Марина Замогильная
Проект учителя-логопеда «Умелые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
учителя-логопеда
Замогильной М. С.
за 2019-2020г.
«Ловкие пальчики»
Проект учителя-логопеда Замогильной М. С. за 2019-2020 г.
1. Название проекта : Проект по развитию мелкой моторики рук «Ловкие пальчики»
2. Тематическое поле: В детском саду все больше детей со сложными нарушениями в речи, которые влияют на общее развитие ребенка, его поведение и мышление. Чаще всего у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики. Совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук у дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить поставленные задачи и добиться ощутимых положительных результатов.
Публикация «Проект учителя-логопеда „Умелые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
3. Проблема: С каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.
4. Цель: разработать систему работы направленную на повышение компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
5. Задачи:
показать родителям необходимость развития у детей мелкой моторики и координации движений рук;
составить перспективный план работы с родителями по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»;
подобрать и оформить материал по теме;
привлечь родителей к изготовлению творческих работ, поделок и рисунков, способствующих развитию мелкой моторики рук;
сформировать у родителей практические навыки владения способами развития мелкой моторики рук у детей;
обогащение родительского опыта в воспитании детей.
6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта) :
Беседа, коррекционно-развивающие занятия логопеда с детьми по лексическим темам, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, показ презентаций и видеороликов, творческие работы по теме проекта, изготовление совместных работ с родителями
7. Описание продукта, полученного в результате проекта :
Памятки для родителей, проведение опросов с целью выявления их компетентности;
Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (деловые игры);
Консультации и сообщения, папки-передвижки, буклеты для родительского уголка;
Домашнее задание - участие в выставках, изготовлении пособий своими руками;
Фото-видеоотчет;
Выставка для родителей пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
8. Вид проекта : творческий, долгосрочный, коллективный.
9. Состав участников: дети младшего, среднего, старшего возраста; воспитатели, а также родители детей-логопатов.
10. Межпредметные связи:
Название раздела программы
Содержание Задачи
1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ - Ознакомление с художественной литературой;
- дидактические игры и упражнения;
- заучивание и чтение стихотворений наизусть;
- интонационное выделения слова;
- речевой образец;
- вопросы к детям;
- договаривание слов;
-словотворчество;
- рассматривания иллюстраций;
- развитие активного и пассивного словаря;
- воспитание звуковой культуры;
- речедыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- развитие и совершенствование пальцевой моторики
- рефлексия
- Активизация и расширение словаря по теме;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря;
- восприятие музыки, художественной литературы.
2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Творческие работы по данной теме
- Развитие эстетического вкуса;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- развитие координации движений рук, зрительно-двигательной координации в процессе рисования;
- формирование готовности к совместной деятельности;
- развитие интереса к творческой и изобразительной деятельности и ее результатам
3. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - Дидактические игры-упражнения;
- ознакомление с предметным окружением; - Развитие воображения и творческой активности
4. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ - виды театральной деятельности –пальчиковый театр с разыгрыванием инсценировок;
Рассматривание эмоций на картинках и пиктограммах;
- воспроизведение эмоций в рисунках и играх;
- обсуждение эмоций и их причин;
-участие в совместной деятельности (коллективные творческие работы и рисование) - Общение и взаимодействие
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания
- формирование готовности к совместной деятельности
11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта :
Ожидаемые результаты работы проекта :
Посильное участие родителей в формировании навыков у детей;
Участие родителей и детей в организации различных педагогических мероприятий;
Повышение уровня знаний у родителей по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста», как результат согласованных действий учителя-логопеда с родителями;
Сформированность у родителей умения использовать различные средства, методы, игровые приемы для развития мелкой моторики рук у детей в детском саду и в домашних условиях.
12. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : альбомы, цветные листы для творчества, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, пластилин, природный материал (шишки, сухие листья, горох, орехи, фасоль, каштаны, камни, песок, косточки от фруктов, семечки от овощей и фруктов и т. д.). Бытовые материалы: шестигранные карандаши, прищепки, шнурки, ватные диски, клей.
13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам :
Этап Содержание деятельности
Сроки
Подготовительный 1. Диагностика развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи;
2. Анкетирование родителей;
3. Ознакомительная работа с родителями;
4. Сбор анамнестических данных о ребенке;
5. Составление перспективного плана по реализации проекта
6. Индивидуальные беседы.
7. Определение целей и задач проекта.
8. Составление плана мероприятий.
9. Подбор методической литературы.
10. Ознакомление родителей с проектом.
Сентябрь-октябрь
Февраль
Март
Практический 1. Тематические консультирования: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?», «Развитие графического навыка у детей», Пальчиковые игры и гимнастика для рук»;
2. Видеофрагменты развивающих занятий с детьми «В кабинете логопеда» на развитие мелкой моторики:
3. Оформление видеоинформации;
4. Памятки по выполнению домашних заданий;
5. Работа с тетрадями домашних заданий;
6. Дидактические игры, пальчиковые игры и упражнения со словами на развитие мелкой моторики;
7. Массаж на снятие мышечного напряжения;
8. Виды театральной деятельности: инсценировки, пальчиковые игры на развитие ловкости рук, движения кистей и пальцев, умелость, точность и выразительность движений, а также упражнения, развивающие речь;
9. Подборка литературы и видеороликов по развитию речи детей. Февраль
Март
Апрель
Май
Заключительный 1. Итоговая развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи;
2. Домашние задания для родителей и детей в летний оздоровительный период;
3. Вручение грамот и дипломов об участии детей в различных конкурсах за весь учебный год
4. Анализ проделанной работы. Апрель
Май
Презентационный Презентация, видеоматериалы, фотосессия Май
14. Организационные формы работы над проектом :
Формы работы
Сроки
Родительские собрания: круглый стол, родительский лекторий
В течение года
Ежедневный непосредственный контакт с родителями В течение года
Индивидуальные консультации
В течение года
Ознакомление родителей с достижениями ребенка.
В течение года
Обучение родителей практическим приёмам и упражнениям развития и коррекции речи.
В течение года
Обучение родителей выполнению с ребёнком заданий логопеда.
В течение года
Практикумы-семинары для родителей
В течение года
Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя языка. В течение года
Презентация, видеоролики Май
15. Форма проведения презентации: фото-видеоматериал, грамоты и дипломы детей в течении всего учебного года.
Литература
1. Маркина Т. С. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями. Журнал «Логопед в детском саду», 2014 г., № 4.
2. Жеребнова В. П. Консультативно-просветительская работа как форма взаимодействия учителя-логопеда с семьёй. Журнал «Дошкольная педагогика», 2013 г., № 9.
3. Космалева Л. Л. Личностно-ориентированные формы взаимодействия логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи. Журнал «Дошкольная педагогика», 2013 г., № 3.
4. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. 2012 г. – 96 с.
5. Черенкова Е. Оригинальные пальчиковые игры. Москва. 2007. – 186 с.
6. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. Москва 2012. – 64с.
7. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2005.
8. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 2000. – 192 с.