Емельянова
Проект «Удивительный мир экспериментов»
▼ Скачать +Заказ
МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»
Проект
Тема: «Удивительный мир экспериментов»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Подготовил: воспитатель
первой квалификационной категории
Аманова Ольга Николаевна
с. Сакмара 2022г
Содержание
Пояснительная записка …3
Проектная карта …. …4
Матрица проекта…. 5
Используемая литература…9
Приложение Выставка «Осенние чудеса!»
Публикация «Проект „Удивительный мир экспериментов“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Приложение Презентация «Игры – эксперименты во второй младшей группе»
Пояснительная записка.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Основным методом деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных игр - опытов.
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Образовательная деятельность Ознакомление с миром природы
ОД «Экспериментирование с водой» Развитие речи
Стихотворение Г. Бойко «Солнышко»
2 Наблюдения, прогулки Подвижная игра «Солнечные зайчики» «Наблюдение за ветром»
Эксперимент «Послушный ветерок» Тематическая прогулка «У солнышка в гостях» Подвижная игра «Капельки и Тучка»
3 Рассказывание Ситуативный разговор: «Если не было бы воды» Беседа «Вода вокруг нас» Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря.
Беседа «О свойствах мокрого и сухого песка» Беседа: «Из чего получаются мыльные пузыри?».
4 Чтение художественной литературы
Рассказ «Как Костя не умывался» Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»; Чтение произведения А. Барто «Девочка чумазая» В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» К. Чуковский «Мойдодыр»
5 Моделирование
«Домик для друзей солнышка»
6 Игры (настольно-печатные, сюжетно-ролевые и дидактические) Разрезные картинки «Собери растения» Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы Кати» Дидактическая игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов) Дидактическаяигра
«Чего не бывает?» Игры – забавы: «Пускание мыльных пузырей»
7 Художественно-творческая деятельность:
рисование «Дождик, дождик, кап, кап, кап…»
Аппликация «Рыбки плавают в аквариуме»
Матрица проекта
Название проекта : «Удивительный мир экспериментов»
Вид проекта : познавательно – игровой.
Проблемное поле: Очень часто в детских садах на занятиях преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, он вынужден получать от педагога готовые сведения о том, как познавали мир другие люди. Такое обучение можно назвать пассивным, у него нет шансов развивать у детей познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания.
Цель:
Формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия.
Задачи:
Воспитательные:
- создать дружескую атмосферу в группе во время проведения эксериментов, воспитание взаимопомощи внутри коллектива
- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
Развивающие:
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в обследовательской деятельности;
-создать условия для экспериментальной деятельности детей;
- совершенствовать мелкую моторику и координацию движений;
- развивать память, мышление, развитие речевых способностей;
-обогащать детско – родительское отношение опытом совместной творческой деятельности.
Образовательные:
- расширять представления о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
- формировать способности самостоятельного обследования предметов;
- обучать умению использовать приборы в обследованиях (лупу, весы, магниты).
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
- ОД
- Игры - эксперименты
- Моделирование
- Чтение художественной литературы
- Наблюдение
Дети:
- Беседы
- Составление рассказа
- Подвижная игра
- Отгадывание загадок
- Художественно – творческая деятельность
Воспитатели группы:
- Создать развивающую предметно-пространственную среду:
- Подобрать иллюстрации
- Подготовить материал для чтения, подобрать книги, загадки, стихотворения
- Маски к подвижной игре
Родители:
Подобрать природный материал для игр - экспериментов
Изготовление поделок вместе с детьми на выставку «Осенние чудеса!»
Итоговое мероприятие: Презентация «Игры – эксперименты во второй младшей группе»
Вид проекта : познавательно – игровой.
Состав участников:
дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам : 1неделя
№№пп Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый Составление паспорта проекта, подготовка материала для экспериментальной деятельности, подбор игр, загадок, стихов 15.11-19.11. 2021г
2 Аналитический
Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. 15.11.2021г
3 Практический
Планирование образовательной деятельности, работа с родителями.
Чтение художественной литературы по теме
Разгадывание загадок о солнце, воде.
Создание выставки «Осенние чудеса!»
Моделирование
15.11-19.11.2021г
4 Контрольный Создать условия для детей в группе в центре для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.
Презентация «Игры – эксперименты во второй младшей группе» 19.11.2021г
Ожидаемый результат: За время реализации проекта «Удивительный мир экспериментов» у детей сформировались представления: о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево); о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение); о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов); о предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополнился словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Благодаря проведению опытов у детей развился познавательный интерес, способность сравнивать, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.
Список используемой литературы:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией МЮ: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. 352 С.
2. О. А. Скорлупова "Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода» 2005г.
3. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ «Сфера», 2001.
4. О. В. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
5. С. Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999.
6. Н. А. Рыжкова «Экологические сказки»
7. Н. А. Рыжова» Экологическое воспитание в детском саду». – М. : Карапуз, 2000.
8. Интернет ресурсы
МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»
Проект
Тема: «Удивительный мир экспериментов»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Подготовил: воспитатель
первой квалификационной категории
Аманова Ольга Николаевна
с. Сакмара 2022г
Содержание
Пояснительная записка …3
Проектная карта …. …4
Матрица проекта…. 5
Используемая литература…9
Приложение Выставка «Осенние чудеса!»
Приложение Презентация «Игры – эксперименты во второй младшей группе»
Пояснительная записка.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Основным методом деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных игр - опытов.
Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Образовательная деятельность Ознакомление с миром природы
ОД «Экспериментирование с водой» Развитие речи
Стихотворение Г. Бойко «Солнышко»
2 Наблюдения, прогулки Подвижная игра «Солнечные зайчики» «Наблюдение за ветром»
Эксперимент «Послушный ветерок» Тематическая прогулка «У солнышка в гостях» Подвижная игра «Капельки и Тучка»
3 Рассказывание Ситуативный разговор: «Если не было бы воды» Беседа «Вода вокруг нас» Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря.
Беседа «О свойствах мокрого и сухого песка» Беседа: «Из чего получаются мыльные пузыри?».
4 Чтение художественной литературы
Рассказ «Как Костя не умывался» Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»; Чтение произведения А. Барто «Девочка чумазая» В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» К. Чуковский «Мойдодыр»
5 Моделирование
«Домик для друзей солнышка»
6 Игры (настольно-печатные, сюжетно-ролевые и дидактические) Разрезные картинки «Собери растения» Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы Кати» Дидактическая игра «Капитаны» (пускание бумажных корабликов) Дидактическаяигра
«Чего не бывает?» Игры – забавы: «Пускание мыльных пузырей»
7 Художественно-творческая деятельность:
рисование «Дождик, дождик, кап, кап, кап…»
Аппликация «Рыбки плавают в аквариуме»
Матрица проекта
Название проекта : «Удивительный мир экспериментов»
Вид проекта : познавательно – игровой.
Проблемное поле: Очень часто в детских садах на занятиях преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, он вынужден получать от педагога готовые сведения о том, как познавали мир другие люди. Такое обучение можно назвать пассивным, у него нет шансов развивать у детей познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания.
Цель:
Формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия.
Задачи:
Воспитательные:
- создать дружескую атмосферу в группе во время проведения эксериментов, воспитание взаимопомощи внутри коллектива
- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
Развивающие:
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в обследовательской деятельности;
-создать условия для экспериментальной деятельности детей;
- совершенствовать мелкую моторику и координацию движений;
- развивать память, мышление, развитие речевых способностей;
-обогащать детско – родительское отношение опытом совместной творческой деятельности.
Образовательные:
- расширять представления о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
- формировать способности самостоятельного обследования предметов;
- обучать умению использовать приборы в обследованиях (лупу, весы, магниты).
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
- ОД
- Игры - эксперименты
- Моделирование
- Чтение художественной литературы
- Наблюдение
Дети:
- Беседы
- Составление рассказа
- Подвижная игра
- Отгадывание загадок
- Художественно – творческая деятельность
Воспитатели группы:
- Создать развивающую предметно-пространственную среду:
- Подобрать иллюстрации
- Подготовить материал для чтения, подобрать книги, загадки, стихотворения
- Маски к подвижной игре
Родители:
Подобрать природный материал для игр - экспериментов
Изготовление поделок вместе с детьми на выставку «Осенние чудеса!»
Итоговое мероприятие: Презентация «Игры – эксперименты во второй младшей группе»
Вид проекта : познавательно – игровой.
Состав участников:
дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам : 1неделя
№№пп Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый Составление паспорта проекта, подготовка материала для экспериментальной деятельности, подбор игр, загадок, стихов 15.11-19.11. 2021г
2 Аналитический
Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. 15.11.2021г
3 Практический
Планирование образовательной деятельности, работа с родителями.
Чтение художественной литературы по теме
Разгадывание загадок о солнце, воде.
Создание выставки «Осенние чудеса!»
Моделирование
15.11-19.11.2021г
4 Контрольный Создать условия для детей в группе в центре для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.
Презентация «Игры – эксперименты во второй младшей группе» 19.11.2021г
Ожидаемый результат: За время реализации проекта «Удивительный мир экспериментов» у детей сформировались представления: о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево); о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение); о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов); о предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополнился словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Благодаря проведению опытов у детей развился познавательный интерес, способность сравнивать, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.
Список используемой литературы:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией МЮ: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. 352 С.
2. О. А. Скорлупова "Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода» 2005г.
3. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ «Сфера», 2001.
4. О. В. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
5. С. Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999.
6. Н. А. Рыжкова «Экологические сказки»
7. Н. А. Рыжова» Экологическое воспитание в детском саду». – М. : Карапуз, 2000.
8. Интернет ресурсы