Ирина Чернова
Проект «Удивительный мир Корнея Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект к 140- летию со дня рождения К. Чуковского
"УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР
КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО"
«Цель сказочника, –воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность
человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям
другого, переживать чужую судьбу, как свою…»
К. И. Чуковский
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
ПРОЕКТ "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО"
31 марта 2022 года исполняется 140 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского – замечательного русского писателя, классика отечественной детской литературы, на чьих стихотворных сказках выросло не одно поколение нашей страны.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2025
Корней Иванович Чуковский (1882 - 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они говорят, думают, переживают, писал для них стихи и прозу, переводил лучшие образцы мировой детской поэзии. И всё же главным вкладом К. Чуковского в отечественную детскую литературу были и остаются его стихотворные сказки, адресованные самому маленькому читателю и ставшие "неотъемлемым атрибутом детства". Сказки Чуковского становятся способом познания мира.
Первая сказка К. Чуковского - "Крокодил" - написана в 1916 г. Уже в этом произведении отчётливо проступают те черты, которые затем станут стержнем сказочной Вселенной К. Чуковского. В основе сюжета - "страшная история" про "девочку Лялечку", завершающаяся её чудесным спасением "удалым героем" Ваней Васильчиковым. С этим типом сюжета читатель встретится ещё не раз - например, в сказках "Муха-цокотуха" и "Тараканище". В процессе развития сюжета друг друга сменяют два постоянных мотива сказок К. Чуковского: страшное и смешное. И то, и другое - прежде всего инструмент: напугать или рассмешить читателя - вовсе не самоцель. Исследователи творчества К. Чуковского приходят к выводу, что страх в его сказках становится средством воспитания в ребёнке способности сочувствовать, сопереживать героям. Кроме того, читая эти сказки, ребёнок учится свои страхи преодолевать, ведь тот мир, который раскрывает перед ним автор, по определению добр. Не случайно многие сказки открываются или, напротив, завершаются картиной всеобщего веселья, праздника.
Именно поэтому, знакомясь с удивительным миром К. Чуковского в самом раннем возрасте, дети получают первоначальные представления о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек.
Волшебство сказок Корнея Чуковского вновь зажжет огоньки в сердцах маленьких детей.
Актуальность проекта
В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов. Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им при общении.
Корней Чуковский - один из любимых детских авторов. Кто же не знает Муху Цокотуху, Мойдодыра, бабушку Федору и других персонажей Корнея Ивановича Чуковского? Его произведения написаны простым детским языком, эмоциональны, доступны для детей, легко воспринимаются, ведь К. И. Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Но в то же время они очень ценны с точки зрения воспитания в детях бережного отношения к вещам, своему здоровью и внешнему виду, развития в детях умения постоять за себя, воспитания желания помочь слабым.
Необходимость приобщения ребёнка к чтению, начиная с раннего детства, бесспорна. Сказка способствует всестороннему развитию личности, помогает не только овладевать речью и развивать творческие способности, но и познавать окружающий мир.
Вид проекта: творческо-познавательный.
Цель проекта: Развитие устойчивого интереса к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского, классика детской литературы, формирование свободной творческой личности ребёнка через ознакомление детей с произведениями К. И. Чуковского.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.
2. Развивать у детей устойчивый интерес к чтению художественной литературы.
3. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,
посредством произведений К. И. Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду.
4. Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
Участники проекта: дети, воспитатели и родители первой младшей группы.
По времени проведения - краткосрочный
В рамках проекта проводились тематические занятия, игры.
Ожидаемые результаты:
Участие детей в проекте будет способствовать сплочению детско - взрослого коллектива, формированию знаний о художественных произведениях К. И. Чуковского.
У детей повысится интерес к произведениям художественной литературы.
У родителей повысится уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературы в воспитании детей.
Организация выставки рисунков (с привлечением родителей) по сюжетам сказок К. И. Чуковского.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
- обсуждение проекта воспитателями, составление плана мероприятий;
- подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
- подбор литературных произведений К. Чуковского для детского чтения;
- подбор дидактических игр;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
- Оформление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций по домашнему чтению;
- Организация группового пространства, отвечающего современным ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде.
II. Основной этап:
- оформление уголка чтения «Сказки дедушки Корнея»;
1. Совместная деятельность с детьми:
Организованная образовательная деятельность:
- Чтение произведений К. И. Чуковского;
- Рассматривание иллюстраций по произведениям К. И. Чуковского;
- Заучивание стихотворений;
- Отгадывание загадок по сказкам К. И. Чуковского.
Продуктивная деятельность:
Лепка: коллективная лепка «Лучики для солнца», «Полотенце пушистое»
Рисование: "Варенье для Мухи-Цокотухи», «Чашка для Федоры»
Игровая деятельность:
Сюжетно - ролевые игры:
"Доктор Айболит", «Испорченный телефон»
Дидактические игры: «Собери сказку», «Из какой сказки», «Угадай героя по описанию», «Угадай, к какой сказке иллюстрация». Настольные игры: «Разрезные картинки», Лото «Сказки»
Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище», «Каравай» («Муха-цокотуха», «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»)
Реализация проекта в разных формах и видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
1. Познавательное развитие:
Знакомство с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.
Отгадывание загадок К. И. Чуковского.
Знакомство с разными представителями животного мира при помощи произведений К. Чуковского.
Знакомство с правилами обращения с книгой.
Дидактические игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию».
Игра-викторина «Из какой сказки отрывок».
2. Речевое развитие:
Ознакомление с художественной литературой: «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище».
Заучивание отрывков из сказок К. Чуковского.
3. Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит», «Испорченный телефон».
4. Физическое развитие:
Формирование культурно-гигиенических навыков на основе произведений К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».
Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище», «Каравай» («Муха-цокотуха», «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»)
5. Художественно-эстетическое развитие:
Рассматривание иллюстраций разных художников к произведениям К. Чуковского.
Рисование: «Варенье для Мухи Цокотухи», «Чашка для Федоры»
Лепка: коллективная лепка «Лучики для солнца», «Полотенце пушистое»
2. Совместная деятельность с родителями:
2.1. Оформление папки - передвижки для родителей «Читайте детям сказки»,
2.2 Консультации для родителей по теме:
- «Сказки К. И. Чуковского – помощники в воспитании и развитии дошкольников»;
- «5 правил Корнея Чуковского, как воспитать в ребенке талант»;
- «Корней Чуковский, или с чего начинается детская библиотека поэзии»;
- Участие родителей в тематической выставке совместных работ детей и родителей по произведениям К. Чуковского «В гостях у сказки»
III. Итоговый этап:
- обобщение материалов проекта в виде выставки семейных работ по произведениям К. Чуковского «В гостях у сказки»;
- оценка реализации проекта (подведение итогов проекта, награждение активных участников).
Результаты проекта
Проект был направлен на развитие интереса детей к книгам; в процессе реализации воспитанники с помощью педагогов и родителей смогли обогатить познавательный опыт, развили свои творческие способности. Во время проекта воспитанники познакомились с автором сказок (узнают по фотопортрету и называют по имени дедушка Корней, со сказками: «Муха Цокотуха», «Телефон», «Тараканище», «Мойдодыр», «Краденное солнце», выполняли поделки и рисунки с любимыми героями. В группе созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского. Создана библиотека произведений детского поэта.
В ходе проектной деятельности у детей повысился интерес к чтению художественной литературы. Дети многое узнали о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского, с удовольствием заучивали и декламировали отрывки из сказок. Укрепились и усовершенствовались партнерские взаимоотношения семьи и детского сада, детей и родителей. Все участники проекта получили позитивные эмоции, радость от совместной деятельности.
В ходе проектной деятельности проводились занятия по чтению художественной литературы, беседы, занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка, рисование).
Вывод: Сказки К. И. Чуковского входят в жизнь ребенка как добрые, веселые, а иногда и насмешливые друзья. Сказки смеются и плачут вместе с ним. И вместе с ним растут, открывая ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений. Сказки Чуковского не только радуют, но и учат: «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности; «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку; «Телефон» - быть добрыми, заботиться о других; «Тараканище», «Краденное солнце» и «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим. Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие. Проект прошел успешно. Цель проектной деятельности достигнута, все задачи выполнены.
Список литературы:
1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
2. Корней Чуковский: Все сказки К. Чуковского.
3. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга.
4. Жукова Г. Д. Семейное чтение.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем продолжить начатую работу.