „Уроки доброты“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и без духовности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Поэтому формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальным. Необходимость создания и реализации проекта «Уроки доброты» была обусловлена выше перечисленными факторами.
2. Паспорт проекта
Тип проекта Познавательно - исследовательский.
Сроки реализации Краткосрочный – 1 неделя (5 дней)
Цель проекта Формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях.
Задачи проекта • Формировать у детей положительное отношение ко всем людям;
• Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
• Развивать представления детей о понятиях «добро», «зло» их важности в жизни людей.
• Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость).
• Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении.
Прогнозируемые
результаты проекта Предполагаемый результат со стороны детей:
1. Дети хорошо будут понимать что такое «зло», «добро», «хороший поступок», «плохой поступок», «добрый человек», «злой человек» .
2. Проявится способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
3. Дети научатся понимать настроение других, выражать свое настроение при помощи красок.
4. Дети научатся организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о добре.
Предполагаемый результат со стороны родителей:
Повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы.
Предполагаемый результат со стороны педагога:
В группе будут созданы необходимые условия для формирования первоначальных представлений детей о нравственных чувствах и эмоциях.
Участники проекта Дети группы, родители, воспитатели группы.
Сроки реализации: I этап. Подготовительный.
Разработка проекта; Доведение до участников важность данной темы; Подбор методической и художественной литературы, наглядно-дидактического материала; Опрос родителей «Доброта и современный мир – миф или реальность?»;
II этап. Основной.
Реализация основных видов деятельности проекта.
III этап. Заключительный.
Анализ и подведение итогов проекта. Итоговое активное занятие «Добрый мир».
3. План реализации проекта «Уроки доброты».
I этап. Подготовительный.
Понедельник
Подбор методической и художественной литературы, наглядно-дидактического материала.
Донесение до родителей важность данной темы - Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме. Заполнение шкатулки «Добрый мир» (дети вместе с родителями) - добрыми словами и пожеланиями другу.
II этап. Основной.
Вторник
Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Уроки доброты от тетушки совы».
Чтение художественной литературы: В. Катаев «Цветик-семицветик» (обсуждение и оценка поступков героев).
Чтение пословиц и поговорок о добре и дружбе, разъяснение их смысла детям
Решение проблемных ситуаций «Как поступить».
Дидактические игры - «Заплатки для коврика», «Я не должен - я должен», «Радио».
Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Репка».
Опрос родителей «Доброта и современный мир – миф или реальность?».
Среда
Подвижные игры: «Все наоборот» и др.
Беседы: «Что такое дружба?», «Если добрый ты».
Чтение литературы С. А. Сухомлинский «Для чего говорить спасибо», С. Я. Маршак «Что такое хорошо, что такое плохо».
Изготовление флаеров «Подари улыбку другу»;
Опрос родителей «Доброта и современный мир – миф или реальность?».
Четверг
Подвижная игра: «Волшебный стул».
Игры «Мирилки»- «Мирись, мирись.», «Ты мой друг и я твой друг…» и др. ;.
Чтение литературы – «Золотое яичко», «Теремок».
Коллективная работа - аппликация «Теремок».
Рекомендации для родителей по воспитанию доброты в детях.
III этап. Заключительный.
Пятница
Беседа: «Какое у тебя настроение?»,
Занятие: «Доброта как солнце светит».
Чтение художественной литературы: А. Е. Осеева «Волшебное слово». Дидактические игры: «Оцени поступок», «Сломанный карандаш».
Консультация для родителей: «Воспитание добротой – основа семейных ценностей».
Итоговое активное занятие «Добрый мир».
4. Материалы и литература.
Понедельник
Дети вместе с родителями, приходя в детский сад, заполняют шкатулку «Добрый мир». (На маленьких листочках пишут добрые слова, пожелания другу. В течении дня воспитатель читает – вместе с детьми обсуждаем).
Родители знакомятся с материалом по теме в уголке для родителей (консультация).
Вторник
Игра «Заплатки для коврика».
Время Деятельность педагога и детей
Проблема 3 мин. Воспитатель: Ребята! У меня есть «ковёр –самолёт», на нём мы и отправимся в путешествие. (воспитатель разворачивает «ковёр- самолёт», а там – дырки в форме геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг).
Воспитатель: Ребята, беда, «ковёр- самолёт» дырявый, кто -же это сделал? (ответы детей).
Решение проблемы 8мин. Мне кажется, это сделал тот про кого я сейчас загадаю загадку:
Под полом таится
Кошки боится. Кто это? (Мышка).
Воспитатель: Правильно, ребята, это мышка прогрызла наш ковёр- самолёт, а чтобы нам отправится в путешествие, нужно отремонтировать «ковёр- самолёт».
Д/игра «Найди заплатку»
(лежат геометрические фигуры, дети накладывают их и определяют «заплатки», которые подходят для ремонта «ковра- самолёта»)
Воспитатель: Ребята, какие геометрические фигуры нам понадобились.
Дети: Круг, треугольник, квадрат.
Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте скажем волшебные слова:
-Наш ковёр по небу мчится,
Что же с нами приключится?
Закрывайте быстро глазки,
Чтобы очутиться в сказке.
Воспитатель: - В сказку с вами мы попали
А в какую – отгадайте?
Ребята, вы загадки отгадывать любите? (ответы детей)
При помощи загадок узнаем в какую сказку мы прилетели.
1. Он седой с бородой
Очень старый и хромой! (дед)
2. Она старенькая, седая, добрая и простая
В доме с дедушкой живёт
Внучка как её зовёт? (бабушка)
3. У дедушки и бабушки девочка живёт
Как же эту девочку бабушка зовёт? (внучка)
4. Гладишь- ласкается
Дразнишь- кусается
На цепи сидит
Дом сторожит. (Собака).
Воспитатель: Ребята, а как собака лает? (Гав-гав-гав). А как зовут детёныша собаки (Щенок). Ребята щенок большой или маленький. (Маленький, значит как лает (Тоненьким голосом ав-ав-ав) .
5. У неё четыре лапки,
Лапки- цап-царапки
Пара чутких ушей
Она гроза мышей. (кошка)
- Кашка как мяукает?
А кто у кошки детёныш, сынок.
Дети: - Котёнок.
Воспитатель: Котёнок большой или маленький?
Воспитатель: Правильно, маленький, значит, как мяукает. (тоненьким голоском)
Ребята, отгадали в какую сказку мы с вами попали.
Воспитатель: Правильно, мы с вами в сказке «Репка».
(Совместный пересказ сказки “ Репка” по вопросам.)
1. Kтo посадил репку? (ответы детей)
2. Какая выросла репка? (ответы детей)
3. Кто захотел вытянуть репку? (ответы детей)
4. Кто ему помог? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы Ребята! Вот и сказки конец. Нам надо возвращаться домой в детский сад. Давайте сядем на ковёр- самолё т и скажем волшебные слова:
Наш ковёр по небу мчится,
Чтоб домой нам возвратиться.
Рефлексия 4 мин. Воспитатель: Ну вот ребята мы с вами и дома.
Дети, в какую сказку мы сегодня играли?
Правильно, сказка называется “ Репка”.
Ребята, а чему нас с вами учит эта сказка? (нужно помогать друг другу)
Репку вытянули потому, что все были дружными, помогали друг другу, в большом деле никто не лишний. Даже маленькая мышка помогла.
Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Репка».
Среда
Беседа - «Если добрый ты».
Учить детей общаться друг с другом. Дать понятие, что такое дружба. Каким образом проявляются дружеские чувства. Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова.
Оборудование: куклы, оборудование для препятствий (кубик, обручи и т. п., жёлтая гуашь, кисти, солнце, аудиозапись песня «О дружбе».
Время Деятельность педагога
Проблема 3 мин. На стульчиках сидят куклы, отвернувшись друг от друга.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это случилось с нашими куклами?
( Ответы детей: они поссорились, отвернулись, поругались.)
Воспитатель: Я поссорился с дружком, мы с ним больше не играем
И друг с другом не болтаем, мы с ним больше не вдвоем.
Каждый со своей обидой целый день один сидит.
Каждый о своей обиде без умолку говорит.
Решение проблемы 8мин. Воспитатель: Ребята, вы хотите наших кукол подружить? ( Ответы детей: да, хотим.) А у вас есть друзья в группе? Назовите, кто ваш друг (подружка). Что же такое дружба?
( Ответы детей: когда не ссорятся, играют вместе, держатся за руки, помогают друг другу, делятся игрушками, сладостями и т. п.)
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Да-нет». Я буду вам говорить ситуацию, а вы мне будете говорить «да», если дети -дружат и «нет», если не дружат.
Игра «Да-нет».
Воспитатель: Дружба - это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба – это улыбки друзей и т. п.
Мирилка:
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
Игра - имитация «Настроение».
Воспитатель: Давайте с вами улыбнемся (дети улыбаются).
А теперь нам стало грустно, нахмуримся (дети хмурятся).
- Ребята, когда мы с вами хмуримся, то мы грустим, а когда улыбаемся, нам так хорошо, радостно. Улыбнитесь и нашим куколкам. Может им станет тоже радостно и они захотят помириться?
- А сейчас покажем нашим куклам, какие мы с вами дружные, и нам не страшны ни какие препятствия. У нас в группе появилась «дорожка дружбы». Надо, держась за руки, помогая друг другу, парами пройти её.
Подвижная игра «Друг без друга нам нельзя».
(Воспитатель ставит несколько препятствий на пути детей и показывает как пройти на примере с одним ребёнком. Дети, повернувшись лицом друг к другу, держат друг друга за ручки и преодолевают препятствия: перешагивают через кубики, прыгают из обруча в обруч и т. д.)
Воспитатель: Вот мы с вами поиграли, ноженьки у нас устали.
Мы пойдем и немного отдохнем.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, помирились наши куколки? ( Ответы детей: ещё нет.) Тогда покажем им, что у нас в группе дружны не только девочки и мальчики, но дружны и наши пальчики.
Пальчиковая игра «Дружные пальчики».
Дружат в нашей группе (пальчики в замок, сгибать и
Девочки и мальчики. выпрямлять их)
С вами мы подружимся, (соединить кончики пальцев
Маленькие пальчики. обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять (похлопать каждой парой
Начинай скорей считать. пальчиков)
Раз, два, три, четыре, пять (встряхнуть кистями)
Мы закончили считать.
Воспитатель: Вот и согрелись наши ручки и пальчики, как от солнышка. Тёплого, доброго, приветливого, как дружба. Посмотрите на это солнышко. Какое оно? ( Ответы детей: жёлтое, круглое, большое) А чего не хватает у солнышка? ( Ответ детей: лучиков) Правильно! А где же мы возьмём лучики? Может наши ладошки подойдут. Они похожи на лучики солнышка? Давайте сделаем отпечатки наших ладошек к солнышку вместо лучиков.
Рефлексия 4 мин. Воспитатель: Посмотрите, ребята, наши куколки улыбаются друг другу, они рады. Вот наши куклы и помирились! Теперь возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод вокруг нашего солнышка и кукол, улыбнемся друг другу и станцуем.
(Дети в хороводе ходят по круг за руки, выставляют ножки, делают пружинку, фонарики.)
Воспитатель: Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться!
Изготовление флаеров «Подари улыбку другу»
Четверг
Четверг
Коллективная работа - аппликация «Теремок».
Учить детей с помощью воспитателя пересказывать небольшие отрывки из народных сказок. Учить в аппликации изображать животных, передавая их образную выразительность. Учить детей создавать коллективную композицию, используя нетрадиционный метод работы (рваной бумагой). Учить детей работать сообща, дружно. Воспитывать радость от восприятия результата общей работы.
Материалы: картина «Теремок» (рисунок воспитателя, клей, цветная бумага, вырезанные силуэты елочек, дуба, лягушки, мышки, зайца, лисы, волка, медведя.
Время Деятельность педагога
Проблема 3 мин. Раздается стук в дверь. Звучит народная музыка, в группу заходит Петя-петушок в руках у него яркая коробка.
Петя: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Я Петя-петушок - золотой гребешок.
С спозаранок я хожу, всех на свете разбужу!
А сегодня пришел в детский сад, вас порадовать, ребят!
Вам посылку передать, да и сказку рассказать
Там в лесу, что так далек
Стоит терем- теремок
Стоит терем- теремок
Он не низок, не высок
В нем зверюшки живут
И посылочку вам шлют.
Воспитатель: Спасибо, Петя. Ребята, какой неожиданный сюрприз!
Давайте посмотрим, что в нем? (воспитатель достает книгу «Теремок»).
Какая красивая книга, это же наша любимая сказка «Теремок». Теперь у нас в группе будет такая замечательная книга. И сможем читать и смотреть ее в любое время. Понравилась вам книжка?
Давайте поблагодарим Петушка. Спасибо! До свидания Петушок!
У меня тоже есть теремок, подойдем и рассмотрим его. Он пустой, в нем нет жителей.
Решение проблемы 8мин. Сегодня мы с вами своими руками сделаем зверей из сказки «Теремок» и поселим в наш «Теремок». Воспитатель показывает силуэты животных.
А теперь давайте вспомним, кто же прибегал к теремку?
-мышка-норушка
-лягушка-квакушка
-петушок-золотой гребешок
-волчок-серый бочок
-лисичка-сестричка
-зайка-побегайка
-медведь-косолапый
Скажите, ребята, как одним словом можно назвать лягушку, зайку, лисичку, волка, медведя? (животные, звери).
Чтобы вокруг теремка было красиво, посадим деревья.
Воспитатель: выходите ко мне на ковер и давайте представим себя жителями теремка.
Покажите, как прыгает лягушка, как ходит лисичка, как прыгает зайка, как ходит мишка косолапый, как волчок крадется, как мышка пищит и убегает? (Дети имитируют движения животных.)
А теперь я предлагаю вам изобразить этих животных, чтобы они смогли заселиться в наш теремок.
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
Мы будем рвать разноцветную бумагу на мелкие кусочки, с их помощью мы украсим – оживим наших зверюшек.
(Апплицируют животных приемом – рваная бумага.)
Я покажу вам каким способом мы будем выполнять нашу работу.
(Объясняю последовательность апплицирования рваной бумагой, на примере дерева. Напомню, что шерсть у животных густая, не забывать какого цвета.)
Во время работы буду напоминать об аккуратности выполнения.
Самостоятельная работа детей.
«А работы-то на диво!
Похвалить мне вас пора!
Сделали все так красиво,
Что за чудо мастера!»
Рефлексия 4 мин. Воспитатель: очень красивые животные получились и они хотят жить в нашем сказочном «Теремке». Ребята, вот наше занятие подошло к концу, вы все постарались, работы выполнены аккуратно, правильно
Пятница
Итоговое активное занятие «Добрый мир».
Занятие проводится на основе книги 2 для развития детей 3-4 лет.
Цель: Освоение понятия социокультурной категории «Образ» и осмыслить его.
Задачи: Объяснить, что добрый мир- это мир, в котором мы должны проявлять доброе отношение к окружающему нас. Создать правильный настрой общения в группе с родителями. Формировать правильное восприятие мира.
Введение:
1. Знакомство родителей с книгой для развития детей 3-4 лет. «Добрый мир» (М. Истоки 2007 г.)
2. Работа в круге выполнение заданий к сказке Ушинского К. Д. «Золотое яичко» и стихотворения Е. Королевой «Наш дом».
3. Оформление странички альбома «Добрый мир» вместе с родителями.
4. Ресурсный круг «Добрый мир».
Знакомство родителей с частью книги: «Добрый мир».
Присоединение:
В детстве мы видим любовь и ласку родителей. Не замечаем того, что другое нас окружает.
Мать нас «Как в раю оберегает, заботится о том, чтобы у нас всё было хорошо, любит просто за то что мы есть. Ребёнок берёт всё, что в нас есть. Он берёт всё это, потому, что эта любовь идёт ребёнку без фальши и обмана.
Ребёнок запоминает все наши хорошие отношения, которые не обманывают их! Чем больше добрых эмоций получает ребёнок,
тем больше добрых жизненных качеств откладывается в нём.
Желательно чтобы весь период возрастания ребёнка проходил под девизом семьи «Мир добра».
Родители должны хотеть и желать воспитывать, чтобы дети любили мир и всё что его окружает.
Предложить детям послушать детям «Сказ» - «Наш дом» и поразмыслив об этом ответить на вопросы: «Что же нас всех окружает?» (где наш общий дом? Хорошо ли нам в нем живется? Что надо с ним делать?- любить и беречь.)
Прочитать рассказ на странице 22 «Самый лучший в мире дом». Предложить детям сказать, почему наш дом самый лучший. Выслушиваются ответы детей.
Активное занятие
Ресурсный круг - «Добрый мир».
Этапы работы:
1 этап
Побеседовать «Что такое Добрый мир».
-Как воспитываю ребенка, чтобы у него сохранялось доброе отношение друг к другу.
-Как дети воспринимают вместе образ солнышка и действительность.
2 этап
Основной.
Предлагаю родителям ответить на вопрос «Как вырастить и воспитать счастливого, здорового и вполне нравственного человека».
Предлагаем родителям сесть в круг, чтобы могли чувствовать друг друга.
Воспитатель предлагает ответить на вопрос - «Что надо сделать, чтобы вырастить счастливого, здорового ребенка».
Сидящий слева высказывает свое мнение и передает слово сидящему рядом родителю при помощи предмета - например солнышка. Так по очереди высказываются все желающие.
Воспитатель подводит итог всего разговора- Чтобы вырастить такого ребенка надо воспитывать его духовную нравственность и прививать любовь к окружающему.
Предложить родителям вместе с ребёнком оформить страницу Альбома -нарисовать столько солнышек, сколько их окружают добрые люди, вписать их имена.
3 этап
Заключительный.
Что нового мы узнали. О чём говорили.
Литература
1. Книги по программе «Социокультурные истоки» - Книга 1 и книга 2 по категории «Добрый мир».
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2—7 лет. — М. : Мозаика-Синтез, 2005.
3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир: Программа и методические рекомендации. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.
4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Младшая группа Сфера 2007
5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольника с художественной литературой» Конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера» 1998 г.
6. Шорыгина Т. А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М. : Прометей; Книголюб, 2005 г.
7. Всемирная сеть интернет.