Валентина Новоселова
Проект «Удивительные сказки Сутеева». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительные сказки Сутеева
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №33»
Проект
«Удивительные сказки Сутеева»
Подготовила воспитатель высшей категории
Новоселова В. А.
Публикация «Проект „Удивительные сказки Сутеева“, Старшая группа» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Сутеев В.Г.
- Сутеев В.Г. Проекты
- Темочки
«Наша задача научить ребенка читать правильно, понимать смысл прочитанного. Если до десяти лет не сделать это профессионально, то ребенок не будет креативной творческой личностью!»
Тип проекта : творческий
Сроки проекта : сентябрь - февраль
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Актуальность проблемы:
Поводом к разработке проекта послужила тревожная тенденция: в последние годы в России чтение стало терять статус нации культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения и потере интереса к литературе. Каковы же причины?
- много отвлекающих моментов: интернет и телевидение.
- изобилие массовой литературы, отвлекающей от классической.
- нехватка времени у родителей, не читающий родитель.
Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети. У детей нет интереса к книге, тяги к чтению, любви к художественной литературе.
Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. В последнее время чтение художественной литературы детям родителями заменяют просмотром мультфильмов или компьютером.
Значение приобщения детей к художественной литературе через чтение книг трудно переоценить. Именно оно открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Иллюстрация формирует у детей эстетический вкус, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета.
Знакомство с творчеством В. Сутеева – один из путей формирования у детей дошкольного возраста навыков, необходимых для правильного общения с книгой. Это возможность познакомить детей с историей детской книги, воспитать эстетическое восприятие произведений искусства.
Чем же так нравятся детям сказки Владимира Сутеева?
Сюжеты их просты и незатейливы, они понятны даже самым маленьким читателям. Каждая из сказок несет добро и свет, учит настоящей дружбе, порицает трусость, хвастовство и жадность. Сказки Сутеева легко и ненавязчиво преподают детям первые уроки любви к природе, доброты, борьбы со злом и прежде всего в себе.
Сутеев был необыкновенно талантливым человеком. За свою жизнь он успел подарить маленьким читателям множество своих произведений, иллюстраций, мультфильмов. До сих пор книги с его иллюстрациями особенно любимы детьми и взрослыми. Свой чрезвычайный талант Владимир Григорьевич отдал на служение детям. Именно для них было предназначено все его творчество и вся его жизнь. .
В книгах Владимира Григорьевича Сутеева живут серьёзные зверушки – запасливый Ежик, трусоватый, но добрый Заяц, любопытные котята, хозяйственный Щенок. И все они учат добру и справедливости.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя, художника- иллюстратора, мультипликатора В. Сутеева.
2. Расширять читательский опыт и навык эстетического слушания и восприятия художественных произведений автора.
3. Расширить кругозор детей путём ознакомления со сказками из книги В. Сутеева «Сказки и картинки».
4. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
5. Расширять словарный запас детей, воспроизводить сказки В. Сутеева, через театрализованную деятельность.
Развивающие:
1. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, эмоционально-оценочную и объяснительную речь.
2. Развивать интерес с театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
3. Формировать устойчивый интерес к произведениям В. Сутеева.
4. Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать.
5. Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания к слабым и беззащитным через произведения В. Сутеева.
2. Воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к художественным произведениям.
Взаимодействие с родителями:
1. Приобщать родителей к проблеме детского чтения.
2. Формировать у взрослых навыки грамотного читателя и эмоционального чтения.
3. Укрепить традиции семейного чтения.
Краткое содержание проекта :
1 этап: Подготовительный
- консультация для родителей;
-оформление книжного уголка в группе;
-подбор наглядно-дидактического материала.
2 этап: Основной
-реализация плана проекта;
-рассматривание иллюстраций сказок;
-чтение и рассказывания сказок, беседа по прочитанной сказке;
-проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных,
словесных игр;
-отгадывание загадок по сказкам;
-драматизация сказок;
-раскрашивание иллюстраций к сказкам;
- ОД «В гостях у сказки».
3 этап: Заключительный
- помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками;
- домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам);
- чтение сказок с детьми дома;
-подведение итогов проектной деятельности.
Ожидаемый результат проекта.
В результате данного проекта дети познакомятся с творчеством В. Г. Сутеева, найдут ответы на интересующие их вопросы о животных в произведениях В. Г. Сутеева, расширят свои знания и представления о природе и животном мире.
Пополнят словарный запас; в игре – драматизации дети научатся передавать характерные особенности персонажей произведений.
У детей сформируется понимание и различие положительных и отрицательных эмоциональных состояний через произведения В. Г. Сутеева.
Повысится интерес у детей к классической детской литературе, сказкам.
Выполнение проекта
Организовала выставку книг В. Сутеева. Познакомила детей с коллекцией книг В. Сутеева, рассказала о правильном обращении с книгами, как выбирать книги. Наши дети заинтересовались живыми иллюстрациями и сказками автора. Так было решено познакомить с писателем, художником, сценаристом Владимиром Сутеевым.
Поставив цели и определив задачи, мы разработали план проекта. Провели анкетирование родителей, которое показало низкий уровень чтения художественной литературы. Поэтому мы разнообразили и придумали новые формы взаимодействия с родителями, прививая тем самым любовь к детской классической литературе.
Работа по проекту велась в течение шести месяцев.
В непосредственно образовательной деятельности дети познакомились со здоровье сберегающими технологиями, используя сказки В. Сутеева. Вместе с детьми рассматривали и читали книги, смотрели мультипликационные фильмы и прослушивали аудиозаписи, проводили беседы. В рамках проектной деятельности проводились большая работа по театральной деятельности. Так же дети проявили себя в продуктивной деятельности: лепке, рисовании, аппликации, оригами.
К концу проекта «Удивительные сказки В. Г. Сутеева», благодаря творческой увлеченности педагогов и планомерности в работе, были получены положительные результаты. Родители и дети познакомились с биографией и творчеством Сутеева. При проведении опроса в конце проекта «Будете ли Вы читать с ребёнком дома сказки Сутеева?», все согласились продолжить знакомство с творчеством этого писателя и прислушиваться к рекомендациям педагогов. Многие родители приобрели книги с его сказками.
Этапы работы над проектом
Месяц Тема Цель Работа с родителями
СЕНТЯБРЬ 1 неделя Изучение биографии писателя. Формирование интереса дошкольников к обобщённому образу художника – иллюстратора Анкетирование родителей на тему «Массовое чтение людей»
2 неделя Подбор детской художественной литературы Развивать интерес
3 неделя Беседа с детьми о творчестве писателя, художника и мультипликатора
В. Г. Сутеева.
«Любишь ли ты книги?» Воспитание активного отношения к творческой деятельности художника – иллюстратора; желание узнавать новое. Оформление информационного уголка для родителей: «Творчество
В. Г. Сутеева»
4 неделя Рассматривание иллюстраций произведений: «Мешок яблок», «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка». Развивать интерес к книжной графике.
ОКТЯБРЬ 1 неделя Чтение произведений: «Мешок яблок», «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка», «Палочка-выручалочка».
Упражнения на имитацию движений Формирование интереса к сказкам, эмоциональному переживанию, осмыслению текста; вовлекать в разговор после прослушивания.
2 неделя Рассматривание иллюстраций произведений: «Три котенка», «Разные колеса», «Под грибом».
Разрезные картинки «Назови сказку»
Заучить пословицы о дружбе Закреплять представления о художниках
иллюстраторах детской книги, находить иллюстрации, созданные В. Сутеевым; развивать мышление, воображение. Консультация для родителей
«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
3 неделя • Д/и «Узнай и назови сказку».
НОД Рисование по сказке «Под грибом».
Отгадывание загадок на тему «Герои сказок». Учить узнавать произведение по отрывку; отражать в рисунке свои впечатления о
прочитанном
4 неделя Д/и «Угадай, кто меня нарисовал».
Драматизация сказки «Мешок яблок» Развитие актерских способностей Подбор раскрасок по произведениям В. Сутеева
Месяц Тема Цель Работа с родителями
НОЯБРЬ 1 неделя Беседа «Герои сказок – какие они?»
НОД лепка по сказке «Палочка – выручалочка»
Д/и «Какой персонаж сказки лишний». Расширение знаний детей о характере героев;
воспитывать интерес и желание отображать в лепке, эпизоды литературных произведений
2 неделя Сюжетно-ролевая игра: «Книжкина больница»
Занятие – игра по сказке Сутеева В. Г. «Капризная кошка» Приучение к бережному отношению к книгам, учить «чинить» «заболевшую» книжку; формировать интерес к сказкам.
3 неделя Построение наглядной модели сказки В. Сутеева «Кораблик».
Д/и «Собери картинку» по произведениям В. Г. Сутеева. Освоение действия построения наглядной модели сказки (её плана).
развивать умение собирать целое из частей.
Просмотр мультфильмов Сутеева
4 неделя Игровые упражнения:
«Кто больше соберет яблок в саду»
Просмотр с детьми мультфильмов по сказкам В. Сутеева Дать детям представление о том, что В. Сутеевым написаны сценарии мультфильмов.
ДЕКАБРЬ 1 неделя Беседы: «Какие домашние животные живут у вас дома?», «Какую пользу приносят домашние животные?» Уметь рассказывать о своих животных, строить правильные предложения Консультация для родителей
«Особенности чтения сказок о животных»
2 неделя Рассматривание иллюстраций произведений: «Кто сказал мяу?», «Яблоко», «Цыпленок и утенок», «Что это за птица?» Уметь рассказать об увиденном, развивать речь. Поделки по сказкам Сутеева
3 неделя Чтение сказок писателя : «Кто сказал мяу?», «Кораблик», «Яблоко», «Цыпленок и утенок», «Что это за птица • Развивать интерес к художественной литературе, учить оценивать характеры, поступки героев
4 неделя НОД лепка животных: волк, заяц, медведь».
Упражнение на развитие мимики «Изобрази животное
Сюжетно ролевая игра «Зоопарк» Учить лепить животных;
развивать сценическую выразительность: движения, жесты, мимика; учить объединяться в игре и распределять роли.
Месяц Тема Цель Работа с родителями
ЯНВАРЬ 2 неделя НОД рисование по сказке Кораблик»
Д/и «Узнай и назови сказку».
Составление сказки по картинкам.
Словесная игра «Что сначала, что потом». Развивать умение отражать в рисунке впечатления, полученные от прослушивания;
развивать мышление, речь, умение составлять сказку.
3 неделя Викторина по сказкам Владимира Григорьевича Сутеева
ТРИЗ «Хороший — плохой» (Бывают ли плохие герои? Почему) Закрепление знаний о сказках В. Сутеева;
уметь оценивать поступки героев, размышлять Консультация для родителей «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
4 неделя Д/и «Подбери иллюстрацию
Беседы: «Что такое доброта»
Сюжетно-ролевые игра «Библиотека» Развивать мышление, воспитывать умение распределять роли, объединяться в игре
ФЕВРАЛЬ 1 неделя НОД по сказке В. Сутеева «Под грибом»
П/игра «Кто самый быстрый?» Продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказки; передавать интонацией и голосом характеры персонажей Участие в выставке рисунков «Удивительные сказки В. Сутеева»
2 неделя Беседы: «Какие сказки Сутеева ты знаешь?», «Какая сказка твоя самая любимая?», «За что тебе нравятся сказки Сутеева?» Обобщение и закрепление полученных знаний по сказкам, уметь рассуждать
3 неделя НОД аппликация на тему «Твоя любимая сказка»
Отгадывание загадок о сказочных героях Воспитывать интерес к аппликации;
закрепить героев сказок
• Выставка-конкурс рисунков и поделок по сказкам
4 неделя Драматизация по сказке «Под грибом» Учить передавать интонацией и голосом характеры персонажей, развивать творческие способности