Танзиля Байрамгулова
Проект Уголок боевой и трудовой славы «Богатырская застава»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В настоящее время проблема военно-патриотического воспитания является актуальной. Стала заметней постепенная утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Патриотизм как важная социальная основа духовно-нравственного единства общества, укрепление его государственности. Для поиска пути решения этой проблемы и возникла необходимость написания данного проекта с использованием литературных произведений, исследований, посвящённых ветеранам-землякам и детям войны. Данный проект продиктован необходимостью совершенствования содержания, методов и технологий патриотического воспитания в дошкольной организации, стремлением создать единое пространство гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей, ориентирующее эту деятельность на социально-нравственные ориентиры.
Публикация «Проект Уголок боевой и трудовой славы „Богатырская застава“» размещена в разделах
- Богатыри. Проекты
- День Победы. Мини музеи и военные уголки
- Оформление детских садов
- Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Данный проект необходимо использовать не только в образовательной деятельности, но и в социальном партнерстве окружающего сообщества, так как именно она наиболее эффективна в создании положительной мотивации, без которой, как известно, нельзя добиться желаемого результата ни в одном деле. Обширные и разнообразные материалы проекта позволят детям разносторонне узнать судьбу своего народа.
Тема проекта: Уголок боевой и трудовой славы «Богатырская застава»
Тип проекта: Долгосрочный, 2017 – 2020 годы.
По содержанию По виду проектной деятельности
Познавательный Информационный
Исследовательский
Творческий
Информационно-практико-ориентированный
Актуальность проекта: Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. К сожалению, настоящих патриотов остаётся всё меньше. И чтобы наши потомки не забыли значение слов «Родина», «патриот», мы должны научить ощущать себя частицей народа, сохранять и преумножать богатства своей страны. Но главное, мы должны научить этому наших детей. Создание Уголок боевой и трудовой славы «Богатырская застава» поможет воспитанникам формировать уважение к культуре и истории своего народа, способствовать подготовке подрастающего поколения к службе в рядах Вооружённых Сил России. Расширять представления об историческом прошлом, о героизме и патриотизме земляков.
Цель проекта: Создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства дошкольной организации, главной ценностью которого является личность каждого ребёнка, а целью – воспитание в нём человека культуры, гражданина, патриота.
Задачи проекта:
Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
Формирование духовно – нравственных качеств личности.
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности.
Формирование трудовой мотивации и навыкам поведения в социуме.
Формирование социальной и коммуникативной компетентности воспитанников средствами образовательной деятельности.
Формирование знаний об историческом и военном прошлом России, о героизме солдат и тружеников тыла.
Развитие нравственно-этических представлений, эмоционального отклика, сопереживания и сочувствия к ветеранам; бережного отношения к природе.
Воспитание патриотических чувств.
Способствование проявлению активной жизненной позиции.
Принципы реализации:
принцип дифференциации, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
принцип системности;
принцип самовыражения участников образовательного процесса;
принцип обеспечения успешности – успех в деятельности не только помогает раскрытию потенциала ребёнка, но и открывает перед ним новые возможности.
Воспитание воспитанников должно быть направлено на формирование ключевых компетенций личности ребёнка. Кроме того, реализуя данный проект, мы исходим из позиции, что воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами образовательной деятельности.
Этапы реализации проекта:
№ п/п Этапы реализации проекта Мероприятия проекта
1. 1 этап - подготовительный
На этапе создаётся информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания. Формирование творческой группы по направлению деятельности (в творческой группе участвуют три человека: руководитель группы, экскурсовод, фотокорреспондент).
Разработка проекта, плана по организации и проведения цикла мероприятий подбор (Приложение 1)методической литературы;
Вовлечение родителей (законных представителей) и социальных партнеров в проектную деятельность;
Создание предметно-развивающей среды.
2. 2 этап – основной (практический)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта Проводить запланированные мероприятия для реализации проекта;
Журналистское (создание видеоматериалов);
Организационно-досуговое (организация и проведение цикла мероприятий);
Агитационно-театральное (подготовка и выступление воспитанников в концертных программах, участие в конкурсах);
Информационно-просветительское (экскурсии в образовательные организации, встречи с сотрудниками городской библиотеки № 8, МБОУ «СОШ № 22», МБОУ «СОШ № 32», ЦДиЮТТ «Патриот», краеведческий музей им. Т. Д. Шуваева, «Сибирские Увалы»).
3. 3 этап – аналитический (заключительный)
Систематизация и обобщение полученных знаний обучающихся, компетентности родителей. рефлексия выбранной жизненной позиции участников проекта;
организация диагностических мероприятий с участниками проекта;
мониторинг эффективности реализации проекта.
Применяемые технологии:
опрос, анкетирование (Приложение 3, тестирование;
собеседование;
интерактивная рефлексия;
анализ.
Ожидаемый результат:
Уголок Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава» является центром военно-гражданского и патриотического воспитания.
Разработан комплекс мероприятий по различным направлениям работы Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава».
Существует постоянная взаимосвязь и тесное сотрудничество с городскими общественными организациями, городская библиотека № 8, МБОУ «СОШ № 22», МБОУ «СОШ № 32», ЦДиЮТТ «Патриот», краеведческий музей им. Т. Д. Шуваева, «Сибирские Увалы», ветеранами, участниками войны, тыла, старожилами города.
Составлены экспозиции, собран материал для Уголка Боевой и Трудовой Славы.
Ведется поисково-исследовательская работа по различным направлениям военно-патриотической тематики, трудовой биографии города, ветеранов труда.
Разработан комплекс экскурсий по материалам Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава».
Установлено шефство и оказывается посильная помощь участникам войны и тыла, пенсионерам, старожилам микрорайона.
Формы и методы работы с обучающимися:
Комплекс мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием воспитанников старшего дошкольного возраста.
Образовательная деятельность по областям.
Система социального партнерства.
Работа кружка «Юный экскурсовод» (Приложение 2, секций.
Работа Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава», обогащение его экспонатами и экспозициями.
Концерты, праздничные мероприятия.
КТД «Сыны Отечества», декада Памяти, Вахта Памяти, мероприятия в рамках оборонно-массовой работы.
Участие в городских конкурсах – смотрах.
Организация родительского клуба.
Проведение совместно с родителями и педагогами интеллектуальных, спортивных мероприятий.
Выставки творческих работ.
Участие в акциях «Подарок» (ветеранам ВОВ, участникам городской общественной организации «Дети – Фронту», «Посылка солдату», др.).
Работа психолого-педагогической службы.
Организация встреч с ветеранами, шефство над ветеранами.
Организация встреч, концертов, проведение совместных дел с военнослужащими.
Смотр уголков Боевой и Трудовой Славы по группам.
Работа с родителями:
Привлекать родителей к сбору познавательного материала для пополнения развивающей среды группы и экспозиции уголка.
Проводить консультации на темы, например «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье», «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», «Как воспитать маленького патриота?» и др.
Привлекать родителей к организации и участию в групповых праздниках, занятиях на тему «Большая и малая Родина».
Подготовить вместе с родителями папку - передвижку «Азбука патриотизма», «Дидактические игры по патриотическому воспитанию» и др.
Организовывать участие родителей в конкурсах рисунков «Была война, была блокада…», в совместных с детьми выставках работ к фольклорным праздникам.
Проводить анкетирование родителей «Ребёнок в музейном пространстве». Проводить для родителей дни открытых дверей, праздники, развлечения.
Организовать совместное написание детей и родителей сочинений на тему: «Если бы я был (а) президентом» или «Кем я хочу стать, когда вырасту».
Оценка результатов проекта:
Уровень сформированности поисковых навыков у воспитанников и их родителей (законных представителей) будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в интеллектуальных и спортивных играх, беседах, поисковой.
Уровень сформированности поисковых знаний у взрослых будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
Положительное отношение к реализации данного проекта - 100%;
Участие родителей в проводимых мероприятиях - не менее 90%;
Успешное усвоение детьми навыков патриотизма -100%.
Практическая значимость проекта:
Реализация данного проекта станет одним из целевых направлений развития деятельности МАДОУ по городу Нижневартовска ДС № 86 «Былинушка», повысит знания у родителей (законных представителей) и обучающихся, воспитание человека культуры, гражданина, патриота. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат и повлиять на повышение качества образовательного процесса в целом, адаптацию и социализацию воспитанников на следующей возрастной ступени развития.
Участники проекта: Воспитанники старшего дошкольного возраста, родители (законные представители, воспитатели, музыкальный руководитель, социальные партнеры.
Срок реализации проекта: Бессрочный.
Документация Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава»:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2015-2020 годы»;
Инвентарная книга на базе Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава»;
Акт приема памятников истории и культуры на базе Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава»;
Журнал регистрации и описания поступлений в Книге учета фонда на базе Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава»;
Журнал учета выставок на базе Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава»;
Журнал учета массовых мероприятий на базе Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава»;
Журнал учета экскурсионной и просветительской работы на базе Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава»;
Журнал фондов музея на базе Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава»;
Входящая документация творческой группы по реализации проекта Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава»;
Исходящая документация творческой группы по реализации проекта Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава»;
Деятельность творческой группы по реализации проекта Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава»;
Книга отзывов Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава». (Приложение 4)
Приложение 1
План мероприятий Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава»
на 2016 – 2017 учебный год.
п/п Мероприятия Сроки Ответственный
Документоведение
1. Составление локальных актов, плана работы на 2016- 2017 уч. год Сентябрь Творческая группа
2. Оформление инвентарной книги Сентябрь - Октябрь Т. Н. Байрамгулова
3. Сбор информации и экспонатов для мини-музея В течение года Творческая группа
4. Определение перспектив музейной педагогики Май Творческая группа
Экскурсии
5. Виртуальная экскурсия - презентация, посвященного "Дню единства, согласия и примирения"для детей общеразвивающей направленности 4 – 7 лет Ноябрь
03.11.16 Творческая группа, воспитатели,
воспитанники
6. Виртуальная экскурсия – презентация, посвященного "Международного дня толерантности", "Жить в мире с другими" для детей общеразвивающей направленности 4 – 7 лет Ноябрь
16.11.16 Творческая группа, воспитатели,
воспитанники
7. Виртуальная экскурсия – презентация, посвященного "День Неизвестного Солдата", "Есть память, которой не будет конца"для детей общеразвивающей направленности 4 – 7 лет Декабрь
03.12.16 Творческая группа, воспитатели,
воспитанники
8. Виртуальная экскурсия – презентация, посвященного "Дню героев Отечества"для детей общеразвивающей направленности 4 – 7 лет Декабрь
09.12.16 Творческая группа, воспитатели, воспитанники
9. Игры - познания "Мои права и обязанности"для детей общеразвивающей направленности 4 – 7 лет Декабрь
12.12.16 Творческая группа, воспитатели, воспитанники
10. Тематические мероприятия в группах
"Герои среди нас", посвящённые Дню памяти о россиянах, выполнявших служебный долг за пределами Отечествадля детей общеразвивающей направленности 4 – 7 лет Февраль
15.02.16 Творческая группа, воспитатели, воспитанники
11. Виртуальная экскурсия "За честь Родины" для детей общеразвивающей направленности 4 – 7 лет Февраль
23.02.16 Творческая группа, воспитатели, воспитанники
12. Образовательная деятельность, «О городах героях» для детей общеразвивающей направленности 4 – 7 лет Апрель Творческая группа, воспитатели, воспитанники
13. Виртуальная экскурсия - презентация, посвященная 72 – годовщине победы в ВОВ "Солдат победитель" для детей
общеразвивающей направленности 5 – 7 лет Май Творческая группа, воспитатели,
воспитанники
14. Виртуальная экскурсия – презентация, посвященного "Дня России", "Россия - это я и ты!"для детей общеразвивающей направленности 4 – 7 лет Июнь Творческая группа, воспитатели, воспитанники
Культурно – массовая работа
15. Разработка положения конкурса рисунков "Национальный костюм», посвященный к «Международному дню толерантности" Октябрь Творческая группа
16. Подведение итогов конкурса
рисунков"Национальный костюм» Ноябрь Творческая группа
17. Разработка положения конкурса рисунков "Герои Отечества" Ноябрь Творческая группа
18. Подведение итогов конкурса
рисунков"Герои Отечества" Декабрь Творческая группа
19. Разработка положения конкурса рисунков "Наша армия сильна!", уголков в группах "Мой дедушка и папа Защитники Родины" Январь Творческая группа
20. Подведение итогов конкурса
рисунков "Наша армия сильна",
уголков в группах "Мой папа солдат" Февраль Творческая группа
21. Спортивное развлечение совместно с родителями "А, ну-ка папы" Февраль Творческая группа, воспитатели
22. Разработка положения конкурса
мини – макетов "Военная техника своими руками", уголков в группах "Я помню, я горжусь" Март Творческая группа
23. Занятие – праздник "Этот День Победы" для группы общеразвивающей
направленности 6 – 7 лет Апрель Творческая группа, воспитатели:
Т. Н. Байрамгулова,
24. Подведение итогов конкурса мини – макетов "Военная техника своими руками", уголков в группах "Я помню, я горжусь" Май Творческая группа
Социальное партнерство
25. Эколого-краеведческое мероприятие, выезд сотрудников с детьми в визит-центр "Хуторок". "Сибирские Увалы" Октябрь Творческая группа, воспитатели, воспитанники
26. Игровое мероприятие "Хвоинка". "Сибирские Увалы" Ноябрь Т. Н. Байрамгулова
воспитатели, воспитанники
27. Праздник – развлечение "Самый родной человек". Проект (корпоративный) "Золотые страницы детства" (интерпретация сказки "Волк и семеро козлят", посвященный к «Дню Матери» ГБ № 8 Ноябрь Т. Н. Байрамгулова
воспитатели, воспитанники
28. Лекция "Народы разные – праздник один", цикл музейных мероприятий им. Т. Д. Шуваева Ноябрь Т. Н. Байрамгулова
воспитатели, воспитанники
29. Лекции "Путешествие в красную книгу Югры", "Природа Югры: звери и птицы",цикл музейных мероприятий им. Т. Д. Шуваева Декабрь Т. Н. Байрамгулова
воспитатели, воспитанники
30. Театрализованный утренник "Новогоднее происшествие в сказочном лесу"ГБ № 8 Декабрь Т. Н. Байрамгулова
воспитатели, воспитанники
31. Мероприятие, посвященное культуре коренных народов Севера, "Мир северного детства","Сибирские Увалы" Январь Т. Н. Байрамгулова
воспитатели, воспитанники
32. Лекция "Культура и быт народов Севера",цикл музейных мероприятий им. Т. Д. Шуваева Январь Т. Н. Байрамгулова
воспитатели, воспитанники
33. Виртуальная экскурсия "Сибирская жемчужина", ГБ № 8 Февраль Т. Н. Байрамгулова
воспитатели, воспитанники
34. Мероприятие, посвященное
празднованию «Дня защитников
Отечества», ГБ № 8 Февраль Т. Н. Байрамгулова
воспитатели, воспитанники
35. Лекции "Отсела до города", "Многоликий Нижневартовск", цикл музейных мероприятий им. Т. Д. Шуваева Март Т. Н. Байрамгулова
воспитатели, воспитанники
36. Театрализованное путешествие "В поисках лебединого озера" (к Году экологии в России, ГБ № 8 Март Т. Н. Байрамгулова
воспитатели, воспитанники
37. Мероприятие, посвященное культуре коренных народов Севера "Вороний День", "Сибирские Увалы" Апрель Т. Н. Байрамгулова
воспитатели, воспитанники
38. Лекция "Кинематограф военных лет", музейная встреча "Письмо с фронта", музейные мероприятия им. Т. Д. Шуваева Апрель Т. Н. Байрамгулова
воспитатели, воспитанники
39. МБОУ «СОШ № 32» экскурсия в
музей Боевой и Трудовой Славы
«ИСТОКИ ПАМЯТИ» Апрель Творческая группа, воспитатели, воспитанники
40. Выездная выставка Природный парк
«Сибирские Увалы» Ноябрь Творческая группа, воспитатели, воспитанники
41. Виртуальная экскурсия, посвящённая
ко «Дню Победы», ГБ № 8 Май Т. Н. Байрамгулова
воспитатели, воспитанники
42. Участие воспитанников с родителями в параде посвящённом «Дню Победы». Возложение цветов. Май Воспитатели, воспитанники, родители (законные представители)
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование кружка
«Юный экскурсовод»
Учебная неделя Номер
Педагоги –
ческого мероприятия Название разделов, тем
педагогических мероприятий Примечание
Название темы (часов)
Введение (1 час)
1. 1. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические; государственные, частные, муниципальные, школьные и т. д.
2. 2. О чем рассказывает музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи мини - музея. Знакомство с мини - музеем, уголком Боевой и Трудовой Славы: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты.
Экскурсия – одна из основных форм работы мини - музея (2 часа)
3. 3. Знакомство с теоретическими понятиями "мини - музей", "профиль", "экспонат", "экспозиция", "экскурсовод", "архив", "фонд". Составление словаря экскурсовода "Музейная азбука от А до Я"
4. 4. Экскурсия – одна из основных форм работы мини -музея. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, игровая. Отбор экспонатов. Знакомство с работой экскурсоводов. "Портфель»" экскурсовода (Составление текста и маршрута экскурсии)
История экспонатов, представленных в экспозиции мини - музея (2 часа)
5. 5. Атрибуция музейных предметов. Экспонаты, подаренные мини - музею. Фотоэкспонаты.
6. 6. Экспонаты, собранные воспитанниками, педагогами и родителями в ходе поисково - исследовательской. Описание экспоната.
Фонды мини - музея (3 часа)
7. 7. Основной фонд: вещественные, письменные источники.
8. 8. Вспомогательный фонд. Его состав. Библиотека мини - музея.
9. 9. Учет фондов. Инвентарная книга. оформление инвентарной книги
Сбор материалов для мини - музея и для проведения экскурсии (4 часа)
10. 10. Где и как собирать материалы для мини - музея, для ведения экскурсии. Библиография.
11. 11. Как работать с газетами, журналами, книгами. Художественная, мемуарная, справочная литература для чтения по теме экскурсии
12. 12. Как записывать воспоминания.
Краткая летопись основных событий.
13. 13. Интервью, беседа, анкетирование. Рассказы о людях – участниках знаменательных событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов.
Требования к экскурсоводу (4 часа)
14. 14. Имидж экскурсовода. Этикет. Умение вести беседу. Искусство принимать гостей. Одежда экскурсовода.
15. 15. Речь экскурсовода. Рассказ экскурсовода.
16. 16. Что такое ораторское искусство.
17. 17. Практикум. Упражнения на дыхание, скороговорки. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Практические упражнения, отработка навыков грамотной речи
Основные требования к экскурсии (12 часов)
18. 18. Связь темы экскурсии с экспозицией.
19. 19. Последовательность построения экскурсии по отдельным подтемам и вопросам темы.
20. 20. Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии.
21. 21. Содержание экскурсии. Подтемы, отдельные вопросы экскурсии. Экспонаты.
22. 22. Отработка и сдача учебной экскурсии по частям. Показ и анализ экспонатов. Практикум
23. 23. Отработка и сдача тематической экскурсии.
24. 24. Отработка и сдача обзорной экскурсии.
25. 25. Обсуждение, анализ проведенных учебных экскурсий.
26. 26. Как подготовить доклад, выступление, презентацию.
27. 27. Создание презентаций к выбранной теме экскурсии. Практикум
28. 28. Что такое виртуальная экскурсия?
29. 29. Обзор виртуальных экскурсий по музеям округа, области, России.
Практикум. Посещение и проведение экскурсий
для младших дошкольников (6 часов)*
30. 30. Посещение музея в МБОУ СОШ № 32 (обзорная экскурсия).
31. 31. Посещение краеведческого музея им. Шуваева
32. 32. Посещение детской центральной библиотеки (обзорная экскурсия).
33. 33. Проведение экскурсии "Улицы нашего города" (по улицам Нижневартовска, названным в честь героев Советского Союза).
34. 34. Проведение экскурсии "Города Воинской Славы".
35. 35. Проведение экскурсии по краеведческому мини - музею "Мой край -Югра" (обзор экспозиции).
Приложение 3
Анкета для родителей «Ребёнок в музейном пространстве»
Цель: - Проанализировать заинтересованность родителей (законных представителей) в воспитании героико-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста, средствами музейной педагогике.
Скоординировать работу музея (направление, организацию экскурсий и пропаганду музея).
Способствовать повышению внимания к познавательному развитию ребёнка средствами музейной педагогике.
1. Посещали ли Вы Уголка Боевой и Трудовой Славы «Богатырская застава» ДОО?___
2. Как Вы о нём узнали?___
3. Принимали ли Вы участие в его организации, если да, то в какой форме?___
4. Что Вам понравилось и что хотелось бы изменить в работе музея?___
5. Возрос ли героико-патриотический потенциал вашего ребёнка. Если да, то в чём это выражается? ___
6. Часто ли Ваш ребёнок рассказывает музеи?___
7. Как Вы считаете, нужно ли продолжать работу музею?___
8. Чем, Вы могли бы помочь в организации музея и его экспозиций и экспонатов?___
Спасибо!