Инга Кох
Проект «Удивительный мир шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Удивительный мир шахма т»
Цель: знакомство с шахматами и развитие интереса к шахматной игре.
Задачи проекта :
• познакомить детей с историей шахмат и с правилами игры;
• ускорить интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет);
• выработать у детей навык постоянного принятия решения;
Публикация «Проект „Удивительный мир шахмат“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
• выявить детей, которые далее пожелают заниматься шахматам в рамках дополнительного образования.
• привить интерес и любовь детей к игре.
•
Длительность проекта : ноябрь 2019 – декабрь 2019 учебный год.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.
Форма проведения:
• с детьми: совместная деятельность;
• с родителями: родительские собрания, буклет, выставки методической литературы, консультации.
Ожидаемые результаты проекта :
• знать шахматные термины : белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
• называть шахматные фигуры : ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• умение сыграть шахматную партию от начала до конца, воспитывать интерес к совершенствованию игре в шахматы;
• участие в городских турнирах, соревнованиях;
• занимать достойные места в турнирах, соревнованиях.
Место проведения: территория ДОУ
Актуальность проекта
Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.
Принципы проекта :
• принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
• принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
• принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
• принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
• основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
• принцип наглядности;
• принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
• -принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
• принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
• принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
•
Формы работы с детьми включают: подгрупповые занятия, занятия в парах, включающие в себя: специально подобранные игры, упражнения, задания, чтение художественной литературы, соревнования, игры, упражнения, просмотр презентаций, самостоятельная деятельность детей.
Методы обучения: • объяснительно – иллюстративный; • проблемный; • поисковый. Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные. Программа рассчитана на детей 5 -7 лет. Занятия проводятся с подгруппой по 8 человек.
Реализации проекта :
1. Этап подготовительный. - Формирование темы, целей, задач, актуальности, содержание проекта, предположение результата. - Распределение мероприятий, нацеленных на реализацию проекта. - Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта. - Подбор наглядно-дидактического материала, организация развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с возрастом детей.
2. Этап основной.
- Составление ООД, ежедневного планирования, презентаций. - Отгадывание загадок, ребусов, беседы с детьми, чтение рассказов, стихотворений. - Дидактические игры, подвижные игры. - Подготовка материалов для совместной продуктивной деятельности.
3. Этап - завершающий.
Педагогический мониторинг. Оценить уровень овладения шахматной игрой. Выполнение конкурсных заданий.
ноябрь тема задачи содержание
1 неделя «Шахматное королевство» Познакомить детей с историей возникновения шахмат.
Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.
Познакомить с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски. «Шахматная доска и расстановка фигур»
Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
«Шахматные фигуры» Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. Д/и «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая», «Угадай-ка»
«Удивительные клетки» Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Д/и «Выложи из кубиков фрагмент шахматной доски», «Вспомни и скажи», «Раскрась лист бумаги, как шахматная доска».
«Шахматные фигуры» Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Д/и «Прятки», «Что общего?».
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи
Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра
2 неделя «Начальное положение» Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий. «Показ иллюстраций»
«Шахматная фигура Ладья» Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».
вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр. Д/и «На одну клетку», «Через клетку»,
«Ладья»
А ладья – то тяжела.
Раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит,
Королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.
Может сделать рокировку –
Короля упрятать ловко.
Будет домик охранять,
Часовым в дверях стоять.
«Шахматная фигура Ладья» Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.
«Шахматная фигура Слон» Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.
Вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. «Слон»
Слон и воин на спине
Важны в шахматной игре.
Белопольный, чернопольный
Слон, конечно, подневольный.
Ходит он наискосок,
Делает большой бросок.
Но слонов двоих пути
Пересечься не должны.
3 неделя «Шахматная фигура Ферзь» Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.
Вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр. «На одну клетку», «Через клетку», «Через две клетки».
«Ферзь»
Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов.
«Шахматная фигура Конь» Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие. Вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу. «Конь»
Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок,
Через головы прыжок!
Делает такой кульбит-
Взвиться в небо норовит!
Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!
«Шахматная фигура Пешка» Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе» Д/и «Весь отряд – восемь в ряд». «Пешка»
А пехота, как всегда,
Впереди идёт она!
Пешка с пешкою плечом
Движутся всегда ладком.
Все мечтают, как одна,
Дослужиться до ферзя!
Одному лишь я не рад –
Ей нельзя ходить назад.
Ходит прямо, рубит в бок,
Не бывает ход широк.
Лишь однажды первым ходом,
Через клетку переходит.
На проходе может сбить.
Будут знать куда ходить!
«Шахматная фигура Король» Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.
Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Д/и «Прямо и наискосок».
«Король»
Вот король – он войском правит,
Соблюдает много правил:
Он не ходит далеко
Шаг лишь делает всего.
Встаёт рядом он на клетку,
Отдаёт приказы метко.
Лишь дебют закончит ловко
Может сделать рокировку.
А без войска остаётся,
То врагам он не сдаётся.
В рукопашную идёт,
Лично всем отпор даёт.
4 неделя «Шах и мат» Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий. «Шах и мат»
Шах и мат не путай брат.
Знает каждый – стар и млад:
Если спасся падишах-
Это будет только шах.
Если ж королю не скрыться,
Перекрыты все границы,
Значит это точно мат.
А противник будет рад!
Шахматный досуг Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы. Доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру.
За шахматной доскою
Я целый час сижу.
Игра ведь не простая,
Но я её люблю
Поделки
Лепим любую понравившуюся фигуру. Научиться лепить шахматные фигуры.
Формировать интерес к шахматам через искусство.
Развивать фантазии через лепку фигур.
Педагогический мониторинг.
Оценить уровень овладения шахматной игрой Выполнение конкурсных заданий
Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 6-7 лет.
Цели: выявить знания детей истории шахматной игры, действий с шахматными фигурами и пешкой, умение определять, где на шахматной доске объявлен «шах», «мат» королю, умение разыгрывать шахматные положения, умение ставить шах, мат.
Задание № 1. Инструкция: Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще в древности. Назови, каких чемпионов мира по шахматам ты знаешь?
Задание № 2. Инструкция 1: Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Инструкция 2: Съешь фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Задание № 3. Инструкция: Скажи, что такое «шах». Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен «шах».
Задание № 4. Инструкция: Скажи, что такое «мат» в шахматах. Найди схему, где в шахматной партии королю объявлен «мат».
Задание № 5. Инструкция 1: Определи на шахматной доске - куда должен встать белый слон, чтобы перекрыть ход черной пешке? 18 Инструкция 2: Определи на шахматной доске - куда сходить белому королю? Инструкция 3: Определи на шахматной доске - куда сходить белому ферзю, чтобы напасть на ладью? Инструкция 4: Определи на шахматной доске - куда сходить белой ладье, чтобы сделать тупик коню? Инструкция 5: Определи на шахматной доске - как черному слону напасть на белую ладью?
Задание № 6. Инструкция: Поставь на шахматной доске черному королю «шах» ладьей (слоном, конем, ферзем, пешкой).
Задание № 7. Инструкция: Поставь на шахматной доске «мат» черному королю.
Список литературы:
1. И. Г. Сухин «Шахматы для самых маленьких»
2. Ференц Халанс, Золтан Геци «Приключения в шахматном королевстве»
3. Шахматы. Уроки лучшей игры: самый полный самоучитель. Играй лучше, чем папа
Интернет-ресурсы:
1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн : [сайт] URL : https://www.chess-master.net/articles/3.html;
2. Шахматы : [сайт] URL : https://www.shahmatik.ru/;
3. Шахматная библиотека : [сайт] URL : https://webchess.ru/ebook/.
Фотоотчет проекта
История возникновения шахмат.
Знакомство с шахматной доской.
Поиграли в дидактические игры:
"Узнай фигуру". ( задачи:способствовать развитию тактильных ощущений, памяти,уметь найти фигуру по её описанию, обследуя фигуру с закрытыми глазами, назвать её)
Лепим любую понравившуюся фигуру.