Павлова Екатерина
Проект «Удивительный мир рыб» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта : информационно-творческий.
По составу участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (17.04.2023г. по 23.04.2023г.)
По роду деятельности: изучение различных информационных источников (беседы, занятия, изучение научной и художественной литературы, видео и интернет ресурсы); просмотр мультфильмов «Подводная братва», «В поисках Немо», «; наблюдение за рыбами в домашних аквариумах; художественное творчество, дидактические и подвижные игры.
Выявление проблемы:
• Что вы знаете о рыбах?
Публикация «Проект „Удивительный мир рыб“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Рыбы живут в воде, они плавают. У рыбы есть голова, хвост, плавники.
• Что вы хотите о них узнать?
Где живут, какие рыбы? (море, океан, реки, аквариум). За чем рыбам плавники и хвост? Чем дышат рыбы под водой? Почему их тело покрыто чешуей? Как устроено тело рыб? Какую роль играют рыбы в природе?
Проблема. Дети имеют недостаточно представлений о разнообразии подводного мира, видах рыб, условиях их обитания и приспособления к этим условиям, о значении рыб в экосистеме планеты Земля.
Актуальность проекта
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки. Но сформировать экологическую культуру без знаний об окружающем мире невозможно. А вокруг нас так много неизведанного и прекрасного. Необходимо, чтобы дети познакомились с этим загадочным и таинственным миром.
Писатель натуралист Николай Сладков писал о рыбах: «На земле около 200 тысяч видов разных рыб, больше чем лягушек, тритонов, жаб, саламандр, змей, ящериц, всех птиц и всех зверей, вместе взятых! Рыбы — дети воды: где вода, там и рыбы. Каких только рыб нет!».
Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Поэтому я решила разработать проект для детей средней группы «Удивительный мир рыб», чтобы помочь детям узнать, «увидеть» «царство» рыб.
Объект изучения: В качестве объекта изучения нами были выбраны разнообразные виды рыб (аквариумные, речные, морские) и места их обитания.
Цель проекта : расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.
Задачи проекта :
Образовательные:
- формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; о разнообразии рыб.
- формировать представления о характерных особенностях строения рыб: форма тела, плавники, жабры и т. д., о питании и среде обитания рыб.
Развивающие:
- развивать интерес к познанию окружающего мира;
- развивать познавательные процессы (память, воображение, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, творческие способности);
- развивать речь, активизируя и обогащая словарный запас детей.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней;
- прививать чувство прекрасного при рассматривании красивых подводных пейзажей.
Ожидаемые результаты проекта :
- у воспитанников сформированы представления о разнообразии рыб, о характерных особенностях их строения: форма тела, плавники, жабры и т. д., о питании и среде обитания рыб;
- в экологическом уголке группы пополнена развивающая среда;
- результаты художественного творчества оформлены в выставке работ;
- родители вовлечены к участию в проектной деятельности.
Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Содержание образовательных областей
Образовательная область Содержание Основные задачи
Социально-коммуникативное развитие Совместная деятельность:
•Беседы и проблемные ситуации
•Дидактические, словесные, подвижные игры.
• работа «Рыбки в аквариуме»
•Сюжетно-ролевые игры «Путешественники», «Экскурсоводы»
•Оформление выставки книг и рисунков «Морские рыбки»
Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Познавательное развитие Образовательная деятельность:
• (ознакомление с окружающим миром) «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»
• (ручной труд) «Рыбки в аквариуме» конструирование оригами рыбки.
Совместная деятельность:
•Беседа «Почему рыбы живут в воде?»
•Проблемная ситуация «Как сохранить подводный мир?»
•Проблемная ситуация «Что случиться, если исчезнут рыбы?»
•Проблемная ситуация «Как очистить речку?»
Проблемная ситуация «Как помочь рыбам зимой?» •Отгадывание кроссворда «Подводные обитатели»
•Д/и «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Три царства рыб», «Четвертый лишний», «Сходства и отличия», «Узнай рыбу по описанию» Пополнять объем знаний и сведений детей об обитателях подводного мира. Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания. Расширять знания об экосистемах планеты Земля. Развивать любознательность, расширять кругозор. Развивать у детей внимание, память, воображение, познавательный интерес.
Учить детей ориентироваться в пространстве.
Развивать умение анализировать проблемные ситуации, находить выход из них, аргументировать свои предложения и идеи.
Речевое развитие Образовательная деятельность:
• составление описательных рассказов о рыбах
Совместная деятельность:
•Разучивание пословиц и поговорок о рыбах, отгадывание загадок
•Разучивание индивидуальных стихотворений о рыбах
•Д/ и: «Поймай больше слов», «Узнай рыбу по описанию», «Чей плавник? Чья голова? Чей хвост?», «Расшифруй рыбу», «Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Расскажи» Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
Упражнять в звуковом, буквенном анализе и синтезе.
Развивать коммуникативные умения детей в процессе совместной деятельности друг с другом и со взрослым.
Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность:
• рисование «Морские рыбки», Аппликация «рыбки в море». Рисование на асфальте мелками «Моя рыбка в аквариуме»
Совместная деятельность:
• Чтение и прослушивание: С. Сахаров «Морские сказки», С. Воронина «Добрая раковина», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Л. Е. Пермяка «Первая рыбка», рнс «По щучьему велению»
•Чтение стихотворений о морских обитателях
•Народные пословицы, поговорки, загадки о рыбах
•Оформление индивидуальных информационных страничек о рыбах с родителями Развивать эстетические чувства, творческие способности, воображение и фантазию. Закреплять технические приемы изодеятельности при создании творческих работ. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Знакомить детей с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о разных рыбах.
Физическое развитие Совместная деятельность:
Комплексы пальчиковых гимнастик
Физкультминутки
Подвижные игры: «Ручеек», «Удочка», «Караси и щука», «Море волнуется» Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, умения согласовывать слова и движения, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.
Основными методами и приёмами проекта являются : занятия, беседы и вопросы, проблемные ситуации, чтение и изучение научной литературы и художественных произведений (рассказы, сказки, загадки, пословицы и поговорки, рассматривание демонстрационных пособий и альбомов, просмотр документальных фильмов, презентаций, интернет материалов по теме проекта, дидактические и словесные игры, подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики.
Практическая значимость проекта
Для детей: появился интерес к работе с различными информационными источниками для получения знаний и представлений об объектах живой природы, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения и делиться ими со сверстниками.
Для воспитателей группы : состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта; получили признание родителей и других педагогов.
Для родителей: улучшились детско-родительские отношения в семьях; родители стали больше проводить свободного времени вместе с детьми, беседовать с ними об охране окружающей среды, совершать совместные поездки и экскурсии; приняли активное и заинтересованное участие в проекте «Удивительный мир рыб»; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; смогли реализовать свои творческие способности.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный – определение темы проекта; мониторинг знаний детей о рыбах; постановка проблемы; сбор и накопление материала по проекту, изготовление альбомов про рыб и дидактических игр; разработка плана проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
2. Практический - дать первичную информацию о рыбах, знакомство детей с характерными особенностями строения, питания и среды обитания рыб; знакомство с литературными произведениями; рассмотрение картин и беседы по их содержанию, разучивание пальчиковой гимнастики, загадывание загадок; прослушивание детских песен на морскую тематику, звуков моря, рек и др. водоёмов; просмотр познавательных мультфильмов и презентаций о рыбах; изготовление поделок, рисунков, придумывание рассказов о рыбках, просмотр мультфильмов совместно с родителями; привлечение детей к реализации намеченного перспективного плана; изготовление дидактической игры по РЭМП «Рыбы», альбомов с иллюстрациями «Речные рыбы», «Морские рыбы», «Аквариумные рыбы», оборудование для дыхательной гимнастики.
3. Заключительный – мониторинг знаний на конец работы над проектом, обобщение материала, организация выставки, создание видео ролика «Удивительный мир рыб», изготовление макета аквариума, стенгазеты.
Сотрудничество с семьё й: Выставка поделок «Обитатели водоемов», создание видео ролика «Удивительный мир рыб», изготовление стенгазеты.
Ресурсное обеспечение: Иллюстрации, картинки, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, принтер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный – определение темы проекта; мониторинг знаний детей о рыбах; постановка проблемы; сбор и накопление материала по проекту, изготовление альбомов про рыб и дидактических игр; разработка плана проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
2. Практический - дать первичную информацию о рыбах, знакомство детей с характерными особенностями строения, питания и среды обитания рыб; знакомство с литературными произведениями; рассмотрение картин и беседы по их содержанию, разучивание пальчиковой гимнастики, загадывание загадок; прослушивание детских песен на морскую тематику, звуков моря, рек и др. водоёмов; просмотр познавательных мультфильмов и презентаций о рыбах; изготовление поделок, рисунков, придумывание рассказов о рыбках, просмотр мультфильмов совместно с родителями; привлечение детей к реализации намеченного перспективного плана; изготовление дидактической игры по РЭМП «Рыбы», альбомов с иллюстрациями «Речные рыбы», «Морские рыбы», «Аквариумные рыбы», оборудование для дыхательной гимнастики.
3. Заключительный – мониторинг знаний на конец работы над проектом, обобщение материала, организация выставки, создание видео ролика «Удивительный мир рыб», изготовление макета аквариума, стенгазеты.
Сотрудничество с семьё й: Выставка поделок «Обитатели водоемов», создание видео ролика «Удивительный мир рыб», изготовление стенгазеты.
Ресурсное обеспечение: Иллюстрации, картинки, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, принтер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности.
Содержание деятельности Участники
•Оформление выставки книг и энциклопедий о рыбах
•Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением разных видов рыб
•Чтение стихотворений о морских обитателях
•Чтение рассказа С. Воронина «Добрая раковина».
Чтение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
•Прослушивание аудиозаписи С. Сахарнов «Морские сказки»
• (ознакомление с окружающим миром) «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»
• (рисование) «Морские рыбки» Воспитатели
Дети
•П/и «Удочка», п/г «Налим»
•П/и «Ручеек», •П/и «Летучая рыба», физкультминутка «Ерши»
•П/и «Караси и щука»
•П/и «Море волнуется»
•Д/и «Кто где живет», «Поймай больше слов»
•Д/и «Кто чем питается», «Три царства рыб»
•Д/и «Кто где живет», «Назови ласково», «Семейка слов»
•Д/и «Подскажи словечко», «Что изменилось?»
•Д/и «Четвертый лишний», «Расшифруй рыбу по схеме», «Чей плавник, чья голова, чей хвост?»
•С/р игра «Путешественники»
•Проблемная ситуация «Что случиться, если исчезнут рыбы?» Воспитатели
Дети
•Просмотр видеофильма об обитателях океана
•Рисование на асфальте мелками «Моя рыбка в аквариуме» Воспитатели
Дети
•Разучивание скороговорки о карпе и крабе
•Разучивание пословиц и поговорки о рыбах
•Беседа «Почему рыбы живут в воде?»
(речевое развитие) Составление описательных рассказов о рыбах Воспитатели
Дети
Аппликация «рыбки в море».
•Проблемная ситуация «Как сохранить подводный мир?» Воспитатели
Дети
конструирование оригами «рыбки». Воспитатели
Дети
•Проблемная ситуация «Как очистить речку?»
•Прослушивание аудиозаписи рнс «По щучьему велению» Воспитатели
Дети
•С/р игра «Экскурсоводы»
(ручной труд) «Рыбки в аквариуме» - Воспитатели
Дети
•Отгадывание кроссворда «Подводные обитатели»
•Проблемная ситуация «Как помочь рыбам зимой?» Воспитатели
Дети
4 этап: Заключительный Презентации индивидуальных информационных страничек
о подводных обитателях,
Список использованной литературы:
1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.
2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты / Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.
4. Вахрушев А. А. Мир и человек. – М. : Дрофа, 1998.
5. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие / Н. А. Кочкина. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
7. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004.
8. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.